Безотметочное обучение — путь к успеху!

Разделы: Начальная школа


Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения системы оценивания.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания.

Традиционная пятибалльная система оценивания:

  • не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности. Общепринятая “отметочная” система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);
  • затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой, и фиксацией успешности результата для данного ребенка. Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка, официальный статус отметки сводит на нет все старания педагога;
  • является малоинформативной. По отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний, что самое главное, нельзя определить направление дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка;
  • часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, “отметочная” система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны – на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту детской тревожности .

Я хочу рассказать о своей работе по безотметочной системе обучения в начальной школе. Обязательным условием этой деятельности было установление новых взаимоотношений между ребёнком и учителем, одноклассниками, родителями, а также формирование самооценки учащихся и деятельности учителя. Безотметочное обучение усложняет работу учителя, но оно более гуманно и результативно.

Работа велась по следующим направлениям:

1. Разработка системы оценивания учащихся, создание адаптивной среды в классе.

2. Оценка результатов работы по безотметочной системе.

3. Прослеживание влияния безотметочной системы на формирование мотивации учебной деятельности и самооценку учащихся.

4. Работа с родителями.

Очень важно было научить детей правильно оценивать свои учебные возможности. Не научить детей способам самооценки – значит, во-первых, не развивать его объективное принятие оценки учителя; во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование. Надо было научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.

В своей работе я использовала следующие формы самооценки:

а) обсуждение ребёнком вслух собственной работы на уроке;

б) работа с листом “Самооценка моей работы на уроке”.

Расскажу подробнее о работе с листом “Самооценка моей работы на уроке” (см. Приложение 1). Работа велась на уроках литературного чтения, русского языка и математики. Урок был разделён на три основные части: проверка домашней работы; устная работа на уроке; самостоятельная работа на уроке.

После завершения каждой части урока учащимся предлагалось оценить свою работу. Результат оценивания своего труда фиксировался с помощью цветового сигнала в листе самооценки (Приложение 2).

В конце урока учащиеся в листе самооценки фиксировали изменения в сторону улучшения (ухудшения) результатов своей работы на основе сравнения с предыдущими уроками (Приложение 2).

В начале обучения наблюдалась завышенная самооценка учащихся. Но в процессе адаптации она стала адекватной.

Помимо развития детской самооценки, неотъемлемой частью моей работы являлась оценка знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому вторым этапом моей работы по безотметочному обучению стала совместная работа учащихся и учителя по оцениванию учебных достижений. Был разработан лист “Мои успехи” по предметам: математика, русский язык, литературное чтение (Приложение 3). Лист “Мои успехи” состоит из двух таблиц: узловые вопросы программы; тематический учет знаний.

В основу лег принцип: детская самооценка предшествует оценке взрослого. Первым шагом являлась самооценка ребенка до проверки работы учителем. Каждое выполненное задание в тетради ребенок оценивал на полях цветовым сигналом. Такая самооценка стимулировала ученика к самоконтролю. Вторым шагом являлась собственная оценка проверенной учителем работы, в которой ошибки уже исправлены. Получив работу с исправленными ошибками, ребенок фиксировал количество ошибок в листе “Мои успехи” и отмечал изменения в сторону улучшения (ухудшения) на основе сравнения с предыдущей работой. Анализируя данные таблицы дети могли определять задачи на будущее с учетом достигнутого.

Для повышения учебной мотивации на уроках мною использовались цветные жетоны. Для каждого предмета предназначался жетон определенного цвета. Даже за самое маленькое достижение ребенок получал жетон. По количеству набранных жетонов можно было увидеть к какому из изучаемых предметов ученик проявляет способности и интерес. В конце каждой четверти дети награждались блокнотами, письменными принадлежностями, книгами. Я фиксировала набранное каждым учеником количество жетонов. На основе полученных данных ( количество жетонов, результатов, отраженных в листах “Мои успехи”) в конце года все дети были награждены грамотами в разных номинациях. Например, “Лучший математик”, “Самый внимательный”, “Юный художник”, “За любовь к наукам”, “За трудолюбие”.

У каждого учащегося класса был свой “Портфель достижений”, в который ребенок складывал листы самооценки, листы “Мои успехи”, жетоны, грамоты, рисунки и др.

При переходе на безотметочную систему встретились трудности в работе с родителями. Воспитанные на школьных отметках, многие родители не хотели принимать эту систему. Приходилось их долго убеждать, проводить беседы и индивидуальные консультации учителя и психолога. Родители в любой момент могли получить ответы свои вопросы по успеваемости, обученности детей у учителя, познакомиться с “Портфелем достижений” ребенка. Постепенно родители убедились в том, что их дети могут обучаться без отметок. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Целью оценочной деятельности является сравнение результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.

2. Безотметочное обучение позволяет избежать наказания за недочеты процесса ученической деятельности.

3. Безотметочное обучение развивает объективную самооценку.

4. Результаты учебной деятельности определяются сформированностью у ученика мотивации к учебной деятельности. Если в период начального обучения у учащихся будет сформирована установка на учение, то она будет действенной и на последующих этапах обучения, когда будут введены отметки.