Урок обобщения и повторения "Строение и жизнедеятельность плоских, круглых, кольчатых червей"

Разделы: Биология


Цели урока:

- образовательная: обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, установить их взаимосвязи со средой обитания, значение их в природе, жизни человека;

- воспитательная: формировать познавательный интерес к биологии;

- развивающая: совершенствовать умения сравнивать, устанавливать связи теории с практикой, умения пользоваться языком биологии;

Ход урока.

1) Организационный момент.

2) А сейчас сюрприз.

Внимательно послушайте рассказ и будьте готовы ответить на вопрос: “О ком этот рассказ? Как вы догадались?”

Рассказ.

Это многоклеточные животные. Они освоили все среды обитания, их можно увидеть в прудах, во влажной почве, на дне морей, океанов, и что самое страшное – живут во внутренних органах человека, крупного рогатого скота, собак. Их не всегда приятно взять в руки, так как тело животных покрыто слизью.

Но есть среди них и настоящие красавицы – переливаются всеми цветами радуги, тело их похоже на сказочную водоросль. А чего стоят названия этих существ – Афродита, Морской кот, Морская мышь.

В заиленной части прудов нашего города можно увидеть прозрачных существ. Передвигаются они очень плавно, за что и получили свое название. [ 1]

Так о каких животных идет речь? О червях. Учащиеся называют признаки червей, прозвучавшие в рассказе.

А сейчас мы поработаем с волшебным экраном (использование методики ТРИЗ – составление девятиэкранки).

Групповая форма работы.

Первая группа рассматривает плоских червей, которые являются системой.

Вторая группа рассматривает круглых червей, которые являются системой.

Третья группа рассматривает кольчатых червей, которые являются системой.

Консультанты оценивают этот этап работы.

Каждая группа озвучивает свою систему. Приведем пример текста озвучивания первой группы.

Плоские черви своим происхождением связаны с предками кишечнополостных животных (прошлое системы). Плоские черви – двусторонне – симметричные животные. Тело плоское, имеет форму лентовидную или листовидную. Стенка их тела стоит из трех слоев клеток, из которых в дальнейшем развиваются различные системы органов. Среди плоских червей есть как свободноживущие, так и паразитические (подсистема).

Если позволяет время дети, озвучивая подсистему, могут сказать об отличиях в организации паразитических червей от свободноживущих.

Постоянно ведется просветительная работа о наиболее опасных паразитах человека – эхинококке, свиного цепня, альвеококка. В скором будущем, возможно, будут найдены новые методы лечения от паразитических червей (будущее системы).

Вторая группа

И как итог этой части урока послушайте стихотворение, сочиненное учеником нашего класса.

На камнях среди коряг
Живет ленточный червяк.
В животе коров, собак
Бычий Цепень и лентец
Мелкая бяка – хищник, однако.
Ну а в теле человека
Может круглый жить червяк –
Аскариды и острицы.
Можно тут же заразиться,
Лишь сырой воды напиться,
Иль немытых фруктов съесть!
Мойте с мылом руки, люди,
Червяков тогда не будет.
Червяки из этой свиты –
Это черви – паразиты!
А в земле, на дне реки
Есть другие червяки.
Этот кольчатый червяк
Существо не просто так.
Землю роет, кормит рыб,
Хоть на вид безликий –
Труженик великий!

А сейчас следующее задание. Групповая форма работы. Консультанты оценивают этот этап урока.

Задание: решите задачу.

Задача № 1

Важный продукт питания человека – мясо, однако употребляют его только после специальной кулинарной обработки. Почему необходима такая обработка мяса? [2]

Ответ: (при кулинарной обработке улучшается вкус мяса, оно легче переваривается, уничтожаются личинки и яйца паразитических червей, которые могут находиться в нем, например, финны бычьего и свиного цепней).

Задача № 2

Ученые установили, что существует связь между численностью некоторых видов моллюсков в водоемах, около пастбищ и глистными заболеваниями пасущегося там крупного рогатого скота.

Объясните эту зависимость. [2]

Ответ: (цикл развития ряда паразитических червей, в частности печеночного сосальщика связан с моллюсками, поэтому существует связь между численностью моллюсков в водоемах около пастбищ и частотой заболеваний крупного рогатого скота).

Задача № 3

Дождевые черви живут в норках, которые они роют во влажной почве, в сухой же почве они сплетаются в клубок.

Какое значение имеет в жизни дождевых червей это явление? [2]

Ответ: (образование клубка из дождевых червей в сухой почве имеет защитное значение; при этом сохраняется влажность их кожи, поддерживание влажности кожи необходимо для дождевых червей, поскольку дышат они через поверхность только влажной кожи).

Выполним следующее задание.

Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Докажите это.

Форма работы групповая.

Первая группа

а) Все плоские, круглые черви являются паразитами животных и человека (пример ответа ученика: это утверждение неверное, так как среди плоских, круглых червей есть и свободноживущие).
б) Плоские черви – раздельнополые животные.

Вторая группа

а) Мускулатура круглых червей состоит из продольных и поперечных мышечных волокон.
б) Кровеносная система дождевых червей образована спинным сосудом.

Третья группа

а) Кольчатые черви размножаются только половым путем.
б) Плоские черви произошли от кишечнополостных животных.

Подводим итог урока.

Домашнее задание: составить кроссворд по теме: “Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви”.

Литература

  1. Лесли Джекмен. Жизнь в соленой воде.- С.-Пб.: Издательство “Тимошка”, 1997.
  2. Е. Н. Демьянков. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, 1996.