Пояснительная записка
Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. Перед родителями возникает вопросы: «Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учится? Как подготовить ребёнка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями?»
Старший дошкольный возраст- период активного развития и становления познавательной деятельности. Изменения, происходящие в детском сознании, приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребёнок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщённых знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребёнка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.
В жизни очень сложно что-то делать первый раз. И понятно, как тяжело малышу пойти первый раз в школу. Даже если дошкольник уже умеет писать и считать, у него красивый портфель, ручки, карандаши и тетрадки, всё равно тяжело придти в класс, где он практически никого не знает.
Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребёнка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: игра, труд, систематические занятия учебного типа.
Современная психологическая литература даёт нам множество советов: как развивать определённые личностные навыки ребёнка: эмоционально- поведенческую сферу, коммуникативность, а также как развить отдельные познавательные процессы ( мышление, внимание, память и т.д.), или как проверить нет ли у него нарушений, мешающих обучению, но отсутствуют комплексные, развивающие программы, способствующие более глубокой и качественной психологической подготовки дошкольника к школьному обучению.
Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит от душевного настроя ребёнка?
Готовность к школе - это сложный комплекс определённых психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка. Она предполагает и готовность к большей, чем раньше самостоятельности ребёнка, к сотрудничеству с чужими взрослыми и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.
Результаты исследований сотрудников Института возрастной физиологии свидетельствуют о наличии значительных проблем в формировании школьно-значимых функций у детей при подготовке к систематическому обучению. Среди детей, приходящих в школу, имеют дефициты в речевом развитии около 60%, в сформированости зрительно-моторных координаций – 25-30%, в развитии моторных функций около 25 %.
Развивающая среда с каждым годом становится всё более совершенной, насыщенной – но анализ результатов диагностического обследования «Готовность ребёнка к школьному обучению», детей подготовительных групп в нашем ДОУ свидетельствует о том, что отмечается повышение количества детей с низким уровнем развития речи, воображения, внимания, логического мышления, познавательной мотивации. Возросло количество детей, для которых процесс адаптации к условиям школьной жизни проходит сложно. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. В дальнейшем недостаточная готовность детей к школе проявляется в заземленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.
Так например:
2005-2006 уч год низкий уровень развития речи имеют 21% от общего кол-ва детей поступающих в 1-ый класс; низкий уровень внимания и слабую концентрацию внимания- 26%; низкий уровень мыслительных операций- 28%; низкий уровень познавательной мотивации - 17 %; низкий уровень адаптации-15%;
2006-2007 уч.год - речь 23,5 %; внимание- 28%, мыслительные операции 32%; познавательная мотивация- 20% низкий уровень адаптации-20%;
2007-2008 уч.год-речь 25%; внимание 31%; мыслительные операции 34, 5%; познавательная мотивация- 23% низкий уровень адаптации-25%;
С каждым годом все больше приходится убеждаться в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые – и очень хорошо, если бы… хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться – вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немалого душевного участия и труда. Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат или сестра, испытывающие трудности в обучении. И вот шестилетний мальчик говорит: “Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, как Вовку”. От этих слов до прямого нежелания учиться – ровно полшага. Не столь уж редко и взрослые из самых благих убеждений запугивают ребенка: “Ну, что ты вертишься? Вот подожди, пойдешь в школу – там учительница живо научит тебя сидеть смирно!”. Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует “сломаться” при первых столкновениях со школьной реальностью.
Таким образом, необходима: комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми, направленная на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики, а так же просветительская работа с родителями и педагогами, которая поможет создать максимально эффективные условия для подготовки ребёнка к школьному обучению.
Это послужило поводом для создания данной программы “Познавательные приключения лисёнка Рыжика”.
Цель программы:
Создание психологически благоприятных условий для подготовки детей дошкольного возраста к единому школьному старту.
Задачи программы:
- Способствовать созданию условий для позитивного настроя и снятия эмоционального напряжения.
- Развивать произвольный компонент психических функций: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные навыки за счет развития и укрепления волевых качеств личности.
- Способствовать повышению познавательного интереса.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать у детей исходный уровень познавательной мотивации.
- Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами ДОУ.
