Цели:
1) Ознакомить с вычислительным приёмом 8- , 9- .Отрабатывать изученные приёмы сложения и вычитания. Закреплять решение задачи по алгоритму.
2) Развивать умение анализировать, рассуждать, логически мыслить; развивать воображение, математическую речь.
3) Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
Оборудование: касса цифр, набор геометрических фигур, мимические карточки
Ход урока
1.Орг. момент 1 этап-проверка готовности |
Вот подали нам звонок, - У нас урок не совсем обычный: мы отправляемся в путешествие в страну Знаний. А что нужно для путешествия? - Чтобы преодолеть препятствия на нашем пути, нужна дружба, взаимовыручка, и, конечно же, необходимые знания (звучит песня о дружбе). - Готовы к трудностям? За каждую победу над трудностями нам достанется звезда удачи. Нам нужно их собрать как можно больше. - В путь! |
2.Устный счёт 2 этап – разминка. |
1) Индивидуальная работа: а) Составь
примеры по рисунку:
б) «Математическая ёлочка» (состав чисел 8 и 9). в) Решить задачу по рисунку. 2). Фронтальная работа: а) «Молчанка» (слайд №2) - Какой ответ у этой математической цепочки? (разрезной цифрой показать, при проверке показать промежуточный результат). б) Задача на логическое мышлении и (про кактус) (слайд №3) 3) Проверка индивидуальной работы. |
3. Новый материал 3 этап - гора «Всёзнайка». |
- «Математическая ёлочка» - что за числа находятся на
макушке и на веточках? (суммы, слагаемые) (слайд
№4) - Что представляет ёлочка? (состав чисел). Как думаете, для чего нужно знать состав чисел 8, 9? - Записать примеры на сложение для первой ёлочки: 4+4=8 - Какие примеры на вычитание можно составить? 5+3=8 - Какое самое большое число при вычитании? (8- это уменьшаемое). На каком месте оно стоит? (на первом) а) С помощью и выложить этот пример. Записать этот пример. Убрать 5 . Что осталось? Сколько? Как записать пример? (на доске записи): 8-5=3 8-3=5 - Прочитать полученные примеры с названиями компонентов (уменьшаемое, вычитаемое, разность, слагаемое, сумма) -Какое правило использовали? (если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое и т.д.) Значит. 8-это…? б) Устно назвать примеры на вычитание к числу 8; 9. (на доске появляются записи) (слайд №5) -Для чего нужно знать состав чисел 8и 9. в) с.30 №1- |
4. Физминутка 4 этап - река «Наслаждение» |
От зелёного причала (слайд№6) Оттолкнулся теплоход. 1, 2 (встать из-за парт) Он назад поплыл сначала. 1, 2 (шаги назад) А потом поплыл вперёд. 1,2 (шаги вперёд). И поплыл, поплыл по речке (волнообразные движения руками), Набирая полный ход (ходьба на месте). |
5. Закрепление 5 этап – долина «Закрепляйка». |
с.30, №3 – устно (решение на щитках) с.30, №4 (1) – совместное обсуждение решения, запись решения и ответа. (слайд №7, 8) с.30, №4 (2) – работа в парах, самостоятельная запись решения задачи. |
6. Работа в печатных тетрадях. | с.13, №1,2 – самостоятельно. |
7. Итог. | Чему учились на уроке? Что было трудным? (слайд №10) |
САМОАНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 «а» КЛАССЕ.
Тема занятия – «Вычитание вида 8-□, 9-□. Это шестой урок в разделе «Связь между суммой и слагаемыми». Перед проведением урока дети изучали темы: «Название компонентов при сложении», «Название компонентов при вычитании», «Связь между суммой и слагаемыми», «Вычитание вида 6-□, 7-□».
Этот класс с хорошим уровнем обучаемости, но с невысокой степенью активности. Поэтому использовала разнообразные формы организации познавательной деятельности, сочетая коллективную и индивидуальную работы, работу в парах.
Так как изучаемая тема достаточно обширна, дети – первоклассники, то есть ещё учатся получать знания, я выбрала тип урока – объяснение нового материала классического вида. Учитывая возрастные особенности младших школьников, урок проходил в виде путешествия в страну Знаний. Считаю, что данная структура урока рациональна для достижения поставленных целей:
- Ознакомить с вычислительным приёмом 8-□, 9-□. Отрабатывать навыки сложения и вычитания. Закреплять решение задачи по алгоритму;
- Развивать умение анализировать, рассуждать, логически мыслить; развивать воображение, математическую речь;
- Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
- Чтобы полнее раскрыть потенциал учащихся, мною использованы различные
методы и приёмы обучения. Так, при проведении устного счёта применялся метод практической деятельности, то есть учащиеся использовали полученные знания для составления и решения примеров и задач изученных видов. Также использовался частично-поисковый метод, когда при объяснении нового материала перед учениками ставился проблемный вопрос («А зачем нам нужно это знать?»). Детям необходимо было доказать свой ответ.
Большая часть нового материала изучалась с помощью объяснительно-иллюстративного метода, для чего применила технологии ИКТ.
В ходе всего урока присутствовал наглядный метод: различные карточки, иллюстрации, раздаточный материал. Также пыталась применить индуктивный метод: при изучении нового вычислительного приёма выстраивали логическую цепочку, чтобы сделать вывод – как можно выполнить вычитание из 8, из 9.
Фрагментом самостоятельной работы является момент решения задачи, после повторения алгоритма.
Для формирования самооценки у детей мной использован такой приём. В конце занятия учащиеся с помощью мимических карточек определили степень своей активности и заинтересованности. Большая часть детей (12 из 16) подняли схемы, которые обозначают удовлетворение своей работой, заинтересованность в получении новых знаний.
В течение занятия старалась создать атмосферу доброжелательности и общей заинтересованности в успехах каждого ученика. Через словесную оценку поощряла каждого, кто принимал участие. Стремилась к сотрудничеству. Наиболее удачными, на мой взгляд, были фрагменты урока, когда дети сами обосновывали свою точку зрения.
Необычная форма проведения урока способствовала повышению активности класса, сплочению детского коллектива. Логическим завершением занятия стало получение звезды Удачи каждым учеником.
Поставленные перед уроком цели реализованы полностью.