Воспитание чувства любви к Родине начинается с того времени,
как ребенок начинает видеть,
окружающий мир
. Сухомлинский.
Известно, что в отношении любви к Родине в последние десятилетия стал ощущаться дефицит. Если взрослое поколение еще помнит, что наша страна самая великая, самая сильная, самая красивая, то ребята ХХI века мечтают только о том, чтобы уехать как можно дальше от того места, где они родились. Проведенное среди гимназистов города Камышлова анкетирования показало, что среди десяти составляющих, образу «Родина» ребята отводят последнее 10-ое место. Первые места в анкете они отводят «жизни», «семье», «деньгам».
В непростой исторический период последних десятилетий ХХ века в нашей стране произошли важные изменения в идеологическом восприятии гражданственности и патриотизма. В поисках нового мировоззрения часть россиян обратилась в религию, часть повернулась к западу как примеру для подражания. Страна, изменившая не только границы, но и название, кажется, потеряла главную основу своего существования. И выросло целое поколение, не понимающее во что верить и кого слушать, не знающее, кто прав в бесконечных политических спорах.
Патриотизм и гражданственность как явления сегодня стали забываться. Сами слова начали казаться литературными, искусственными. Но известно, что во все времена тот, кто был воспитан патриотом, с честью выходил из любых испытаний Родины, сохранял свое человеческое достоинство. Человек – патриот никогда, ни при каких обстоятельствах «не ломался и не гнулся», внутри него был нравственный стержень, та основа, что является смыслом его жизни, – любовь к дому, семье, городу, Родине.
Проблемой в наше время стал поиск и классификация методов, позволяющих воспитывать в подрастающем поколении историко-патриотические традиции на лучших духовно-нравственных примерах.
В связи с этим мы выдвинули как главную для себя задачу - частичное решение этой проблемы.
Многие педагоги, понимая, что учащихся необходимо знакомить с окружающим их миром везут детей в театры, на концерты, в музеи. Но форма этих путешествий, как правило, экскурсионная, то есть пассивная.
Наши педагоги – организаторы проекта - тоже начинали с этого. Мы работали разрозненно, реализуя каждый свое представление о внеклассной и классной форме образования.
Но в октябре 2003 года в нашей Гимназии создано социальное содружество - туристско-краеведческий клуб «Мечтатели». Сегодня он делится на 5 отрядов: «Туристы», «Путешественники», «Знатоки родного края», «Журналисты», «Экскурсоводы гимназического музея». Членами клуба и отряда - учащимися 6-11 классов. Было разработано положение о клубе, создана своя символика: эмблема, флаг, гимн, девиз.
Произошла интеграция педагогов и учащихся. Объединились педагоги: Юрий Александрович Васьков, учитель высшей квалификационной категории, основатель городского клуба путешественников «Гренада» и гимназического клуба «Мечтатели» и Елена Леонидовна Боровских – учитель географии (1 квалификационная категория) и Подкорытова Ирина Петровна – учитель общественных дисциплин (высшая квалификационная категория). В 2006 году в состав руководителей вошло еще 2 педагога: Алферова Ирина Петровна – учитель общественных дисциплин (1 квалификационная категория) и руководитель краеведческого гимназического музея – Уфимцева Ольга Петровна. Многие учителя присоединяются к основной группе руководителей, в силу занятости, только на одну экспедицию. И это тоже хорошо.
Педагоги не делят работу. Каждый реализует, с помощью других, свою идею.
Преподаватели МОУ «Гимназия», города Камышлова, поставили перед собой цель: сформировать в учащихся гимназии чувства гражданственности и патриотизма средствами краеведческо-туристской и научно-исследовательской деятельности.
За время существования клуба «Мечтатели» было разработано много экскурсионных маршрутов. Постоянными стали так называемые «уроки на колесах». Члены клуба «Мечтатели» регулярно исследуют местность вокруг Камышлова, ходят в многодневные походы, часто это походы «ночные». С 2005 года «Мечтатели» совершают научно-исследовательские экспедиции. Собранные в экспедициях материалы поступают в гимназический краеведческий музей. На основе собранных материалов мечтателями пишутся научно-исследовательские проекты, которые защищают на городских конференциях.
В январе 2007 года мы начали работать по областной программе «Родники». Наши ребята и раньше чистили родники, колодцы мимо которых мы проходили, совершая походы. Но подключение к движению позволило ребятам увидеть, что они не одиноки. «Родник» - это маленький образ Родины и чистая вода не только делает человека здоровым, но и создает духовную чистоту внутри того, кто с ней соприкасается.
Источниками патриотического воспитания для гимназистов является естественная для учащихся среда его жизнедеятельности. Это «Малая Родина»: семья, гимназия, родной дом, улица, отдельные страницы истории Камышлова, Урала, соседних регионов /Челябинская, Тюменская область/. При этом речь идет именно об отдельных страницах, отдельных исторических деятелях. Выбор темы, чаще всего, связан с содержанием базовой программы школы, со знаменательными датами, всенародными праздниками, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади, с памятниками истории и культуры.
Туристский поход стал первым этапом работы. Известно, что при знакомстве, с каким – либо материалом, достаточно один раз увидеть, чем сто раз услышать. Исходя из данной мысли, определяемой как тезис, учащимся Гимназии было предложено в экспериментальном порядке традиционный отдых в выходные дни и каникулярное время проводить в форме походов.
