Программное содержание:
- Закреплять навык правильного звукопроизношения звука С в словах, слогах.
- Дать понятие о том, что звук С твёрдый согласный.
- Анализ и синтез прямых и обратных слогов.
- Учить выделять заданный звук среди других звуков.
- Закрепить навык деления слов на слоги.
- Работа над изменением силы голоса.
- Осуществлять взаимосвязь с психологом по снижению у детей неуверенности и тревожности на занятиях.
- Формировать положительные эмоционально-волевые качества детей.
- Сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой недостаточностью.
- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, желания помочь другу в работе; умение слушать товарища, не перебивая.
Словарная работа:
Отработка слоговой структуры слов: сне-го-вик, сне-жин-ка, са-мо-лёт.
Индивидуальная работа:
Следить за правильностью звукопроизношения.
Предварительная работа:
Беседы о зиме, чтение отрывков из сказки “Снежная королева Г.Х. Андерсена”.
Методы и приёмы:
- Словесные: вопросы, проблемные ситуации.
- Наглядно-демонстрационные: карточка, снеговики, снежинки.
- Практические: использование карточек, работа с фишками-звуками, работа с зеркалами.
Ход занятия:
1. Работа психолога:
а) Представление.
б) Ритуал приветствия.
2. Логопед.
Ребята, я сегодня утром получила письмо от Снежной Королевы. Она приглашает нас в гости к себе. Давайте отправимся в далёкое сложное путешествие. Но прежде чем это сделать, нужно выбрать снежные слова из тех, что я назову.
Снег, солнце, снегопад, сахар, снежинка, соль, сыр, сосна, снеговик, снежок
- А вот и первое препятствие. Ребята, перед нами две двери. Но они открываются не просто. Чтобы открыть на них нужно подуть. Посмотрите внимательно, какую дверь легче открыть? Почему? Давайте проверим!
- Ребята, посмотрите перед нами мостик. Но его охраняет Снеговик. Он нас пропустит, только если мы выполним его задание. Игра “4 лишний”.
- Ну вот мы и пришли. Посмотрите, какие красивые льдинки-зеркала нам приготовила Снежная Королева. Усаживайтесь поудобнее.
- Послушайте внимательно слова, которые нам встретились по дороге.
Снег, снежок, снеговик, сани, солнце, нос, лес.
Какой звук чаще других встречается в этих словах?
- Правильно, звук С. Давайте возьмем зеркала. Посмотрите на себя и произнесите этот звук.
- Как работают ваши губы? А что делает язычок, а зубы? Что мешает нам произносить его?
- Что вы можете сказать про звук С? Какой он? (Согласный). А какой согласный? (Твёрдый). Каким цветом мы будем его обозначать? (Раздать синие снежинки)
Сядьте свободно. Закройте глазки.
Если вы услышите твёрдый согласный звук С, поднимите снежинку.
Ряд звуков: А, П, Т, С, М,У,С.
Слова: Конь, Сова, Тапки, Слон, Утка, Лес.
- Молодцы.
Физминутка (с психологом)
- Логопед: А теперь давайте поиграем в живые звуки. Для этой игры я раздам вам фишки-звуки.
Раздать детям фишки с гласными звуками. Один ребёнок с синей фишкой С.
Ребята, теперь вы не просто дети, а звуки. (Спросить у каждого ребенка, в какой звук он превратился).
Я называю гласный звук, выходит тот ребёнок, который стал этим звуком. Ребята звук С встал около какого гласного звука. Что получится если соединить их? Сколько звуков в слоге? Какой первый звук, какой второй?
- Молодцы. А теперь превратимся в зимний ветерок.
Внимательно следите за моей снежинкой. Чем выше она поднимается, тем сильнее вам нужно дуть на неё.
- Посмотрите ребята, Снежная Королева построила дом из 3-х этажей. Но не успела расселить туда слова, давайте поможем ей. На первом этаже будут жить слова из одного слога. На втором - из двух слогов, а на третьем - из трех слогов. (Назвать все слова). Молодцы, справились с таким сложным заданием.
Снежная Королева задерживается, но за то, что вы справились со всеми заданиями, она приготовили вам подарки. Вот её сундучок.
Ой, ребята, а тут Снеговики - Весельчаки. И у них есть весёлый рассказ для вас.
Давайте послушаем их.
Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы можете сказать про него?
Вот и наши подарки. Они тоже на звук С. Сладкие Сосульки.
3. Психолог.
а) “Хлопок в подарок”
б) Релаксация.