Здоровьесберегающая деятельность школы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В 2005 году перед образовательным учреждением была поставлена цель нового этапа жизнедеятельности создание здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором труд, учеба и общение приносят удовлетворение и радость, у всех субъектов сформирована позитивная устойчивая индивидуальная картина здоровья как необходимое условие их жизнеспособности и возможности достижения личностного и социального успеха .

Инновационные идеи в жизнедеятельности школы

  • Разработка проекта эстетизации школьного пространства
  • Создание факультета развития профессионализма
  • Создание Школы культуры здоровья

Направления деятельности проекта эстетизации школьного пространства:

  • Культурное наполнение школьного пространства (Организация тематических выставок. Оформление кабинетов в соответствии с профилем. Предметное оформление рекреаций)

1. Озеленение рекреаций и кабинетов (Подбор комнатных растений, способствующих очистке воздуха от микробов. Подготовка рассады. Проект “Каждая семья – цветок школе”).

  • Создание зон релаксации
  • Оптимизация экологического состояния прилегающей к школе территории (Оформление цветочных клумб. Озеленение пришкольной территории деревьями и кустарниками).
  • Благоустройство школьного стадиона.

Стратегию формирования здоровьесберегающего образовательного пространства коллектив школы видит в признании приоритетов психолого-педагогических принципов и здоровьсберегающей педагогики, при реализации которых исключаются или минимизируются вредные для здоровья учащихся воздействия “внутришкольных факторов”.

Важное значение в оздоровительной работе играет личность учителя. Помимо предметной и дидактической подготовки, он должен иметь психолого-педагогические знания, должен быть интересен для учащихся как личность, нацелен на постоянное саморазвитие, личным примером показывать образцы здорового образа жизни. Поэтому важным направлением оздоровительной работы в МОУ является работа с педагогическим коллективом.

В частности, педагоги должны овладевать элементами адаптивной системы обучения, здоровьесберегающими технологиями – уметь диагностировать основные параметры интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, владеть навыками диалогичного общения, осуществлять психопрофилактику педагогического процесса, уметь находить индивидуальные подходы к различным категориям учащихся, иметь   достаточно высокую общую и речевую культуру. Чтобы учитель был способен осуществлять все эти виды деятельности, необходимо мотивировать его на систематическое пополнение знаний по проблемам здоровьесбережения, создать систему непрерывного образования педагогов и психологов, чтобы они могли активно использовать в преподавании арсенал современных психолого - педагогических технологий.

Пополнение знаний по проблемам здоровьесбережения у психолого-педагогического коллектива МОУ происходит в рамках занятий Факультета развития профессионализма.

Факультет развития профессионализма – это специально созданная форма профессионального объединения педагогов.

Цель деятельности факультета развития профессионализма – повышение профессиональной компетенции учителей школы. В частности, в вопросах здоровьесбережения.

Рисунок 1

К организации здоровьесберегающих технологий существуют психолого-педагогические и медико-педагогические подходы. Первые направлены на пропаганду здорового образа жизни, использование педагогических и психологических приемов для предотвращения нагрузки в учебно-воспитательном процессе. Согласно второму подходу для сохранения здоровья школьников следует использовать медицинские методы. По нашему мнению нельзя пренебрегать ни первым, ни вторым подходами. Но, в то же время, мы прекрасно понимаем, что школа не в состоянии выполнить роль лечебно-оздоровительного учреждения и поэтому педагогический коллектив основные усилия направляет на мероприятия по снижению влияния неблагоприятных внутришкольных факторов, связанных с организацией учебного процесса. Изучив специальную научно-методическую литературу, мы пришли к выводу, что наиболее близким для нас является определение здоровьесберегающих технологий, которое сформулировано Лубниной и Майским. Под здоровьесберегающими технологиями в образовании они понимают организацию учебно-воспитательного процесса, позволяющую достичь положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учителей и учащихся.

Экспертной группой педагогов были выявлены школьные факторы риска, негативно влияющие на здоровье учащихся:

  • интенсификация учебного процесса;
  • стрессовые последствия авторитарной педагогики;
  • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
  • несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

недостатки в существующей системе физического воспитания. Внесение в учебно-воспитательный процесс определенной системы мер, позволяет образовать здоровьесберегающую технологию. Наиболее значимые положения, на наш взгляд, следующие:

а) применение разнообразных и адекватных содержанию материала, возрасту учащихся приемов, а так же поддержание контакта педагогического общения;
б) использование привлекательной мотивации (кроме отметок), способствующей активной самореализации личности;
в) выявление зоны ближайшего развития по теме;
г) формулирование цели и задач урока вместе с учащимися;
з) изменение интонации, громкости голоса, привлечение внимания учащихся яркими примерами, физкультминутками при появлении признаков утомления у учащихся.

В рамках деятельности факультета развития профессионализма, педагогами школы был проведен анализ педагогических технологий и методик (с точки зрения их влияния на здоровьесбережение учащихся). Наш педагогический коллектив осознаёт, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника гораздо больше, чем врач. Педагога надо обучать психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Поэтому на занятиях проводятся динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.

На уроке наши учителя стремятся создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика, ведут целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.

Технологиями, наиболее позитивно влияющими, на наш взгляд, на здоровье школьников, можно назвать следующие: игровые технологии, технологию создания ситуации успеха, технология уровневой дифференциации; технология проектного обучения, технологии группового обучения.

