Цели урока:
Обучающие:
- Обобщить и систематизировать теоретический материал;
- Отработать умения и навыки применения теоретических знаний при решении различных заданий;
- Проверить уровень усвоения материала.
Развивающие:
- Прививать интерес к предмету;
- Развивать познавательную и творческую активность учащихся;
Воспитательные:
- Воспитывать активность на уроке, логичность мышления;
- Воспитывать культуру общения на уроке.
Оборудование урока:
- Макет паровоза;
- Светофор;
- Вагончики на магнитах.
- Бейджики с надписями “Начальник паровоза”, “Машинист паровоза”, “Проводник”.
- Таблички с названиями станций.
Вид урока: обобщение.
Ход урока
1. Введение.
Ребята, сегодня мы с вами займемся повторением изученного материала по теме: “Натуральные числа и обыкновенные дроби”.
Вы, наверное, обратили внимание, что урок у нас сегодня немножко необычный. Сейчас мы отправимся в путешествие на паровозе по стране натуральных и обыкновенных чисел. Наша задача - побывать в различных уголках этого удивительного мира и преодолеть трудности, которые нам встретятся на пути. А помогут нам в этом наши знания, которые мы с вами получили за это время.
Наш замечательный паровоз будет останавливаться на различных станциях, на каждой из которых нужно набрать 5 баллов. Если кто-то не набирает этого количества, то ему помогают друзья помощники.
Все знают, что без начальника паровоза, машиниста и проводника нам будет не доехать. От этих людей многое зависит, поэтому выберем людей знающих и ответственных.
И начнем наш путь такими словами:
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
2. Основная часть урока.
Обратите внимание – перед нами светофор! Пока он нам показывает красный свет. Чтобы открыть путь нужно выполнить следующее задание:
Первая станция “Теоретическая”.
- Повторяем тему “Натуральные числа. Округление натуральных чисел”.
Вопрос: Какие числа называются натуральными и, какие правила используют при округлении натуральных чисел?
Задание: Округлите число 295035 до разряда десятков; сотен; сотен тысяч.
- Повторяем тему: “Сравнение обыкновенных дробей”.
Вопрос: По каким правилам сравниваются обыкновенные дроби?
Задание: Сравните дроби 1/7 и 1/8, 2/24 и 3/24, 1/2 и 2/3.
- Повторяем правила нахождения целого по его части и части от целого.
Задание: Решите задачи.
- В вагоне 36 человек. Детей 4/9 всех пассажиров, находящихся в вагоне. Сколько детей в вагоне?
- Поезд проехал 50 км и это составило 2/5 всего пути. Какой путь преодолел поезд?
(Задачи решаются по вариантам самостоятельно, два человека у доски).
Далее даются задания начальнику паровоза, проводнику и машинисту.
Задание проводнику:
Задача. Начальник поезда предложил проводнику продать журналы. Цену проводник назначает сам. За первый день было продано 15 журналов по цене 30 рублей за штуку. Во второй день проводник снизил цену на 5 рублей и продал на 8 журналов больше. Сумел проводник увеличит оборот, если закупочная цена на товар 15 рублей за штуку.
Задание начальнику паровоза.
Определить местонахождение поезда, если известны его координаты:
А(1/2), В(3), С(8/6), D(0), E(5), F(1/6). (Нужно расставить магнитные вагончики на координатной прямой).
Задание машинисту:
Задача. Среди данных математических формул нужно найти подходящую для решения задачи; к ней подобрать соответствующую формулировку; рассчитать неизвестную величину.
Поезд от станции А до станции В преодолел путь 248 км. Время движения поезда а ч. Определите скорость, с которой двигался поезд при а = 8, 9.
Пока ребята выполняют свои задания мы попробуем с вами проехать следующую станцию.
Смотрите! Впереди граница, т.е. нам нужно пройти таможенный контроль. (математический диктант).
Вычислите:
- 2/7 + 3/7 =
- 15/17 – 8/17 =
- 1 – 3/4 =
- 1/2 + 1/3 =
- 2/5 – 1/7 =
- 4 7/8 – 1 3/8 =
- 4 5/7 + 5 2/7 =
Реши уравнение: x + 7/5 – 2/5 = 1.
А следующая станция “Отдыхай-ка” (физкультминутка).
Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала – кап!
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап-кап запели,
Намочились лица,
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.
Открываем следующую станцию “Координатная”, а за нее отвечает начальник поезда (проверяем задание).
Следующая станция “Распределительная”, ответственный – проводник паровоза (проверяем задание).
Следующая станция “Расчетная”, ответственный – машинист (проверяем задание).
И осталось нам проехать последнюю станцию – геометрическую. Это задание вы будете выполнять самостоятельно, а проверит его ваш сидящий рядом попутчик. (Решение задания записано заранее и спрятано на дополнительной доске).
Задача. Начертите прямую МК, луч NP и отрезки АВ и CD так, чтобы прямая МК пересекала отрезки АВ и CD, а отрезок CD лежал на луче NP. Будет ли прямая МК пересекать луч NP?
3. Подведение итогов.
Нарисуйте круг и закрасьте его следующим образом:
- Полностью, если вам было все ясно и понятно;
- Наполовину, если что-то было непонятно, возникали проблемы при решении некоторых заданий;
- Не закрашивайте, если было совсем ничего не понятно, возникали трудности при решении всех заданий.
А урок я бы хотела закончить таким стихотворением:
“Математика во всем”, - нам твердят.
Многие не верят, спорить наровят:
“Математика от нас далеко…
Жить на свете без нее так легко!..”Но пойдет однажды вечером дождь.
Подойдешь ты к окну и поймешь:
Все на свете, что видишь, давно
Математикой отражено.Ты вглянись: от фонаря свет
Векторами отражается. Нет?
Точки капель, окружности луж –
Неужели ты не видишь? Ну уж…Окошек плоскости отрезками полны…
И весна траектория Луны…
А по параболе летит метеорит.
Через мгновенье в атмосфере он сгорит…
Многоугольники, квадраты и круги…
Пространства-времени неслышные шаги…
Все движется и мчится, все улетает вдаль.
А кто не видит этого…
того мне просто жаль.
Д.Артемова