Формирование субъектной позиции учащихся через самоконтроль и самооценку

Разделы: Математика


Формирование субъектной позиции учащихся через самоконтроль и самооценку.

Тридцатилетний стаж работы учителя математики позволяет мне подвести некоторые итоги и поделиться своим опытом с молодыми специалистами. Не секрет, что современный процесс обучения отличается от того, который был пятнадцать лет назад. Традиционная система обучения давала неплохие результаты. Но она была хороша для того времени. Ученик был объектом обучения. Ему давали указания, он их выполнял и получал хорошую оценку. Современные условия жизни поставили перед школой задачу перевода процесса обучения на субъект-субъектную основу. В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова говорится, что субъект – это “…активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа…”. Из школы должен выходить человек, который научился усваивать не только некоторые знания, но, самое главное, усвоивший способы добывания этих знаний. И лет 15 назад, обдумав плюсы и минусы традиционного обучения, я пришла к выводу, что необходимо изучать новые технологии. Мне помогла книга А.С. Границкой “Научить думать и действовать”, а позже курсы и брошюра “Организация самостоятельной деятельности учащихся в адаптивной технологии обучения” доцента кафедры математики Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Л.Ф. Батан. Полученные знания научили меня наиболее оптимально организовывать учебный процесс, в котором развитие субъектной позиции учащихся происходит через формирование целостной учебной деятельности, т. е. пяти её компонентов: целеполагания, познавательного интереса, учебных действий, самоконтроля и самооценки.

За годы работы была создана система методов, приёмов и форм организации самостоятельной деятельности учащихся, направленных на формирование субъект-субъектных отношений.

Одним из дидактических условий формирования субъектной позиции учащихся является использование коллективных форм работы, основанных на общении. И очень важно, чтобы оно было основано на взаимном уважении и обеспечивало комфортность всем участникам совместной учебной деятельности. Поэтому, образовывая пары и малые группы, стараюсь следовать пожеланиям учащихся, ведь только в дружелюбной обстановке ребёнок может раскрыться и у него будет желание совершенствовать свои знания, одновременно воспитываю у учащихся терпение к друг к другу и чувство взаимовыручки. В групповой работе учащиеся получают не только навыки математического общения, но и такие социальные навыки, как умение принять решение, взять на себя лидерство, улаживание конфликтов, здесь же устанавливается взаимное доверие, т.е. формируются навыки необходимые в жизни.

Формирование каждого компонента целостной учебной деятельности очень важно, но опыт работы показал, что чрезвычайно важно сформировать у ученика умение правильно оценивать и контролировать себя. Контроль учителя, конечно, формирует хорошие знания и умения, повышает эффективность уроков, но навыки взаимоконтроля, самоконтроля, оценки и самооценки являются неотъемлемой частью условия становления субъекта учебной деятельности. Учащиеся, имеющие высокий уровень сформированности самоконтроля и самооценки, достигают наибольших успехов в обучении: у них высокий балл на выпускных и вступительных экзаменах, они являются призёрами олимпиад и НПК. Эти учащиеся самостоятельны. Они живут, добиваясь поставленной цели, т.е. их кредо – активная жизненная позиция.

Очень часто бывает, что и старшеклассники не могут проконтролировать выполнение своей работы. Им кажется, что они всё делают правильно и иногда их даже не настораживает ответ: 1,5 человека. А ведь хорошо сформированный самоконтроль и самооценка ведут к успешности не только при изучении математики, без них не обходится любая деятельность человека и он должен осознавать правильность своих действий в той или иной ситуации. Поэтому я учу ребят правильно организовывать свой процесс обучения, учу самостоятельно управлять работой собственного ума и выделять основные этапы достижения цели, а также самостоятельно определять последовательность своих действий. Учу вовремя останавливаться и проверять себя, исправлять ошибки, оценивать собственные действия и определять, что из прошлых знаний поможет усвоению данной темы.

Развитие теоретического мышления - важная задача, стоящая перед учителем. Невозможно знать математику без знания теории. Навыки и умения работы с книгой ребёнок должен приобрести, будучи учеником, эти навыки призваны помочь каждому человеку в успешном самообразовании. При изучении теоретического материала прекрасно себя зарекомендовал такой приём самоконтроля, как чтение с пометками. (! - это я знал, + - это мне прибавило знаний, ? – это я не понял или хочу обсудить). После работы над текстом идёт обсуждение в парах, затем в малых группах, если остаются вопросы после обсуждения в группах, то они выносятся на общее обсуждение. Практика показывает, что чтение с пометками учит осознанно подходить к изучению темы. Ещё один приём осознанного понимания текста – это когда учащиеся находят слово, с которого перестают понимать текст. Далее идёт работа со словарём. Ребята находят непонятное слово в словаре и записывают его значение в тетрадь. Я учу ребят своевременно разбираться с непонятными вопросами. За разъяснениями они обращались ко мне, к одноклассникам или к учебнику, по которому они не занимаются, стараясь изучить различные подходы при объяснении материала. Мои ученики знают, что я оставляю хотя бы один необъяснённый факт, чтобы они читали текст осознанно. Например, в произведении 5ав знак умножения можно опустить. Особенно эффективен этот приём в 5-6 классах. Некоторые ученики стараются ещё до урока встретиться со мной, чтобы первыми сообщить мне о найденном факте.