Педагогами нашей школы широко используются следующие методы работы: Суггестопедия (внушение). Данный метод обуславливают следующие положения: а) двуплановость, т.е. сочетание осознаваемого и неосознаваемого;

б) интонационная, ритмическая окраска речи;
в) атмосфера ненапряженности, ощущение легкости обучения;
г) авторитет педагога;
д) определенная последовательность в проведении занятий;
е) игровой характер обучения;
ж) музыка в учебном процессе;
з) активность учащихся в учебной деятельности;
и) коммуникативность обучения;
к) успешно выполненные учебные действия, уверенность в себе. Релаксопедия. Способ обучения с использованием релаксации (расслабления). Учащиеся в состоянии релаксации вырабатывают внутренние установки на запоминание, активизируют несознательную сферу психики.

Ритмопедия. В ходе ритмопедического занятия в процессе ввода информации на ряду с речевым воздействием на сознательную сферу, одновременно осуществляется влияние на подсознательную сферу по средством света, цвета, звука, мелодии. Аудио-визуальный метод – использование учебных видеофильмов, аудиоуроков. Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Главной целью педагогической (образовательной) технологии является достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании и развитии, а наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для организации здоровьесберегающей деятельности мы привлекаем различных специалистов. В 2007 году заключен договор с Центром здоровьесберегающих технологий ИрГТУ. Предмет договора – взаимное сотрудничество в сфере пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков. Создана комплексная программа “Профилактика социально-негативных явлений” на 2007-2010 годы. Совместно с центром проводятся мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде, диагностические мероприятия, направленные на изучение состояния здоровья учащихся школы. В 2008 году планируется начало эксперимента по проведению комплексной диагностики всех параметров здоровья учащихся с помощью информационных технологий. Также организовано волонтерское движение. Прошло обучение первой группы волонтеров на курсах, организованных центром здоровьесберегающих технологий ИрГТУ.

Реализация программы позволит: повысить уровень здоровья и социального благополучия; увеличить охват профилактическими мероприятиями детей и подростков группы риска до 100%.

В период с сентября по декабрь проведены следующие мероприятия:

  1. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня распространения социально-негативных явлений в учебном заведении.
  2. Мультимедийный семинар “Будьте здоровы”.
  3. Тренинг волонтеров для участия в мероприятиях по профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде.
  4. Разработан спецкурс для специалистов школы “Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости”.
  5. Проведена акция “Пожелай близкому и родному тебе человеку здоровья”.
  6. Проведен коммуникативный тренинг “Как помочь самому себе” для детей группы риска и родителей.
  7. Проведена акция “Будущее без табачного дыма”.
  8. Проведена акция “Остановим СПИД” и др.

Запланирована акция “Мое здоровье сегодня – мое будущее завтра”

Сотрудничество с центром здоровьесберегающих технологий ИрГТУ дало новый виток в развитии проекта Школа культуры здоровья. Основная цель реализации данного проекта — объединение усилий школы, педагогической и родительской общественности для обеспечения условия сохранения и закрепления здоровья наших детей, сформировать у всех участников образовательного процесса ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Проблемы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни – это темы, которые обсуждаются на занятиях школы культуры здоровья. В рамках Школы культуры здоровья проводятся еженедельные радиолинейки с привлечением специалистов – медиков, психологов. Традиционным стал выпуск Листка здоровья, в котором освящаются вопросы здоровьесбережения.

В рамках Школы культуры здоровья мы пытаемся решить актуальную, на наш взгляд задачу, задачу оздоровления семьи. Именно поэтому в работе по оздоровлению детей и подростков обязательно сотрудничество педагогов с родителями, которое призвано создавать в семье благоприятную для воспитания среду, улучшать межличностные отношения. Только совместными усилиями можно сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения.

Для решения этой проблемы в МОУ созданы тесные контакты школы с семьей, существует активное привлечение родителей, желающих принять участие в работе с детьми во внеурочное время. Стали традиционными походы выходного дня, пешие прогулки в экологически чистых районах “На тропу здоровья – всей семьей”, семейные спортивные праздники. На базе школы создана и успешно развивается спортивная площадка по месту жительства.

Наша школа по праву может считаться семейной. Уже не только дети, но и внуки выпускников школы становятся ее учениками. 2008 год – это год семьи. А что может быть лучше, чем здоровая семья, богатая своей историей и традициями? Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома все хорошо, когда его любят, когда рядом есть друзья, с которыми можно поделиться радостью, горем, просто поговорить.

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения”. А где еще можно спокойно пообщаться, поговорить, как не за чашкой ароматного витаминного чая. Чаепитие органично вписалось в старинные традиции гостеприимства русского народа. Чай на Руси стал неким мерилом человеческих отношений. Когда все в порядке, то и чай меж друзьями рекой льется.

Использованная литература:

  1. Безруких М.М. / Здоровьесберегающая школа. – М, 2004
  2. Смирнов Н.К. / Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М, 2002.
  3. Смирнов Н.К. / Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: Издательство “Аркти”, 2004.
  4. Антропова Л. От чего устает школьный учитель и 10 советов восстановления его сил/ Педагогическая техника. – 2004. - № 1.
  5. Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении. / Сост. Т.А. Мирошниченко. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007.