Цели урока:
- обучающие – знакомство детей с согласными звуками [б] и [б’], буквами Б, б; обучение чтению слогов и слов с буквами Б,б;
- развивающие – развитие фонематического слуха, речи, внимания, логического мышления;
- воспитывающие – воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник для 1 класса четырёхлет. нач. шк. “Русская Азбука” (авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько и др.); схемы слогов, буквы, слоги, карточки со словами, картинки животных, портрет А.С. Пушкина; видеокассета с фильмом-сказкой “Сказка о царе Салтане…”, книги со сказками А.С. Пушкина, Красна книга; индивидуальные магнитные доски, карточки для индивидуальной работы, сигнальные квадраты синего и зелёного цвета.
Тип урока: изучение новой темы.
Межпредметные связи: связь с уроком окружающего мира.
Формы опроса: индивидуальный, фронтальный.
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап.
Учащиеся входят в класс под музыку.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Сообщение темы, целей урока.
- Ребята, у нас сегодня не обычный урок обучения грамоте, а урок-путешествие. Мы с вами отправляемся в удивительную страну Знаний, чтобы узнать ещё одну букву и научиться читать новые слова.
III. Повторение изученного материала.
Игра “Полубуковка”.
- А куда именно мы отправимся, вы сейчас узнаете. Но буквы решили поиграть с нами в прятки. Вам надо догадаться, какие буквы здесь спрятались.
Учитель показывает слово зоопарк. Буквы наполовину закрыты.
Ученики называют буквы и читают слово.
? Сколько букв в этом слове?
? Сколько гласных?
? Сколько согласных?
? Сколько слогов в этом слове? Как определили?
IV. Знакомство с буквами Б, б.
- Мы узнали, что отправимся в зоопарк.
В зоопарк спешат ребята,
Чтоб животных увидать,
Но сначала надо букву
Всем нам новую узнать.
Дети рассматривают предметные картинки с изображением банта и бинта. Выделяют первые звуки в словах бант и бинт.
Делается вывод, что в слове бант звук [б] – согласный, звонкий, твёрдый, т.к. за звуком [б] следует звук [а], который обозначает твёрдость согласного звука. В слове бинт звук [б’] – согласный, звонкий, мягкий, т.к. за звуком [б’] следует звук [и], который обозначает мягкость согласного звука.
Работа с предметными картинками, на которых изображены: баранки, барабан, бусы, белка, батон, голуби.
Ребята называют предметы, в названиях которых есть звук [б], а затем предметы, в названиях которых есть звук [б’].
- Звуки [б] и [б’] на письме обозначаются буквой Б б.
Учащиеся рассматривают карточку с этой буквой.
? На что похожа буква Б? (Ответы детей.)
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Учитель показывает картинку. <Рисунок 1>
- Чтобы лучше запомнить заглавную и маленькую букву, напечатаем их на индивидуальных магнитных досках.
Печатание заглавной и маленькой букв на магнитных досках.
V. Чтение слогов – слияний.
В зоопарк спешат ребята,
Чтоб животных увидать,
Но сначала с этой буквой
Надо слоги прочитать.
Учитель показывает учащимся схему-слияние твёрдого согласного звука с гласным.
? Что обозначает эта схема?
(Слияние твёрдого согласного звука с гласным.)
Учитель показывает учащимся схему-слияние мягкого согласного звука с гласным.
? Что обозначает эта схема?
(Слияние мягкого согласного звука с гласным.)
? Какие гласные обозначают твёрдость
согласного звука?
? Какие гласные обозначают мягкость
согласного звука?
Учащиеся самостоятельно под схемами распределяют слоги: ба, би, бу, бы, бе, бо.
- Чтобы подготовить речевой аппарат к чтению слов и предложений научимся читать чистоговорку с этими слогами. (Запомнить чистоговорку помогают картинки с изображением избы и трубы.)
Бо, бу, бы, ба – во дворе стоит изба.
Би, бе – мы играем на трубе.
VI. Физкультминутка.
А сейчас все встанем дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
Чтобы отдых рукам дать,
Надо ими помахать.
Чтобы не устали ноги,
Пошагаем мы немного.
Повернёмся вправо, влево,
Наконец, присядем смело.
Улыбнёмся, день хороший
И похлопаем в ладоши.
VII. Чтение слов.
Букву новую узнали,
Слоги мы с ней прочитали,
Значит, может весь наш класс
В зоопарк попасть сейчас!
На доске слова записаны в два столбика.
белка зебра
барсук кобра
баран зубры
- Наш зоопарк необычный. В нём живут только те животные, в названиях которых есть буква б.
Учащиеся читают слова, учитель показывает изображения животных. <Рисунок 2>
Работа с сигнальными квадратами синего и зелёного цвета.
? Какой звук (твёрдый или мягкий) обозначает буква б в каждом слове? (Учащиеся показывают сигнальный квадрат нужного цвета.)
VIII. Знакомство с Красной книгой и животными, занесёнными в Красную книгу.
Наша планета заселена множеством различных животных. Но некоторые виды животных исчезают. Их остаётся очень мало. Если их не охранять, то они совсем исчезнут. Люди решили составить список этих животных. Так появилась Красная книга. Если животное занесено в Красную книгу, значит, оно находится под охраной государства. Некоторые из наших животных тоже занесены в Красную книгу.
