Задачи:
образовательная
- выявить особенности строения пиявок, связанные с образом жизни;
развивающая
- развивать навыки исследовательской работы;
- развивать навыки групповой работы;
воспитывающая
- воспитывать внимательное отношение к окружающему миру.
Оборудование: мультимедийный проектор, видеодвойка, живые объекты (пиявка, дождевой червь), карточки-приложения.
Ход урока1. Вступление
- Постановка проблемы.
“Несмотря на кажущуюся примитивность, она, в отличие от других кровососов, очень щепетильна к выбору места, к которому будет присасываться. Ее привлекает кожа, не имеющая посторонних запахов, на которой оно выбирает самый теплый участок, наиболее богатый кровью. По мере насыщения она увеличивается в размерах, потому что выпивает в 5 раз больше своего веса и одновременно вбрасывает в кровоток целительную слюну”.
О каком животном идет речь?
- Тема : “Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса Пиявки” (формулируется совместно с учениками, высвечивается на экране) (Приложение)
- Цель : выявить особенности строения пиявок, связанные с образом жизни
(формулируется совместно с учениками, высвечивается на экране). (Приложение)
2. Повторение пройденного материала.
- Фотогалерея
Вспомните “близких родственников” пиявок. К
какому типу они принадлежат? (тип Кольчатые
черви). (Приложение)
Пользуясь инструктивной картой, назовите признаки кольчатых червей.
(По мере выполнения и обсуждения признаки высвечиваются на экране) (Приложение)
Карточка 1.
Выберите верный вариант:
1. А. Тело разделено на сегменты.
Б. Тело вытянутое, не разделенное на сегменты.
2. А. Большинство червей имеют выросты тела –
параподии.
Б. Тело не имеет выростов
3. А. Не имеют полости тела, между органами –
паренхима.
Б. Имеют первичную и вторичную полости тела.
4. А. Кожно-мускульный мешок состоит из
кольцевой и продольной мускулатуры.
Б. Кожно-мускульный мешок состоит только из
продольной мускулатуры.
5. А. Нервная система представлена отдельными
нервными клетками, связанными между собой.
Б. Нервная система состоит из окологлоточного
нервного кольца и брюшной нервной цепочки.
6. А. Кровеносная система незамкнутая.
Б. Кровеносная система замкнутая и состоит из
сосудов.
7. А. Дыхание осуществляется через всю
поверхность тела или через жабры.
Б. Кислород поступает через легкие.
8. А. Пищеварительная система замкнутая.
Б. Пищеварительная система сквозная.
9. А. Выделительная система представлена
почками.
Б. Выделительная система представлена
метанефридиями.
Работа проводится в 3-х группах – лабораториях, имеющих разные источники информации:
1 группа – информация на компьютере;
2 группа – печатные учебные пособия;
3 группа – видеофрагмент.
Карточка 2.
Лабораторная работа “Особенности строения пиявок”.
Цель: доказать, что пиявки относятся к типу Кольчатые черви.
Оборудование: живые объекты (пиявка, дождевой червь), источник информации (текст на компьютере, учебные пособия, учебник, видеофрагмент)
Задание: Выявить черты сходства и различия пиявок с кольчатыми червями
Сходства:
- тело разделено на …
- сходство в строении систем органов: …
Различия:
признаки |
дождевой червь |
пиявка |
форма тела | ||
число сегментов | ||
образ жизни | ||
среда жизни | ||
особые приспособления |
Результаты записываются в таблицу и после обсуждения высвечиваются на экране. (Приложение)
4. Значение пиявок.Обсуждается в группах с использованием разных источников информации.
- звено в пищевой цепи;
- в медицинской практике при лечении гипертонической болезни и атеросклероза;
- “живой барометр”; по поведению пиявки можно предсказать погоду: опускается на дно, сворачивается в клубок, неспокойное поведение – к бури, резкой перемене погоды.
С целью повышения интереса к изучаемому объекту обсуждение значения пиявок можно сочетать с фактами из рубрики “Это интересно” или биологическими задачами:
- В лаборатории Г.П. Щеголева путем усиленного кормления за 1,5 года выращена пиявка длиной 44 см.
- Рот у пиявки вооружен сильно зазубренными пластинками, имеющими по 33 зубчика каждая.
- Медицинская пиявка имеет в глотке железы, вырабатывающие гирудин. Его пиявки впрыскивают в ранку при укусе вместе со слюной. После укуса пиявки ранка долго кровоточит. Какое значение имеет гирудин для питания пиявки?
Выполнение теста, самопроверка, самооценка. (Ответы и критерии оценки высвечиваются на экране). (Приложение).
Карточка 3.
Задание: выделите верные ответы.
Пиявку относят к типу Кольчатые черви, так как:
- Тело разделено на сегменты
- Имеют первичную и вторичную полости тела
- Нервная система представлена отдельными нервными клетками, связанными между собой
- Кровеносная система замкнутая и состоит из сосудов
- Пищеварительная система замкнутая
- Выделительная система представлена почками
- Имеют присоски
- Ведут паразитический образ жизни
- изучить текст учебника “Класс Пиявки”;
- биологические задачи (для любознательных):
1. В стеклянную банку с промытым и влажным речным песком поместили несколько дождевых червей. В течение трех месяцев червей кормили опавшими листьями, ботвой растений и увлажняли песок. В конце опыта на поверхности песка образовался темный в несколько миллиметров слой. Каково его происхождение? Из чего он состоит?
2. В 1939-1941 гг. из Азовского в Каспийское море было перевезено 60 тыс. червей нереид. Через три года после этого рыбакам Каспия в уловах рыбы стали попадаться более крупные осетры, севрюги, чем прежде. С какой целью акклиматизировали нереид?
3. О деятельности дождевых червей известно многое. Например, ученые считают, что руины Древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Объясните, как это происходит?
7. Постановка проблемы на следующий урок.Биологическая загадка: У кого имеется 10 ног? (рак)
8 ног? (паук)
6 ног? (насекомые)
4 ноги? (земноводные, пресмыкающиеся…)
2 ноги? (человек…)
1 нога? (моллюск).
Изучение животных, имеющих одну ногу, начнется на следующем уроке. Чтобы продолжались исследования, предлагается до следующего урока провести наблюдения за моллюсками
(катушки или прудовика в аквариуме).
8. Рефлексия.Задание: отметьте на листочках, как вы оцениваете свою работу на уроке. Обозначьте цифрой вариант ответа:
- Открыл что-то новое для себя. Доволен своей работой.
- Часто посещали посторонние мысли, но принял к сведению некоторый материал.
- Ничего не хотелось делать и слушать.
(Параметры на экране). (Приложение)
Подобное задание позволяет учителю быстро оценить эффективность урока.
Подведение итогов.