Проект "Дадим Земле передышку"

Разделы: Химия, Экология


Девиз:

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”
(старинная китайская поговорка)

Дидактические задачи проекта:

  • Формирование исследовательских навыков учащихся в применении компьютера для анализа состояния химического загрязнения природы.
  • Выработка умений выделить аппарат программных средств для научных исследований.
  • Формирование навыков сравнения, анализа, обобщения в процессе выполнения проекта.
  • Совершенствование прикладных навыков работы с персональным компьютером в аспекте проектной деятельности.
  • Поиск нужной информации с использованием Интернета.
  • Работа в команде над решение проблемы.
  • Устанавливание связи между учебными предметами.

Методические задачи проекта:

  • Научить учащихся проводить исследования в области химии, экологии, валеологии.
  • Научить оформлять информацию, собранную ими в виде, доступном для помещения в сеть Интернет.
  • Научить находить максимально приближенный к идее вариант технического воплощения (презентация, публикация, буклет, веб-сайт).
  • Сформировать знания учащихся о влиянии химического производства на экологическую обстановку в городе, регионе, стране.
  • В области предметной компетенции овладеть способами химического исследования, способами систематизации и обобщения экологического материала, выявление причинно-следственных связей, проводить анализ результатов.
  • В области коммуникативной компетенции овладеть формами проблемной коммуникации, аргументировано излагать отстаивать свою точку зрения.

Основополагающий вопрос:

  • Химия виновата в экологических проблемах или человек, неправильно использующий ее достижения?

Аннотация проекта.

Проблема химического загрязнения окружающей среды легла в основу проекта “Дайте Земле передышку!”, объединяющего в себе исследования учащихся 9-11-x классов, выполненных ими с использованием информационно-коммуникативных технологий. Тема проекта актуальна для жителей планеты Земля, т.к. все народы мира заинтересованы в чистоте окружающей среды. Данная работа предлагает школьникам изучение широкого круга вопросов по химии, биологии, экологии, валеологии. В процессе работы учащиеся выступили в роли экспертов, которые раскрывают проблему охраны природы и глобальных экологических проблем. Они использовали при этом проблемно-поисковые и исследовательские методы. В проектную работу были вовлечены даже самые пассивные ученики, и они выполняли творческие задания, по объему превышающие обычный урок в несколько раз. Наша задача – вооружить учащихся такими знаниями, которые позволили бы им занять достойное место в обществе. Для этого мы внедряли такие формы и методы обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие у них интереса к предмету, самостоятельности и творчества. При этом дети не получали знания в готовом виде, а должны были приобретать их в ходе поисковых заданий, проблемной ситуации, активизации познавательной деятельности. В данном проекте мы рассматривали вопросы охраны окружающей среды и влияния вредных выбросов в атмосферу и гидросферу города Уссурийска, Дальневосточного региона и всей планеты на организмы человека, животных и растений. Он направлен на поиск оригинальных идей в преподавании химии, и предполагает творческое усвоение учащимися ряда учебных тем. Это позволит ученикам более внимательно изучить темы “Кислоты”, “Теория электролитической диссоциации”, “Гидролиз солей”. Научит детей писать уравнения химических реакций, решать задачи с производственным содержанием, заботиться о своем здоровье, проводить научно-исследовательскую работу с образцами воды и почвы, сформирует коммуникабельность учащихся при проведении совместных исследований и социологических опросов. Работа над проектом позволит учащимся ответить на проблемные вопросы и темы учебной программы, а также в рамках проекта часть уроков отводится под обсуждение теоретических положений с использованием методических материалов учителя. В проектной исследовательской работе демонстрируются приемы экспериментального исследования с использованием дидактического материала. Значительный упор делается на проведение учащимися самостоятельных исследований, как дома, так и в школьной химической лаборатории.

Темы исследований учащихся:

  1. “Деградация окружающей среды”. Презентация.<Приложение №1>
  2. “Озоновый слой и его влияние на человека и окружающую среду”. Презентация.<Приложение №2>
  3. “Радиация, ее влияние на человека и окружающую среду”. Презентация <Приложение №3>
  4. “Экологическая обстановка города Уссурийска” Презентация. <Приложение №4>
  5. “Ртуть и ее влияние на здоровье человека”
  6. “Химическое загрязнение акватории Японского моря”

Этапы и ход работы над проектом:

  • 1 занятие. 1 этап. Представление ситуаций, позволяющих выявить проблему по обсуждаемой тематике.
  • 2 занятие. 2 этап. Выбор и обсуждение темы проекта. Выдвижение гипотез. “Мозговой штурм”.
  • 3 занятие. Формирование микрогрупп.
  • 4 занятие. Составление плана работы и подбор информации, выбор дизайна.
  • 5 занятие. 3 этап. Выполнение исследований. Создание презентаций и первой версии проекта. Критерии оценки презентации.
  • 6 занятие. 4 этап. Продолжение работы над проектом. Создание публикаций. Критерии оценки публикации.
  • 7 занятие. Выступления, дискуссии, обсуждение работы в микрогруппах. Создание web-сайта.
  • 8 занятие. Консультация по проекту. Критерии оценки web-сайта.
  • 9 занятие. Продолжение работы над проектом. Создание буклета. Критерии оценки буклета.
  • 10 занятие. Подготовка проекта к рецензии. Выступление на уроках и во внеурочной деятельности.
  • 11 занятие. 5 этап. Предзащита проекта.
  • 12 занятие. Разбор ошибок. Завершение работы над проектом.
  • 13 занятие. Анкетирование “Что мне дала работа в проекте?” <Приложение №5>
  • 14 занятие. Итоговая защита проекта.
  • 15 занятие. Викторина “Химия и охрана природы”. Рефлексия. Награждения участников проекта. <Приложение№6>
  • 16 занятие. 6 этап. Выдвижение новых проблем.

Способ реализации проекта и формы контроля:

  • Учебный проект реализуется в течение учебного года и защита его проводится в рамках недели химии. Время ее проведения - последняя неделя апреля.
  • Уровень усвоения знаний и умений проводится в виде тестовых заданий, заданий поискового, творческого, исследовательского характера.
  • Традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией степени сформированности умений.

Основная идея проекта:

В ходе работы учащиеся будут проводить самостоятельную исследовательскую деятельность через личностно-ориентированные технологии. Идея проекта состоит в том, чтобы определить качество состояния окружающей среды, сформировать представление о возникновении экологических проблем, воспитать ответственность за собственное благополучие. Смысл такого подхода в том, что школьники пытаются решить реальную задачу мониторинга окружающей среды, узнать, как человек живет в биосфере и как воздействие человека приводит к экологическим конфликтам.

Способы организации работы:

Работа по проекту проводится на уроках химии, во внеурочное время, на факультативе.

Учащиеся работают под руководством учителя с открытой, явной координацией. Учитель ненавязчиво направляет работу участников проекта, организуя отдельные его этапы.

Что сделано:

Все проекты защищены с оценкой “отлично”, демонстрировались на уроках химии, на практическом семинаре для учителей города, а также проводился “Круглый стол” на практическом семинаре для учителей Приморского края. В настоящее время работа над проектом продолжается, совершенствуется. Результатом коллективного проектного творчества является выставка работ учащихся, электронные презентации, буклеты, публикации и web-сайт.

Что планируется:

Проект набирает обороты, он перспективен, т.к. такие дисциплины как химия, экология, валеология и информатика выступают в нем рядом благодаря информационно-коммуникативным технологиям, что позволяет проникнуть в волшебный мир химических исследований.

Предполагаемые результаты:

  • Работа над проектом должна помочь учащимся усвоить основные валеологические, экологические и химические факты, явления, ключевые понятия, расширяющие базовые знания.
  • Учащиеся должны усвоить приоритеты экологической и валеологической политики российского государства, ведущие тенденции культурной, духовной и социально-экономической жизни россиян.
  • Усвоенные данные должны стать основой для последующего профессионального обучения учащихся естественно-научной направленности.
  • Школьники должны овладеть способами исследовательской деятельности, сформировать творческое мышление и благоразумное отношение к своему здоровью.
  • Данный проект должен повысить рейтинг предмета химии, мотивацию к изучению химии, успеваемость по предмету, потребность в саморазвитии.

Правила и принципы проектной деятельности:

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть “спящих партнеров”.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющей проектное задание.

Используемые ресурсы:

  1. Вернадский В.И. Живое вещество. – М.: Наука, 1978.
  2. Давыдова С.Л. О токсичности ионов металлов. – М.: Знание, 1991.
  3. Иорданский А.Д. Первый шаг в большую химию. Химия и жизнь. – 1992.- №8.-С. 17-21.
  4. Курдюков В.В. Последствия влияния пестицидов на растительные и животные организмы.- М.: Колос.1982.
  5. Лурье Ю.Ю., Рыбников А.И. Химический анализ производственных сточных вод.- М.: Химия., 1974.
  6. Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. – М.: Молодая гвардия.1990.
  7. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. – М.: Знание,1991.
  8. Озернюк Н.Д. Экологическая биоэнергетика. – М.: Знание, 1989.
  9. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. – М.: Просвещение. 1994.
  10. Яковлев Н.Н. Живое и среда. – Л.: Наука, 1986.
  11. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов.- М.: Мысль.1991.