Организации учебного процесса:
- Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
- Учебный план рассчитан на 8 месяцев (с 2-ой недели сентября по 3-ю неделю мая).
- Общее количество занятий с детьми 40.
- Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам.
- Занятия носят интегрированный характер.
- Предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).
- Просветительская работа с родителями и педагогами.
Основанием для построения программы послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому все занятия с детьми осуществляются на основе развивающих игр и имеют общий сюжет. Программа способствует развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и т.п. в наиболее естественной для дошкольника форме – игре. Занятия данной программы проводятся как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнерства и т.д. Эти навыки в будущем помогут детям адаптироваться в новом школьном коллективе.
Применение нетрадиционных форм просветительской работы с родителями ( семейные гостиные, мастерские семейного творчества и др.) и педагогами («Ярмарка полезных советов», семинары-практикумы, психологические игры-тренинги и др.) позволяет более полно и грамотно представить важность психологического аспекта для подготовки дошкольника к школе.
На протяжении всего курса программы происходит постепенное усложнение материала, предлагаемого детям.
На занятиях активно используются разнообразные:
- подвижные и малоподвижные игры,
- элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),
- продуктивные виды деятельности
- словесные игры
- дидактические игры
- развивающие задания на индивидуальных листах.
Виды контроля:
Цель: выявление уровня готовности детей к школьному обучению и последующая корректировка заданий программы.
- диагностика вначале и в конце года
- постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях
- рефлексия.
Отличительной особенностью программы является:
1. Комплексный подход к подготовке детей к школьному обучению заключается, во-первых, в том, что занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики; во-вторых, активными участниками педагогического процесса, являются не только дети, а также педагоги и родители.
2. Программа подчинена единой сюжетной линии- приключениям лисёнка Рыжика.
Основные принципы развивающей работы педагога-психолога в рамках программы
Основная задача педагога-психолога
Коррекционно-развивающая работа по данной программе в конечном итоге сводится к процессу создания у ребёнка новых моделей поведения.
Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Программа занятий предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Наиболее эффективной является игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.
1. Принцип соответствия и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников
Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективней только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе.
2. Принцип создания состояния
Каждый человек, в каждый конкретный момент времени находится в том или ином состоянии. Состояние определяется отношением нервной системы, к той информации, которая постоянно поступает в неё. Длительное нахождение в каком-либо состоянии называется настроением. Особенно сильное воздействие на наше состояние оказывают наши мысли. Управлять мыслями ребёнка- значит управлять его состоянием, значит управлять процессом обучения.
Состояние ребёнка должно всегда соответствовать тому делу, которым он занимается.
Настроить ребёнка на занятие, значит создать у него состояние, при котором ему хочется заниматься именно тем, что вы предлагаете. Этому способствуют предлагаемые в программе организационные моменты, которые включают в себя игры-приветствия, этюды.
Соблюдение принципа нагрузки способствует формированию и развитию мотивации к обучению.
3. Принцип комплексности
Принцип комплексности - на каждом занятии необходимо уделять внимание решению задач направленных на:
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и укрепления волевых качеств личности;
- повышение познавательного интереса;
- развитие мелкой моторики рук;
- формирование у детей, исходного уровня познавательной мотивации.
4. Принцип нагрузки
Никто не может совершенствоваться и развиваться нормально без препятствия, без нагрузки. Нагрузка имеет направленность воздействия и уровень, и может варьироваться от минимума до максимума, что в свою очередь определяет успех деятельности.
Для того, чтобы занятия с ребёнком, помимо освоения навыков мышления, внимания, развития навыков мелкой моторики и т.д., сопровождались ещё и развитием способностей к освоению новых навыков – необходимо использовать принцип нагрузки.
Сущность принципа заключается в данной программе, заключается в необходимости получения максимального тренировочного эффекта, который возникает только при работе с предельной для данного уровня развития ребёнка нагрузкой.Например, ребёнку предлагается задание на внимание, нужно его не просто выполнить, а довести скорость переключения внимания до предела (спрашивая: «А ещё быстрее, можешь?»). Такой режим больше устраивает ребёнка: дети любят соревноваться, и занятия протекают значительно эмоциональней.
