Открытый урок по руссскому языку на тему "Правописание одной и двух букв Н в прилагательных и причастиях"

Разделы: Русский язык


Тема урока: «Правописание одной и двух букв Н в прилагательных и причастиях».

Цели и задачи:

  • повторить написание -н-, -нн- в прилагательных и причастиях;
  • совершенствовать навыки грамотного письма;
  • развивать эстетические наклонности учащихся, прививать любовь к поэзии;
  • развивать навыки работы с ИКТ.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

Диспут физиков и лириков
Все идет и до сих пор
Что важнее: чувства нежные
Или дизельный мотор?
Как бы мне, любя всю эту технику,
Вдруг поэзии не изменить?
Ну а может быть рискнуть –
Попробовать – вместе их соединить?

Пришли сюда мы на урок, чтобы компьютер нам помог
В проблеме важной разобраться и никогда не ошибаться.
Пишите тему вы в тетрадь, чтобы быстрей урок начать.
Хочу, чтоб ясно стало всем, одну писать или две H?

2. Компьютерная презентация (Приложение 1, слайд №1)

Сейчас под бурные овации
Мы начинаем презентацию.
Смотрите только на экран,
И быстро он подскажет вам,
Как без гаданий и молитв,
Используя лишь алгоритм,
Все буквы правильно писать,
Ошибок ввек не допускать.

Итак, на первый взгляд сумбур, (слайд №2)
Какой-то дикий каламбур!
Здесь «н» – одна, а здесь их две,
Мутится, право, в голове.
Чтоб нам задачу разрешить,
Должны мы что определить? (слайд №3)
(учащиеся делают вывод по слайду)
Теперь присмотритесь внимательно, (слайд №4)
Перед нами – отыменные прилагательные.
В них надо лишь суффиксы знать,
Да исключения правильно писать.
Правда, есть одно добавление:
Слова с основой на -н- вызывают волнение.
Вы про них никогда не забывайте:
Правильно корень выделяйте.
И наберитесь терпения:
Ждут нас еще исключения. (слайды № 5 и 6)

Дальше речь – про слова отглагольные, (слайд №7)
На сленге вашем, молодежном,– очень прикольные,
А на литературном – мы назовем их не обычные:
Не вмещаются в рамки привычные,
В них просто знать суффиксы – это немного,
Пойдем мы к решенью другою дорогой.
Два вида глагола мы знаем, друзья.
Без этого нынче никак нам нельзя.
(вывод по слайду)
Но чтобы принять правильное решение,
Надо опять же помнить про исключения. Слайды №8 и 9

3. Объяснение записанных слов по цепочке

А здесь, посмотрите, уж вывод готов (слайд №10)
Поможет он нам в объяснении слов.
Займемся мы с вами вновь теми словами, (слайд №11)
Но их объяснить вы должны теперь сами.
Итак, стихов под четкий ритм (слайд №12)
Составили мы алгоритм. (Приложение 2)
Ну а теперь пора и за работу.
Чтоб не добавилось всем нам заботы,
В него заглядывать порой не забывайте
И буквы правильно в слова вставляйте.

4. Работа с текстом (Приложение 3)

5. Самопроверка по доске (Приложение 4)

Теперь внимательней смотрите на экран:
Был прав он иль не прав – решает каждый сам.
Слова, в которых вы ошиблись, запишите.
Но только правильно, прошу вас, не спешите.

6. Выборочно-распределительное списывание (для тех, кто закончит раньше) (Приложение 5)

И вот настала кульминация урока
Ничуть не раньше ей положенного срока,
Теперь пора пришла работать в группах:
Одни на месте, а другие – на компьютерах.

7. Инструктаж по технике безопасности

Но несколько правил запомнить вам надо,
Работа чтоб стала не мукой, отрадой
Во-первых, розетка совсем не для пальцев,
Конечно, в нее вам не надо соваться.
С едой и питьем в кабинет не заходят,
Для этого место другое находят.
Должно быть полметра от глаз до экрана
Поверьте: тогда не устанете рано.
Должны быть сухими и чистыми руки,
И кнопки подряд все не жмите от скуки.
Но думаю я: вам скучать не придется.
Работа для каждого, верьте, найдется.
Ждет первую группу работа с диктантом
А наш алгоритм будет счастья гарантом.
Вторая – составить должна предложенья,
В них вставив с экрана слова без сомненья.

8. Работа по группам

1. На компьютере (диктант №30 – 2, 3, 4)

2. В тетрадях:

  • Сильная группа – написать буриме по заданным рифмам.
  • Слабая – записать слова в тетрадь, распределив их в две колонки (Приложение 6)

Смена действия

Сейчас побыстрей поменяйтесь местами.
Что делать второй, догадались вы сами.
У первой же группы зmадача сложнее:
Стихи написать – буриме. Кто быстрее? (Приложение 7)

9. Выставление отметок, домашнее задание

В таблицу записаны все результаты,
Оценки чуть позже поставлю, ребята.
Вот эти листки вы домой заберите,
И текст без ошибок в тетрадь запишите. (Приложение 8)

10. Итог урока

Уже к концу подходит наш урок.
Пришла пора нам подвести итог.
Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам
Писать одну из самых сложных орфограмм.
И в этом, думаю, компьютер вам помог,
И вы о нем сложили много строк.
Давайте мы послушаем стихи,
Но только не судите строго их.
(учащиеся читают составленные буриме)
Ну а меня компьютер вдохновил
На сочиненье строчек вот таких.

Для нас почти обыкновенная,
Компьютер – все же вещь бесценная.
Предметов целый ряд старинный
Он заменил, один единый.
Убережет, умен и гибок,
Нас от нечаянных ошибок,
Теперь мы слово очарованный
Не спутаем со словом – кованый–
Ведь упражнялись мы немерено,
И в силах мы своих уверены.
И глаз, теперь натренированный,
Букв не пропустит зашифрованных.

Примечание. Все стихи принадлежат автору урока, кроме помещенных в презентации, которые взяты из программы «Лингвиния».

Список используемых ресурсов:

  1. Компьюторная программа «Лингвиния. Орфографический диктант» (авторТимофеенко Н.Ю. 2004. Компания «Новый диск»
  2. Г.Н.Потапова. Сборник «Дидактические материалы. Русский язык 10–11 классы» «Дрофа» Москва 2002 год.