Люблю и знаю,
Знаю и люблю,
Мой край родной –
Ведь он один такой.
И с гордостью могу признаться,
Что титул мой – калининградца!
Цели:
- Сформировать представление о историко – географическом образе Калининграда.
- Познакомить учащихся с особенностями географического положения города.
- Совершенствовать умение работать с разными источниками географической информации.
- Способствовать пробуждению познавательного интереса, эмоциональных и патриотических чувств к Малой Родине.
Оборудование:
- электронные карты “Калининградской области” и “г.Калининграда”;
- физическая карта России;
- мультимедиа и интерактивная доска.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Опрос учащихся.
1. На интерактивной доске текст “Географическое положение, особенности природы” заполните пропуски (ученика: один заполняет, другой (эксперт) проверяет и затем эти объекты показывает на электронной карте ).
Калининградская область расположена на западе, у побережья Балтийского моря. Это самая маленькая территория РФ. Сухопутные и морские границы 540 км. Рельеф - слабовсхолмленная равнина . Высота над уровнем моря – менее 50 м. Издревле местное морское побережье носило название Янтарный берег, что связано с крупнейшим в мире месторождением янтаря. Озер более 100, самое крупное - Виштынецкое. Самые длинные реки – Преголя и Анграпа. Незамерзающие порты – Калининград, Балтийск. Центр области - город Калининград.
2. Учащиеся в это время решают задачу.
Задача бывалого летчика.
“Однажды летом я вылетел из Москвы, взяв курс на Калининград. Мне предстояло пролететь 1100 км, переместившись с востока на запад на 17 градусов. Во время полета солнце оставалось все время в зените. Сможете ли Вы определить, с какой скоростью летел самолет?”
(1 – за 4 минуты, на 17 градусов – 1 час 8минут. Для того чтобы солнце все время оставалось в зените, самолет должен пролететь 1100 км также за 1час 8 минут. Его скорость составит 1100: 68/60 = 970км./час). 13 часов 38 минут.
3. На электронной карте разместить полезные ископаемые Калининградской области (у доски 1 ученик).
III. Изучение нового материала.
“Если хочешь знать, что будет, узнай сначала, что было!”
Мой город – он на карте лишь кружочек
В скрещении сети координат.
Он не оторванный листочек –
Делами добрыми и духом он богат.
Над ним дожди, а то циклоны злые
С дыханьем атлантической волны.
Но он – от плоти Матери – России,
Частица неотрывная страны!
И потому заботами одними
Наш каждый день и славен и богат,
И с пульсом всей страны в едином ритме
Всегда стучит твой пульс, Калининград!
(Брылева Алиса, выпускница 2005 г.)
Учитель: Все, что окружает нас, имеет место рождения, имя, назначение, особенности, судьбу. Они, как и люди, разнообразны, загадочны. Есть ли собственное лицо у Калининграда? Какой он, этот горд, сколько ему лет? Как он связан с Кенигсбергом? Как все начиналось на этой земле, где теперь стоит Калининград? Каковы исторические ценности и культура этих городов или Кенигсберг- Калининград. Почему два названия одного города? Удивительное дело: нет в стране, наверное, ни одного города, где люди так интересуются местной историей, как в Калининграде.
Прежде, чем погрузиться в историческое прошлое прошу желающих подготовить на интерактивной доске символические знаки Калининграда и области (вызываются 2 ученика).
Вновь и вновь историческая память возвращает нас в прошлое.
- Сегодня мы заслушаем сообщения: “Краткая история города”, “Маленькая легенда королевской горы” и “Топонимика города” (сообщения даны заранее).
Задание:
- Составьте хронологическую запись истории формирования города во время выступления одноклассников и запишите в тетрадь.
Вызывается ученик, подготовивший сообщение об основных памятных датах культурной и исторической жизни нашего города.
1947 г. – открытие драматического театра.
1948 г. – открытие краеведческого музея.
1958 г. – открыт ботанический сад.
1960 г. – у подножия 1200 гвардейцам зажжен огонь славы.
1979 г. – 29 декабря – открылся музей Янтаря.
1990 г. – открытие музея Мирового океана
1991 г. – 6 сентября область перестала иметь сухопутную границу с остальной территорией России.
2001 г. – открылся Областной музыкальный театр.
2005 г. – 750-летие нашего города.
2006 г. – 60-летие области. Открытие новой паромной линии Балтийск – Усть- Луга (которая улучшила транспортное сообщение области и Калининграда с “большой” Россией).
Вопрос учителя: Какие важные даты до 1947 года вы бы добавили в этот список?
6-9 апреля 1945 г. – штурм Кенигсберга.
Август 1945 г. – Потсдамская конференция.
17 сентября 1945 г. – открытие средней школы №1 (ныне гимназии №1).
30 сентября 1945 г. – открытие памятника 1200 гвардейцам.
Вызывается ученик, подготовивший сообщение о памятнике 1200 гвардейцам. После выступления объявляется минута молчания.
Проверяем символы Калининграда и области на доске; слушаем сообщение ученика о символике нашего города.
Вопрос учителя: Почему кораблик? (Символ. Соединяет с другой территорией России).
Знание истории своего края, истории его архитектурных памятников, его достопримечательностей помогает человеку осознать истинную красоту родного края и его значимость для нас, а именно это понимание лежит в основе бережного отношения человека к сокровищам культуры, дошедших из глубины веков, и к родной природе.
Вопрос учителя: Ребята, а есть ли у вас любимые уголки Калининграда? Назовите их.
На интерактивной доске появляются фотографии города.
Вопрос учителя: Есть ли проблемы у нашего города? Пройдет совсем немного времени, вы закончите школу, вступите во взрослую, самостоятельную жизнь – и кому как не вам предстоит их решать.
Выслушиваются мнения гимназистов и предлагается найти пути решения названных проблем.
IV. Итог урока. Благодаря ребят за активное участие на уроке, за подготовленные сообщения. Выставляются оценки.
Приложение. История города
Список литературы:
- Андрющенко Н. “Города и имена”. Исследовательская работа, 2004 г.
- Брылева А. “Город необычной судьбы”. Исследовательская работа, 2004 г.
- Забелкин А. “Жаркое лето 2006” “Калининградская правда”, 28.07.2006 г.
- Колесник Е. “Изменение климатических условий в Калининграде на рубеже тысячелетий”. Исследовательская работа, 2001 г.
- Петрова Н.Н. “Настольная книга учителя географии”. АСТ.Астрель. Москва, 2002 г.
- Трифонов С. “Луковое поле”. “Гражданин”, январь 1995 г.
- Федоров Г.М. “Знаете ли вы Калининградскую область?”. Калининград, РГУ им.Канта, 2006 г.
- Шикунов П. “Прогулки по старому городу” “Калининградская правда”, июль 1989 г.
- Памятные даты истории края. “Из рук в руки”, 19.12.1997 г.