Тип урока: Обобщение полученных знаний.
Программа: 1-4
Класс: 1
Цель урока: Обобщение знаний учащихся табличных случаев сложения и вычитания чисел 1, 2, 3.
Задачи урока:
I. Образовательные:
- закрепить изученные табличные случаи сложения и вычитания чисел 1, 2, 3;
- повторить состав чисел 2, 3;
- формировать умение анализировать арифметическую задачу, решать её;
- повторить последовательность чисел натурального ряда;
- закрепить умение различать геометрические фигуры;
- формировать навык каллиграфического письма;
II. Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся;
- совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
- развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
- развивать мышление, воображение, восприятие, внимание;
- развивать умение работать в группах, в паре;
- развивать наблюдательность;
- развивать мелкую моторику кистей рук;
III. Воспитательные:
- создать благоприятный психологический климат для раскрытия потенциала каждого ребёнка;
- воспитывать активность, любознательность, заинтересованность, пытливость ума;
- формировать ответственность и взаимовыручку.
Оборудование:
для учителя:
- цифры, знаки на магнитной основе;
- магнитофон, кассета;
- большие круги красного, жёлтого, зелёного цвета;
- дидактический материал: гирлянда, снежинки, ёлка, шары;
- волшебная палочка;
- геометрические фигуры.
для учащихся:
- канцтовары;
- рабочая тетрадь;
- учебник “Математика 1 класс” М. И. Моро;
- цифровой веер;
- сигнальные круги;
- маленькие круги красного, жёлтого, зелёного цвета;
- карточки – задания по уровню обучаемости.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Ребята, встаньте правильно, красиво и повторяйте за мной:
-Я умный!
(Я умный!)
-Я внимательный!
(Я внимательный!)
- Я всё могу!
(Я всё могу!)
-Я верю в вас!
Садитесь.
2. Формулирование темы и цели урока.
Я хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным.
-Что мы будем делать на уроке?
(Думать, считать, решать)
Мы вместе повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть что-то новое для себя.
3. Мобилизующий этап.
- Ребята, скажите, какой праздник приближается?
(Новый год).
- Без кого этого праздника не бывает?
(Без Деда Мороза).
- Скоро Дед Мороз придёт!
Нам подарки принесёт
Яблоки, конфеты…
Дед Мороз, ну где ты?
- Но вот, что странно, последнее упоминание о Морозе прозвучало по телевидению неделю назад.
Тогда сообщили, что он выехал из своего дома по направлению к нашей школе.
За это время о добром старце не было сказано ни слова.
Сегодня утром, когда я шла в школу, мне почтальон вручил конверт. Что же там написано, давайте прочитаем. (Ученик читает: “Дед Мороз похищен. Ученики первого класса помогите!”
- Ребята, отправимся на поиски Деда Мороза?
Мы его обязательно найдём, если будем работать сообща, дружно. Но сначала нам нужно потренироваться.
4. Пальчиковая гимнастика.
Разомнём наши пальчики. (Катание карандаша между ладошек. )
А теперь, нарисуем маршрут нашего пути.
5. Минутка чистописания.
- Открываем рабочие тетради, берём простой карандаш, проверяем посадку.
Повторяем за мной: ведём карандаш на 1 клеточку вправо, 1 – вверх, 1- влево, 1- вверх,
3 - вправо, 1 - вниз, 1 - влево, 1 - вниз, 3 - вправо. Продолжите рисунок, проговаривая хором. (1 элемент). А теперь- самостоятельно (ещё 1 элемент).
Поменяйтесь тетрадями, сверьтесь с доской. Пальчики размяли, а теперь проведём разминку для ума.
6. Актуализация знаний учащихся.
Для того, чтобы мы смогли найти Деда Мороза и решить без ошибок примеры на сложение и вычитание 1, 2, 3, давайте повторим состав числа 2, 3. Покажите веером состав числа 2, 3. Вы меня порадовали. А теперь поработаем в тетрадях. Запишите только ответ:
- Сколько дней в неделе?
- Сколько пальцев на двух руках у Деда Мороза?
- Сколько рукавичек у Деда Мороза?
- Если один Дед Мороз несёт один мешок с подарками, то сколько мешков у 8 Дедушек?
- Напишите номер дома, в который должен зайти Дед Мороз, если ему нужно попасть между 5 и 7 домами?
- Дед Мороз задумал число. Оно больше 3 и меньше 6 и оно чётное. Какое число он задумал?
Давайте проверим. У кого так же, как у меня на доске? (7, 10, 2, 8, 6, 4)
Запишите эти же числа, но в порядке возрастания. (1 ученик работает за доской).
(2, 4, 6, 7, 8, 10). Давайте проверим.
- Какое из чисел в ряду лишнее? (7, 10)
- Почему? (7 – нечётное, 10 - двузначное).
