Задачи:
образовательные: расширить знания учащихся о химических свойствах азотной кислоты и составление электронных балансов в окислительно-восстановительных уравнениях.
развивающие: продолжить совершенствование умений составления химических уравнений и навыков самостоятельной работы учащихся; умений сравнивать; продолжить работу по развитию коммуникативных способностей ребят и навыков сотрудничества;
воспитательные: формирование культуры работы с реактивами.
Оборудование: Растворы азотной кислоты, 3 пробирки, лакмусовая бумага, оксид магния, раствор гидроксида натрия, индикаторная бумага (на столах у учащихся); медная проволока.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний учащихся.
Объяснительный диктант:
- Назвать вещества:

- Определить степень окисления:
. - Что общего во всех этих соединениях?
- Какую общую тему изучаем?
3. Изучение новой темы.
Изучение новой темы начинаем со сказки, прослушав ее вы назовете тему урока.
«Она родилась в самой волшебной, самой удивительной стране – химической лаборатории. Ее папа – оксид азота (IV), был мужчина злого нрава и носил прозвище «Лисий хвост». Ее мама была простой спокойной женщиной и звали ее Вода. Она появилась маленькая и бесцветная и дали ей красивое женское имя – Кислота, а от отца она унаследовала фамилию Азотная». Назовите тему урока.
Тема урока: «Азотная кислота»
План:
- Состав и строение молекулы.
- Физические свойства.
- Химические свойства.
1. Состав и строение молекулы азотной кислоты:
1) Назовите формулу азотной кислоты -
.
2) Напишите графическую формулу азотной кислоты.
3) Напишите электронную формулу азотной кислоты.

Если написать так формулу, то получается, что вокруг азота вращается десятиэлектронное облако, но азот находится во втором периоде и у него нет пустых d- ячеек, поэтому азот отдает два электрона обоим атомам кислорода и тогда электронную формулу записываем
. . . . . .
эти связи равноценны.
Валентность азота равна IV, а степень окисления + 5.
Это одноосновная кислородосодержащая кислота.
2. Физические свойства.
Бесцветная жидкость, более концентрированная – желтого цвета от избытка оксида азота (IV). Плотность кислоты
, температура кипения + 86 градусов, температура замерзания - 41 градус.
3. Химические свойства.
1) Вспомним, какие свойства характерны для кислот (изменяют цвет индикатора, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями).
2) Азотная кислота – сильная кислота, степень диссоциации ее = 1.
3) Проверим, изменяет ли цвет индикатора азотная кислота (учащиеся выполняют опыты).
Опыт 1.
В раствор азотной кислоты помещаем лакмусовую бумагу. Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет. Почему изменилась окраска индикатора? (В ней присутствуют ионы водорода). Напишите диссоциацию азотной кислоты.
![]()
Опыт 2.
Взаимодействие с оксидами металлов. В пробирку с оксидом магния наливаем азотную кислоту. Оксид магния растворяется. Напишите уравнение реакции.
. Напишите полное ионное уравнение.
Опыт 3.
Взаимодействие с основаниями. В пробирку с раствором гидроксида натрия добавляем азотную кислоту (в азотной кислоте раствор метилоранж).
. Напишите полное ионное уравнение.
Демонстрация опыта взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом меди и раствором карбоната натрия. Напишите молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения.
Таким образом, азотная кислота – сильная кислота, обладает общими свойствами всех кислот.
Кроме этого обладает специфическими свойствами. Азотная кислота в степени окисления +5 – сильный окислитель. Значит, она может уменьшить свою степень окисления. При нагревании азотная кислота разлагается:

Двое учащихся у доски пишут уравнения, составляют электронный баланс.
![]()
Специфические свойства азотной кислоты – взаимодействие с металлами.
Демонстрация опыта с медью - выделяется бурый газ (опыт – под тягой).

При попадании кислоты на кожу – кожа желтеет. Таким образом, кислота обладает не только общими свойствами кислот, но и специфическими.
4. Закрепление знаний учащихся.
Программированный контроль.
Вариант 1.
1. Укажите какая из схем показывает, что азот является окислителем?
а) ![]()
2. Какому молекулярному уравнению реакций соответствует ионное уравнение?

Вариант 2.
1. Укажите какая из схем показывает, что азот является окислителем?
а) ![]()
2. Какому молекулярному уравнению реакций соответствует ионное уравнение?

Ответы:
Вариант 1.
- б, г
- в
Вариант 2.
- а, г
- б
5. Домашнее задание: Параграф 21, задача №2, страница 63. Найти интересные факты об открытии азотной кислоты.