5. Принцип соответствия
Принцип соответствия формы организации занятий в данной программе соответствует ведущему виду деятельности шестилетнего ребёнка- игровому.
Разделы программы
1. Для детей
Комплекс коррекционно-развивающих занятий, подчиненных единому сюжету.
2. Для родителей:
Школа для родителей «Мой ребёнок дошколёнок»
Просветительская работа с родителями с использованием нетрадиционных форм взаимодействия (семейные гостиные, психологические игры-практикумы, творческие мастерские и др.)
3. Для педагогов
Просветительская работа с педагогами с использованием нетрадиционных форм взаимодействия («Ярмарка полезных советов», психологические игры, тренинги-практикумы, и др.)
Календарно-тематическое планирование занятий
№п\п |
Дата |
Раздел 1. Дети |
Раздел 2. Родители |
Раздел 3. Педагоги |
|
|
Тематика |
Тематика |
Тематика |
1 |
сентябрь |
Здравствуйте - это я! |
|
|
2 |
|
Путешествие в волшебный лес |
Д\з |
|
3 |
|
Расскажи жителям волшебного леса о себе |
Готовность к школе: что это такое? |
|
4 |
октябрь |
Дружная семья лисёнка Рыжика |
|
Готовность к школе: что это такое? |
5 |
|
В гостях у звезды |
Д\з |
|
6 |
|
Волшебные вещи |
Д\з |
|
7 |
|
День рождения тёти Сороки |
Как помочь ребёнку учиться? |
|
8 |
|
Прогулка по волшебному саду |
Д\з |
|
9 |
ноябрь |
Чудеса на волшебной поляне |
Д\з |
|
10 |
|
Помощники-невидимки |
Д\з |
Как развивать внимание и тренировать память |
11 |
|
Волшебное зеркало |
Семейный климат. Стили семейного воспитания. |
|
12 |
|
Цветочная поляна |
Д\з |
|
13 |
декабрь |
Отдых у моря |
Д\з |
|
14 |
|
Поляна сказок |
|
|
15 |
|
Королевство сна |
Типичные ошибки родителей в воспитании детей |
|
16 |
|
В гостях у Феи |
Д\з |
|
17 |
январь |
В гостях у Солнечного зайчика |
|
Как развивать мелкую моторику |
18 |
|
Волшебный остров |
Д\з |
|
19 |
|
Лисёнок и его друзья |
Если вы заметили в ребёнке творческий интерес- как его развивать? |
|
20 |
|
Волшебный ветер |
Д\з |
|
21 |
|
Волшебный клубочек |
Д\з |
|
22 |
февраль |
В тридесятом царстве |
|
Развитие социальных умений и навыков |
23 |
|
Король или королева |
Д\з |
|
24 |
|
Превращение в художников |
Д\з |
|
25 |
|
У волшебного водопада |
Как закрепляются черты характера7 |
|
26 |
март |
Расскажи лисёнку о своих чувствах и желаниях |
Д\з |
Логика для дошколят. Упражнения на каждый день |
27 |
|
Цветочный дождь |
Д\з |
|
28 |
|
Загадочное письмо |
Д\з |
|
29 |
|
Таинственный друг лисёнка |
Сверхзабота-это хорошо или плохо? |
|
30 |
|
Говорящие очки |
Д\з |
|
31 |
апрель |
Любимое занятие лисёнка |
|
|
32 |
|
Путешествие по временам года |
Д\з |
Учимся сравнивать и анализировать |
33 |
|
Волшебный мешочек |
|
|
34 |
|
Паровозик из Ромашково |
Д\з |
|
35 |
|
Прогулка по лесным дорожкам |
Потребность любить и быть любимым |
|
36 |
май |
День рождения сестрёнки Салочки |
Д\з |
|
37 |
|
В гостях у лесных гномиков |
|
Социальная (личностная) готовность детей к обучению в школе |
38 |
|
Любимые праздники лисёнка |
Д\з |
|
39 |
|
Путешествие в необычную страну |
|
|
40 |
|
Да здравствует страна Знаний |
Скоро в школу мы пойдём |
|
Предполагаемый положительный результат:
Повышение уровня развития произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и укрепления волевых качеств личности; повышение познавательного интереса; формирование у детей исходного уровня познавательной мотивации.