Открытый урок по теме "Азотная кислота"

Разделы: Химия


 

Задачи:

образовательные: расширить знания учащихся о химических свойствах азотной кислоты и составление электронных балансов в окислительно-восстановительных уравнениях.
развивающие: продолжить совершенствование умений составления химических уравнений и навыков самостоятельной работы учащихся; умений сравнивать; продолжить работу по развитию коммуникативных способностей ребят и навыков сотрудничества;
воспитательные: формирование культуры работы с реактивами.

Оборудование: Растворы азотной кислоты, 3 пробирки, лакмусовая бумага, оксид магния, раствор гидроксида натрия, индикаторная бумага (на столах у учащихся); медная проволока.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний учащихся.

Объяснительный диктант:

  1. Назвать вещества:
  2. Определить степень окисления: .
  3. Что общего во всех этих соединениях?
  4. Какую общую тему изучаем?

3. Изучение новой темы.

Изучение новой темы начинаем со сказки, прослушав ее вы назовете тему урока.
«Она родилась в самой волшебной, самой удивительной стране – химической лаборатории. Ее папа – оксид азота (IV), был мужчина злого нрава и носил прозвище «Лисий хвост». Ее мама была простой спокойной женщиной и звали ее Вода. Она появилась маленькая и бесцветная и дали ей красивое женское имя – Кислота, а от отца она унаследовала фамилию Азотная». Назовите тему урока.

Тема урока: «Азотная кислота»

План:

  1. Состав и строение молекулы.
  2. Физические свойства.
  3. Химические свойства.

1. Состав и строение молекулы азотной кислоты:

1) Назовите формулу азотной кислоты - .
2) Напишите графическую формулу азотной кислоты.
3) Напишите электронную формулу азотной кислоты.



Если написать так формулу, то получается, что вокруг азота вращается десятиэлектронное облако, но азот находится во втором периоде и у него нет пустых d- ячеек, поэтому азот отдает два электрона обоим атомам кислорода и тогда электронную формулу записываем
. . . . . .

эти связи равноценны.
Валентность азота равна IV, а степень окисления + 5.

Это одноосновная кислородосодержащая кислота.

2. Физические свойства.

Бесцветная жидкость, более концентрированная – желтого цвета от избытка оксида азота (IV). Плотность кислоты , температура кипения + 86 градусов, температура замерзания - 41 градус.

3. Химические свойства.

1) Вспомним, какие свойства характерны для кислот (изменяют цвет индикатора, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями).
2) Азотная кислота – сильная кислота, степень диссоциации ее = 1.
3) Проверим, изменяет ли цвет индикатора азотная кислота (учащиеся выполняют опыты).

Опыт 1.

В раствор азотной кислоты помещаем лакмусовую бумагу. Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет. Почему изменилась окраска индикатора? (В ней присутствуют ионы водорода). Напишите диссоциацию азотной кислоты.

Опыт 2.

Взаимодействие с оксидами металлов. В пробирку с оксидом магния наливаем азотную кислоту. Оксид магния растворяется. Напишите уравнение реакции.
. Напишите полное ионное уравнение.

Опыт 3.

Взаимодействие с основаниями. В пробирку с раствором гидроксида натрия добавляем азотную кислоту (в азотной кислоте раствор метилоранж).
. Напишите полное ионное уравнение.

Демонстрация опыта взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом меди и раствором карбоната натрия. Напишите молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения.

Таким образом, азотная кислота – сильная кислота, обладает общими свойствами всех кислот.
Кроме этого обладает специфическими свойствами. Азотная кислота в степени окисления +5 – сильный окислитель. Значит, она может уменьшить свою степень окисления. При нагревании азотная кислота разлагается:

Двое учащихся у доски пишут уравнения, составляют электронный баланс.

Специфические свойства азотной кислоты – взаимодействие с металлами.
Демонстрация опыта с медью - выделяется бурый газ (опыт – под тягой).

При попадании кислоты на кожу – кожа желтеет. Таким образом, кислота обладает не только общими свойствами кислот, но и специфическими.

4. Закрепление знаний учащихся.

Программированный контроль.

Вариант 1.

1. Укажите какая из схем показывает, что азот является окислителем?
а)
2. Какому молекулярному уравнению реакций соответствует ионное уравнение?

Вариант 2.

1. Укажите какая из схем показывает, что азот является окислителем?
а)
2. Какому молекулярному уравнению реакций соответствует ионное уравнение?

Ответы:

Вариант 1.

  1. б, г
  2. в

Вариант 2.

  1. а, г
  2. б

5. Домашнее задание: Параграф 21, задача №2, страница 63. Найти интересные факты об открытии азотной кислоты.