- Какое из этих чисел мы уже научились прибавлять (2).
- К какому из этих чисел нужно прибавить 2, чтобы получить 6? (4)
- Какой пример, мы можем записать? (4+2=6)
(ученик составляет пример из цифр на магнитах)
- Прочитайте его по - разному
(4 плюс 2, равно 6;
к 4 прибавить 2, получится 6;
4 увеличить на 2, получится 6;
первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, сумма равна 6. )
- А как ещё можно записать этот пример? (2+4=6). (пример также составляется учеником на доске).
- Посмотрите на оба примера, какой вывод можно сделать?
Мы с вами только что совершили математическое открытие: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Спасибо за отличное выполнение заданий. Мы смогли доказать друг другу, что сумеем найти Деда Мороза. Итак, отправляемся в путь.
7. Динамическая пауза.
- А поедем мы с вами на поезде. (звучит 1 куплет и припев песни “Голубой вагон”. Дети под музыку выполняют упражнения).
8. Работа над темой урока.
- Незаметно для себя мы оказались в сказочном лесу. Чтобы успеть до конца урока найти Деда Мороза, нужно быстро пройти лес и точно выполнить задания.
Ребята, без какого дерева не бывает Нового года? А вот и наша красавица ёлка. Давайте её украсим, а для этого поработаем группами. У каждого на парте лежат круги разного цвета. Дети, у которых лежат красные круги, собираются у стола с большим красным кругом. У кого – жёлтые – идут к столу, на котором жёлтый круг. У кого зелёные, собираются у доски.
Работа по уровням развития:
Группа с красным кругом собирает гирлянду для ёлки.
Группа с жёлтым кругом работает со снежинками.
Группа с зелёным кругом вешает шары на ёлку.
Посовещайтесь в группах, найдите верное решение. Желаю удачи. (После окончания работы, дети вешают гирлянду и снежинки на ёлку).
-Давайте проверим. У меня есть волшебная палочка. Если группа выполнила задание верно, то палочка будет светиться.
-Давайте продолжим наши поиски. Попробуем узнать как готовится к Новому году Дед Мороз. Для этого откроем учебник математики на странице 110 и решим задачу 21.
-Ребята, поработаем парами по вариантам.
1 вариант расскажет 2 о том, что известно в задаче, а второй расскажет 1 о том, что неизвестно. 1 вариант скажет 2 решение задачи, а 2 первому - ответ. А теперь оба варианта покажите мне ответ задачи веером.
-Судя по тому, что шаров на ёлке Деда Мороза было много, он вряд ли поехал за новыми. Значит, дело тут в другом. Немного отдохнём и продолжим поиски.
9. Офтальмологическая гимнастика.
-В моих руках волшебная палочка. Вы должны вести глазками по её направлению.
Идём дальше.
10. Самостоятельная работа по уровням развития.
Задание детям, у которых на парте лежат красные круги: (+, -)
7 3 > 8
6 2 < 6
5 2 > 2
4 1 = 2 1
Задание детям, у которых на парте лежат жёлтые круги: (>, <, =)
6-3 2
4+2 7
4 7-2
5 2+3
Задание детям, у которых на парте лежат зелёные круги:
6-1=
4+2=
5+3=
7-2=
Проверка с доской осуществляется пальчиковыми сигналами.
красные | жёлтые | зелёные |
+ | > | 5 |
- | < | 6 |
+ | < | 8 |
- + | = | 5 |
Продолжаем поиски.
11. Работа с геометрическим материалом.
- Ребята, смотрите, какие – то запутанные следы. На что они похожи? (на геометрические фигуры).
- Назовите эти геометрические фигуры.
- Сколько здесь четырёхугольников?
-Может здесь подсказка есть? (учитель переворачивает фигуры).
(На фигурах с обратной стороны написаны буквы к, а, с, с, е, т, а ).
-Прочитайте, какое слово получилось?
Это кассета. Послушаем, может, она расскажет, что случилось с Дедом Морозом.
(“Дорогие мои первоклассники! Зря вы волнуетесь. Не пропадал я. Последняя неделя перед Новым годом очень для меня трудная! Езжу по разным городам, развожу подарки. С вами увидимся на ёлке. Ну, а теперь, не будем терять время, возвращайтесь в класс и вспомните всё, что помогло вам найти моё письмо! С наступающим Новым годом! ”).
12. Итог урока.
- Что же помогло найти нам звуковое письмо?
(дети перечисляют все виды работы).
- Оцените свою работу: кому на уроке всё понравилось, кто не испытывал затруднений поднимают зелёный сигнал, а кто испытал трудности, чувствовал себя не уверенно – красный сигнал.
Молодцы! Я очень рада, что письмо попало именно в наш класс. Вы отлично справились с заданием. Спасибо.