Постепенно форма похода была наполнена экспедиционными элементами или заменялась «Уроками на колесах». Были введены элементы научно-исследовательской деятельности.
В отряде «Знатоков родного края» созданы правила проведения научно-исследовательских экспедиций и разработана презентация /на бумажных и мультимедийных носителях/, где определены цели, задачи, выдвинута гипотеза и предполагаемый результат. (Хотя в научно-исследовательской работе, как правило, результат предсказать не возможно).
Основная форма познания окружающего мира средствами научно-краеведческой деятельности – наблюдение. Но обязательным условием является установка на теоретическое осмысление «увиденного». Учащимся 4-11 классов предлагается в свободной форме передать полученные ощущения в устной или письменной форме. Гимназист может написать различные научные и творческие работы: отзыв, сообщение, мини-реферат или реферат по локальному или проблемному вопросу, принять участие в составлении коллективного проекта. (Тема избирается по выбору самим учащимся). Отчет об экспедиции может быть представлен в виде рисунка, таблицы, схемы, карты или газетной статьи, фотоальбома или фотоблока.
По результатам экспедиций «мечтатели» пишут научно-исследовательские проекты. В работе над проектом мы используем метод синтеза научно-исследовательской и краеведческой деятельности. Это позволяет учащимся не просто знакомиться со своим краем, изучать свою страну, но и познавать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа. И испытывать гордость за свою страну.
Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приемам, позволяющим гимназистам запомнить лучше увиденное и услышанное; приданию эмоциональной окраски каждому «путешествию» в окружающий мир; развитию творчества и фантазии.
Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Он глубже воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий. Такая организация позволяет учащимся активно включиться в процесс научно-исследовательской работы, что соответствует активной и деятельной натуре гимназистов. Кроме того, в процесс подведения итогов подключаются и учащиеся не участвующие в путешествии, но желающие изучить конкретный вопрос глубже.
Наконец, будучи по природе коллективистской, научно-краеведческая деятельность обучает ребенка науке общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, дает возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах (прежде всего – в заботе о людях старшего поколения, соблюдения чистоты /и духовной тоже/ в среде пребывания и т.д.)
Наш опыт позволил определить несколько условий эффективности патриотического воспитания гимназистов средствами научно-краеведческой деятельности.
- Это опора на особенности учащихся, использование потенциала этого состояния жизни. Хорошо известно, что ведущей для учащихся школьного возраста является учебная деятельность – отсюда большая роль познания в развитии детей. Учащиеся любопытны, и любознательны. Они открыты, эмоциональны и непосредственны. Они деятельны и активны по природе, хотя часто переоценивают свои возможности. Именно научно-краеведческая деятельность, в которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с окружающим миром, позволяет им реализовывать свою потребность в познавательной и физической активности, открывать «секреты» окружающего мира, формировать образ Родины.
- Говоря о содержании научно-краеведческой деятельности, следует подчеркнуть, что она тесно связана со школьными базовыми программами по истории России, обществознанию, Мировой художественной культуре, географии, истории Урала, географии Урала. Формы интеграции прослеживаются и при написании литературных сочинений, при изучении ботанических, биологических, химических и физических особенностей нашего края.
Главным концептуальным принципом в работе является принцип гуманизма – «не навреди». Утверждена ценность разностороннего, свободного и творческого развития учащихся. Созданы условия для развития естественной познавательной активности ученика и для его самореализации.
Изучение окружающей действительности проводится по гносеологической спирали – от своего дома, улицы до города, области, страны. Важная составляющая: «Великое – рядом». Происходит комплексное освоение окружающего мира: природы, истории, культуры, краеведения, экономики изучаемого региона. Планирование составляется по краеведческим циклам. Каждый цикл включает подготовку – проведение мероприятия – подведение итогов; их стыковка – слияние в единый годовой процесс. Нагрузки на учащегося наращиваются постепенно. В работе с учащимися используется принцип работы с различными возрастными категориями. Гимназистам предлагается задания и материал различной сложности.
В процессе работы над проектом нами было выявлено несколько объективных и субъективных проблем. Прежде всего, это «текучесть кадров» среди учащихся.
Вторая проблема связана с невозможностью работы в постоянном режиме с одним и тем же учеником. Мы не можем провести одного и того же учащегося через все этапы научно-исследовательской работы. Знакомство с темой характеризуется определенной частичностью. Эту проблему мы пытаемся решить на публичных конференциях, семинарах и «мастер-классах», где ребятам предоставляется возможность не только рассказать о своих достижениях, но и познакомиться с исследованиями других.
При всех определенных трудностях, надо отметить, что материальные проблемы – это те проблемы, которые неизменно однажды решаются. Более серьезной проблемой является для нас на сегодня проблема преемственности в составе группы учащихся.
Еще одна проблема, с которой мы столкнулись непосредственно в ходе работы над проектом - это проблема реализации практического результата проекта. Например, как восстановить полуразрушенные сельские храмы, как поддержать пионеров-ветеранов Камышлова, как очистить улицы нашего города и прилегающих к городу территорий от мусора, мы пока не знаем. Но мечтаем.
Решение проблем в будущем подтверждает только тот факт, что работы впереди намного больше, чем уже сделано сегодня. Но уже сегодня мы можем констатировать: как гимназисты, так и организаторы проекта получают от сотрудничества большое удовольствие.