Урок математики в 1-м классе по теме "Закрепление табличных случаев сложения и вычитания чисел 1, 2, 3"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Обобщение полученных знаний.

Программа: 1-4

Класс: 1

Цель урока: Обобщение знаний учащихся табличных случаев сложения и вычитания чисел 1, 2, 3.

Задачи урока:

I. Образовательные:

- закрепить изученные табличные случаи сложения и вычитания чисел 1, 2, 3;

- повторить состав чисел 2, 3;

- формировать умение анализировать арифметическую задачу, решать её;

- повторить последовательность чисел натурального ряда;

- закрепить умение различать геометрические фигуры;

- формировать навык каллиграфического письма;

II. Развивающие:

- развивать познавательную активность учащихся;

- совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;

- развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;

- развивать мышление, воображение, восприятие, внимание;

- развивать умение работать в группах, в паре;

- развивать наблюдательность;

- развивать мелкую моторику кистей рук;

III. Воспитательные:

- создать благоприятный психологический климат для раскрытия потенциала каждого ребёнка;

- воспитывать активность, любознательность, заинтересованность, пытливость ума;

- формировать ответственность и взаимовыручку.

Оборудование:

для учителя:

- цифры, знаки на магнитной основе;

- магнитофон, кассета;

- большие круги красного, жёлтого, зелёного цвета;

- дидактический материал: гирлянда, снежинки, ёлка, шары;

- волшебная палочка;

- геометрические фигуры.

для учащихся:

- канцтовары;

- рабочая тетрадь;

- учебник “Математика 1 класс” М. И. Моро;

- цифровой веер;

- сигнальные круги;

- маленькие круги красного, жёлтого, зелёного цвета;

- карточки – задания по уровню обучаемости.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Ребята, встаньте правильно, красиво и повторяйте за мной:

-Я умный!

(Я умный!)

-Я внимательный!

(Я внимательный!)

- Я всё могу!

(Я всё могу!)

-Я верю в вас!

Садитесь.

2. Формулирование темы и цели урока.

Я хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным.

-Что мы будем делать на уроке?

(Думать, считать, решать)

Мы вместе повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть что-то новое для себя.

3. Мобилизующий этап.

- Ребята, скажите, какой праздник приближается?

(Новый год).

- Без кого этого праздника не бывает?

(Без Деда Мороза).

- Скоро Дед Мороз придёт!

Нам подарки принесёт

Яблоки, конфеты…

Дед Мороз, ну где ты?

- Но вот, что странно, последнее упоминание о Морозе прозвучало по телевидению неделю назад.

Тогда сообщили, что он выехал из своего дома по направлению к нашей школе.

За это время о добром старце не было сказано ни слова.

Сегодня утром, когда я шла в школу, мне почтальон вручил конверт. Что же там написано, давайте прочитаем. (Ученик читает: “Дед Мороз похищен. Ученики первого класса помогите!”

- Ребята, отправимся на поиски Деда Мороза?

Мы его обязательно найдём, если будем работать сообща, дружно. Но сначала нам нужно потренироваться.

4. Пальчиковая гимнастика.

Разомнём наши пальчики. (Катание карандаша между ладошек. )

А теперь, нарисуем маршрут нашего пути.

5. Минутка чистописания.

- Открываем рабочие тетради, берём простой карандаш, проверяем посадку.

Повторяем за мной: ведём карандаш на 1 клеточку вправо, 1 – вверх, 1- влево, 1- вверх,

3 - вправо, 1 - вниз, 1 - влево, 1 - вниз, 3 - вправо. Продолжите рисунок, проговаривая хором. (1 элемент). А теперь- самостоятельно (ещё 1 элемент).

Поменяйтесь тетрадями, сверьтесь с доской. Пальчики размяли, а теперь проведём разминку для ума.

6. Актуализация знаний учащихся.

Для того, чтобы мы смогли найти Деда Мороза и решить без ошибок примеры на сложение и вычитание 1, 2, 3, давайте повторим состав числа 2, 3. Покажите веером состав числа 2, 3. Вы меня порадовали. А теперь поработаем в тетрадях. Запишите только ответ:

- Сколько дней в неделе?

- Сколько пальцев на двух руках у Деда Мороза?

- Сколько рукавичек у Деда Мороза?

- Если один Дед Мороз несёт один мешок с подарками, то сколько мешков у 8 Дедушек?

- Напишите номер дома, в который должен зайти Дед Мороз, если ему нужно попасть между 5 и 7 домами?

- Дед Мороз задумал число. Оно больше 3 и меньше 6 и оно чётное. Какое число он задумал?

Давайте проверим. У кого так же, как у меня на доске? (7, 10, 2, 8, 6, 4)

Запишите эти же числа, но в порядке возрастания. (1 ученик работает за доской).

(2, 4, 6, 7, 8, 10). Давайте проверим.