Известно, что работа по формированию самоконтроля и самооценки, начинается с того, что учеников учат контролировать и оценивать друг друга. Этому научиться гораздо легче, чем оценивать и контролировать себя. При работе с текстом использую такой приём: ученикам предлагается подчеркнуть в тексте ключевые слова; они подчёркивают на прозрачной плёнке, вырезанной по формату листа, затем меняются, проверяют друг друга, обсуждают разногласия.

Иногда при чтении лекции оставляю нерассмотренным какой-нибудь вопрос, вместо этого пишу только план изучения материала. Ребята знают, что будет урок его самостоятельного изучения. Например, проводила такой урок при изучении темы “Системы линейных уравнений”. Класс разбивался на малые группы по 4 человека. Каждому из четырёх человек присваивались номера: 1; 2; 3; 4, затем все первые, все вторые, все третьи и все четвёртые номера образовывали новые группы, которые изучали самостоятельно свой вопрос, не зависящий друг от друга. Группа №1 – решение систем способом группировки, группа №2 – решение систем способом сложения, группа №3 – решение систем графическим способом, группа №4 – состояла из наиболее подготовленных учеников, они совместно изучали все способы решения и могли выступать консультантами. Работа в группах, изучающих один из способов решения систем уравнений, очень ответственна, ведь ребятам нужно будет вернуться в “родную” группу и объяснить им тот способ решения систем, который они изучили в своей номерной группе. Такая работа учит не только самостоятельной работе с учебником, но и умению находить рациональные способы представления материала, а также оценивать себя в плане умения объяснить этот материал одноклассникам. Урок, где используются коллективные формы работы - это урок, построенный на общении, и он даёт ребёнку не только знания, но и формирует у него субъектную позицию. Подводя итог такого урока или другого, стараюсь формировать у ребят анализирующее сознание. Задаю им вопросы: “Какой способ легче? Почему? А почему трудно? Что надо сделать, какую тему повторить, чтобы было легко?”

Трудно переоценить роль самостоятельной работы в процессе обучения. Л.Ф. Батан в своей брошюре пишет, что “ самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения”. Я полностью с ней согласна. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: “Как решать?”, “Каким приёмом воспользоваться?”, “Какой теоретический материал надо знать?”, “Что знаю?”, “Что не знаю?”, “Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.

Дорогого стоит научить ребёнка критически оценивать каждое звено своего рассуждения или рассуждения своего одноклассника, а также отыскать ошибку в кажущемся на первый взгляд безупречном рассуждении. Здесь я использую такие приемы: найти ошибку, специально сделанную учителем; найти ошибку у одноклассника и объяснить ему верное решение, ссылаясь на теоретический материал. При проверке самостоятельной работы, ошибки не исправляю, ставлю лишь отметку за выполненную работу. Критерий оценки ученику известен. Ученик находит ошибку, исправляет её, обязательно делает проверку задачи (составляет и решает обратную задачу, решает задачу другим способом, некоторые проверяют её на частном случае). Также учу ребят проверять себя с помощью прикидки. Например, формируя вычислительные навыки при умножении и делении десятичных дробей, говорю им о действиях с целыми частями. Для отработки навыка самооценки практикую, например, следующий приём: задаю вопрос, требующий обстоятельного ответа, прошу всех учащихся ответить самому себе и поставить отметку. Затем вызываю одного ученика к доске, который знает на “5” (проверяю заранее). Ребята сравнивают свой ответ с ответом одноклассника и, принимая его за образец, вновь ставят себе отметку. Далее прошу поднять руку тех, кто поставил себе “5”, и кто–то идёт на подтверждение к доске. Ученики, снизившие себе отметку после ответа товарища, аргументируют снижение. Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

Систематическая работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки даёт хорошие результаты. У человека, имеющего эти навыки, возникает постоянная потребность в самоконтроле и самооценке при любом виде учебной или трудовой деятельности, а это, я считаю, необходимо каждому.