У меня сегодня на уроке есть помощники. Они расскажут об этих животных. Подготовленные учащиеся рассказывают о зебрах, зубрах, кобрах.
Зебры – это род лошадей. Тело зебр покрыто чередующимися тёмными и светлыми полосами. Такой окрас делает их малозаметными, особенно в саваннах Африки. Зебры держатся небольшими табунами или поодиночке. Бег у зебр менее быстрый, чем у лошадей, и они менее выносливы. Питаются они травянистыми растениями. Все зебры обладают норовистым характером и при случае могут постоять за себя. Приручаются они с большим трудом. От врагов они защищаются зубами и копытами, чаще передними. Жертвами хищников (главным образом львов) становятся, как правило, старые и больные животные. Многие виды зебр внесены в Международную Красную книгу.
К зубрам относятся очень крупные и могучие быки. Длина зубра до 3 м, масса около 1 т. У зубров короткие, толстые и острые рога; высокая горбом холка; покатая спина; густая грива и борода из длинных волос. Зубр предпочитает селиться в лесных и лесостепных районах с относительно мягким климатом. Живет небольшими группами. Движения зубра легки и быстры. Он может очень быстро скакать галопом, легко преодолевая забор высотой 2 м. Голос зубра — отрывистое негромкое хрюканье, при раздражении — урчание, при испуге — фырканье. Естественных врагов практически нет. Только волки изредка нападают на молодняк. Главным врагом зубра оказался человек. Многие зубры были уничтожены ещё в начале прошлого века. Да и привычная среда обитания зубров была постепенно занята человеком. Для восстановления и поддержания поголовья во многих странах созданы питомники, в которых разводят зубров. Зубр занесён в Международную Красную книгу.
Кобры – очень ядовитые змеи. Живут кобры в Африке и Азии. При опасности поднимают переднюю треть тела, расширяя шею, разводя несколько пар ребер, образуя капюшон. Кобру ещё называют очковой змеёй. Самая крупная в мире ядовитая змея — королевская кобра. Кобр содержат в серпентариях, их яд используют в медицине. Среднеазиатская кобра занесена в Международную Красную книгу.
IX. Печатание и чтение слов.
Каждый ученик получает карточку с изображением зебры, зубра и кобры.
- Чтобы лучше запомнить названия животных, занесённых в Красную книгу, вы получите на память снимки этих животных, вам надо рядом напечатать их названия.
Учащиеся самостоятельно рядом с картинками печатают названия животных.
- Ещё раз прочитайте названия этих животных.
? Что нового вы о них узнали?
X. Физкультминутка.
- Наш зоопарк совсем небольшой. Поселим туда ещё несколько животных. Условие остаётся прежним, в названиях должны быть звуки [б] и [б’].
Учитель называет животных. Если в названиях есть данные звуки, ребята хлопают в ладошки, если этих звуков нет, то ребята приседают.
(Бегемот, крокодил, лебедь, медведь, жираф, верблюд, слон, кабан, собака).
? Так каких животных можно было поселить в наш зоопарк?
XI. Упражнение в чтении текста. Работа с учебником. Стр. 101.
- Послушайте загадку.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (Белка)
- Слово белка мы уже научились читать.
- К счастью, белку можно увидеть не только в зоопарке, но и на воле.
? Кто видел белку в лесу или в парке?
- Сегодня на уроке мы прочитаем о белке рассказ.
Чтение рассказа учителем.
Проверка восприятия.
? Где были дети?
? Какие деревья растут в парке?
? Чем ребята угощали белку?
Работа с трудными словами. Слова напечатаны на доске: интересно, скакала, брала, баранки.
Чтение рассказа по предложениям.
? Как надо относиться к животным, которые живут на воле?
(Ответы детей.)
Вывод. Природу надо любить и беречь.
- М.М. Пришвин очень любил природу. Прочитаем, что говорил М.М. Пришвин о любви к природе.
На доске плакат “Любить природу – значит любить Родину”.
XII. Просмотр фрагмента из сказки-фильма “Сказка о царе Салтане…”
(Белочка грызёт орешки и поёт песенку.)
? Кто знает, как называется эта сказка?
? Кто написал сказку?
Учитель обращает внимание учащихся на портрет А.С. Пушкина.
XIII. Упражнение в чтении текста. Заучивание текста наизусть. Работа с учебником. Стр. 100.
- В вашем учебнике есть иллюстрация к этой сказке. Рассмотрите её внимательно.
- Послушайте отрывок из “Сказки о царе Салтане…”
Чтение отрывка из сказки учителем.
Чтение отрывка из сказки учащимися по одному и хором.
Заучивание отрывка из сказки наизусть.
- Когда вы выучите все буквы, сможете прочитать эту сказку полностью. Книги с произведениями А.С. Пушкина есть в школьной библиотеке. (Учитель обращает внимание на выставку книг со сказками А.С. Пушкина.)
XIV. Подведение итога урока.
? С какой буквой познакомились на уроке?
? Какие звуки она обозначает?
? Что нового узнали на уроке?
? Что особенно запомнилось?
Вы сегодня очень хорошо поработали, и белочка вас угощает орешками.