- Какое из чисел в ряду лишнее? (7, 10)

- Почему? (7 – нечётное, 10 - двузначное).

- Какое из этих чисел мы уже научились прибавлять (2).

- К какому из этих чисел нужно прибавить 2, чтобы получить 6? (4)

- Какой пример, мы можем записать? (4+2=6)

(ученик составляет пример из цифр на магнитах)

- Прочитайте его по - разному

(4 плюс 2, равно 6;

к 4 прибавить 2, получится 6;

4 увеличить на 2, получится 6;

первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, сумма равна 6. )

- А как ещё можно записать этот пример? (2+4=6). (пример также составляется учеником на доске).

- Посмотрите на оба примера, какой вывод можно сделать?

Мы с вами только что совершили математическое открытие: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Спасибо за отличное выполнение заданий. Мы смогли доказать друг другу, что сумеем найти Деда Мороза. Итак, отправляемся в путь.

7. Динамическая пауза.

- А поедем мы с вами на поезде. (звучит 1 куплет и припев песни “Голубой вагон”. Дети под музыку выполняют упражнения).

8. Работа над темой урока.

- Незаметно для себя мы оказались в сказочном лесу. Чтобы успеть до конца урока найти Деда Мороза, нужно быстро пройти лес и точно выполнить задания.

Ребята, без какого дерева не бывает Нового года? А вот и наша красавица ёлка. Давайте её украсим, а для этого поработаем группами. У каждого на парте лежат круги разного цвета. Дети, у которых лежат красные круги, собираются у стола с большим красным кругом. У кого – жёлтые – идут к столу, на котором жёлтый круг. У кого зелёные, собираются у доски.

Работа по уровням развития:

Группа с красным кругом собирает гирлянду для ёлки.


Группа с жёлтым кругом работает со снежинками.

  

Группа с зелёным кругом вешает шары на ёлку.

 

Посовещайтесь в группах, найдите верное решение. Желаю удачи. (После окончания работы, дети вешают гирлянду и снежинки на ёлку).

-Давайте проверим. У меня есть волшебная палочка. Если группа выполнила задание верно, то палочка будет светиться.

-Давайте продолжим наши поиски. Попробуем узнать как готовится к Новому году Дед Мороз. Для этого откроем учебник математики на странице 110 и решим задачу 21.

-Ребята, поработаем парами по вариантам.

1 вариант расскажет 2 о том, что известно в задаче, а второй расскажет 1 о том, что неизвестно. 1 вариант скажет 2 решение задачи, а 2 первому - ответ. А теперь оба варианта покажите мне ответ задачи веером.

-Судя по тому, что шаров на ёлке Деда Мороза было много, он вряд ли поехал за новыми. Значит, дело тут в другом. Немного отдохнём и продолжим поиски.

9. Офтальмологическая гимнастика.

-В моих руках волшебная палочка. Вы должны вести глазками по её направлению.

Идём дальше.

10. Самостоятельная работа по уровням развития.

Задание детям, у которых на парте лежат красные круги: (+, -)

7  3 > 8

6  2 < 6

5  2 > 2

4  1 = 2  1

Задание детям, у которых на парте лежат жёлтые круги: (>, <, =)

6-3  2

4+2  7

4  7-2

5  2+3

Задание детям, у которых на парте лежат зелёные круги:

6-1=

4+2=

5+3=

7-2=

Проверка с доской осуществляется пальчиковыми сигналами.

красные жёлтые зелёные
+ > 5
- < 6
+ < 8
- + = 5

Продолжаем поиски.

11. Работа с геометрическим материалом.

- Ребята, смотрите, какие – то запутанные следы. На что они похожи? (на геометрические фигуры).

- Назовите эти геометрические фигуры.

- Сколько здесь четырёхугольников?

  

-Может здесь подсказка есть? (учитель переворачивает фигуры).

(На фигурах с обратной стороны написаны буквы к, а, с, с, е, т, а ).

-Прочитайте, какое слово получилось?

Это кассета. Послушаем, может, она расскажет, что случилось с Дедом Морозом.

(“Дорогие мои первоклассники! Зря вы волнуетесь. Не пропадал я. Последняя неделя перед Новым годом очень для меня трудная! Езжу по разным городам, развожу подарки. С вами увидимся на ёлке. Ну, а теперь, не будем терять время, возвращайтесь в класс и вспомните всё, что помогло вам найти моё письмо! С наступающим Новым годом! ”).

12. Итог урока.

- Что же помогло найти нам звуковое письмо?

(дети перечисляют все виды работы).

- Оцените свою работу: кому на уроке всё понравилось, кто не испытывал затруднений поднимают зелёный сигнал, а кто испытал трудности, чувствовал себя не уверенно – красный сигнал.

Молодцы! Я очень рада, что письмо попало именно в наш класс. Вы отлично справились с заданием. Спасибо.