Цели урока:
- Закрепить знание таблицы сложения и вычитания ” +4, ” - 4; формировать умение решать задачи; решать задачи с опорой на числовое равенство; учить решать деформированные числовые равенства; учить находить значения числовых выражений; повторить компоненты действия сложения.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, интерес к математике.
- Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность, доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.
Оборудование: тетради; логическое задание; слова: ле-ши-й, молодцы, спасибо; карточки для индивидуальной работы; алгоритм решения задачи; ребус; полоски бумаги для каждого ученика; снежинки – числа; презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Пусть это утро принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Нас приветствует солнышко слайд №2 и дарит нам свои волшебные лучики: добра, счастья, здоровья. Я дарю вам лучик добра. Хочу, чтоб вы были добры друг к другу и добро поможет вам. А вы хотите подарить друг другу лучики? Почему? Давайте повернёмся друг к другу и скажем:
Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг друг другу сегодня добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу.
- Ребята, а сейчас закройте глаза. Повторяйте слова за мной: “Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Я готов к этому.”
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы повторим то, что учили раньше. Закрепим случаи сложения и вычитания вида ” +4, ” - 4. На уроке нужно быть очень внимательным! Но урок будет не совсем обычным. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Мы отправимся в сказочный лес слайд №3. Во время нашего путешествия нам будет светить и помогать солнышко.
III. Устный счёт.
- Итак, отправляемся в путешествие. Нас встречает хранительница тайн леса – мудрая сова слайд №3. Она приготовила нам задания. Будьте внимательны. Первое задание. (Приложение №1)
- Какой шапочки не хватает? Объясните?
Переворачиваем шапочку с вопросом и что видим. Правильно. Молодцы. С этим заданием вы справились.
- Ребята, Сова, приготовила ещё задание. Игра “Лабиринт”. Слайд №4
Если вы пройдёте через трое ворот и наберёте десять очков, то сможете прочитать имя жителя сказочного леса.
- Правильно, ребята, это леший. Слайд №5 Леший – дух леса, враждебный людям. Внешне напоминает человека, только сильно косматого, со спрятанными в гуще волос рожками
Ребята, у него не получается решить примеры. Что же делать? Ребята, поможем лешему?
- Приготовьте свои “светофорики”. Вам надо показать пропущенные числа и прочитать получившееся равенство. Если вы правильно выполняете задание, то появляется буква. Итак, начинаем. слайд №6.
- Прочитаем слово, которое получилось МОЛОДЦЫ, значит и с этим заданием вы справились. Двигаемся дальше по нашему волшебному лесу.
IV. Повторение пройденного.
- Кто же появляется на нашем пути? Отгадайте загадку:
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Кто это? (медведь) Слайд №7
- Что же приготовил нам медведь? И ему нужна помощь? Поможем, ребята? Тогда скорее на помощь медведю. Открываем тетради.
Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас друзья не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.
- Ребята, какой сегодня день. Какое это число? Что можете сказать про это число?
Дети отвечают какое число стоит перед ним, после него. Прописываем его в тетради.
- Медведь у нас спрашивает: “ Что у вас записано?”
Дети: - Это числовое выражение.
- А как вы это узнали? Почему так решили? Превратите числовое выражение в числовое равенство. Что для этого нужно сделать?
Все дети работают в своих тетрадях, а три ученика на контрольных листочках. (задание трёх уровней сложности)
Группа №1 | Группа №2 | Группа №3 |
1 + 9 | 4 + 2 | 4 + 4 |
2 + 7 | 6 – 4 | 7 – 4 |
8 – 3 + 4 | 10 – 3 + 2 | |
9 – 4 – 1 |
- Ну, а теперь давайте проверим слайд № 8 проверяет первая группа….. вторая группа… третья группа… У кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Две? Три? Я вижу. Что у вас мало ошибок! Мы помогли мишке, двигаемся дальше.
- Идём по лесу, как всё вокруг красиво! Кто это? Слайд №9 А что это над картинкой?
Дети: - Числовое деформированное равенство.
Учитель: - Составьте по равенству и картинке задачу. (На лесной полянке играли 5 зайчат. Прибежали ещё 2. Сколько зайчат стало на полянке?)
- О ком говорится в задаче? Скажите условие задачи. А что ещё есть в задаче? (вопрос) Какой вопрос задачи?
- К доске идёт решать задачу…. Записываем и объясняем.
Мне известно…..
Надо узнать….
Объясняю решение….
Решаю….
Записываю ответ…
- Молодцы!
V. Физкультминутка.
Руки, как ветки,
А мы, как деревья, -
Сейчас то мы точно в лесу.
Мы руки поднимем
И резко опустим -
Так ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки
И плавно помашем –
Так в небе летят журавли.
И как они сядут,
Мы тоже покажем -
Как крылышки сложат они.
VI. Повторение изученного раннее.
- Идём по лесу дальше, кто нам сейчас встретится? Отгадаем ребус. Слайд №10.
- Правильно, это лиса. Слайд № 11. У лисички вот какое задание: вам нужно показать знаки сравнений. Слайд №12.
10 – 4 …6 9… 8 -1 6 + 3 …8 10 - 3… 8 9… 8 + 1 1 + 7… 8
- Молодцы, вы все хорошо справились с заданием лисички!
VII. Самостоятельная работа.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра называется “Математический спринт”. Все жители волшебного леса посмотрят, как вы научились решать примеры. Перед вами лежат полоски бумаги – это “беговые дорожки”, так как спринт - это бег на короткие дистанции. Вы должны добежать до финиша, не допустив в примерах ошибок.
Итак, я читаю пример вы записываете только ответ и загибаете листочек, следующий ответ пишите под загнутой частою. (Таким образом, после того, как ученики разогнут листочек, то ответы будут записаны друг под другом.)
Итак, начинаем.
К двум прибавить семь.
Два да шесть, это …
Найди сумму чисел четырёх и трёх
Десять минус четыре.
Первое слагаемое один, второе четыре. Чему равна
сумма?
На листочках должен получиться ряд чисел 9,8,7,6,5.
- Ребята, это ещё не всё. Волшебный лес просит вас ещё выполнить задание. Из ряда чисел с помощью знаков арифметических действий нужно составить числовых равенства (задание дифференцированного характера):
- Группа №1: 2,6,8
- Группа №2: 2,3,5
- Группа №3: 1,2,3
- Проверяем, как вы выполнили задание, по группам. Молодцы!
VIII. Решение задач.
- Но что это? С неба вдруг посыпались снежинки- числа!(Приложение №2) Волшебный лес приготовил вам последнее задание. Отгадайте загадки – задачки:
1)
У меня четыре книжки,
Три машинки и три мишки,
Кто ответит побыстрей,
Сколько у меня вещей?
2)
Цапля по воде шагала
Лягушат себе искалда.
Двео спрятались в траве,
Шестеро под кочкой.
Сколько лягушат всего?
Только быстро, точно.
3)
Дружно муравьи живут.
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Три несут иголки,
Сколько их под ёлкой?
4)
Семь весёлых медвежат.
За малиной в лес спешат.
Испугался вдруг один,
Убежал и след простыл.
Сколько смелых медвежат.
За малиной в лес спешат?
5)
Пять яблочек из сада ёжик притащил,
Самых три румяных белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.
6)
В шкафу на полочке пять книг.
Я прочитала две из них.
Осталось сколько книг читать –
Вы это можете узнать?
7)
Семь листьев Вася сам собрал.
Четыре листика Алёше дал.
Скажите, сколько у него
Осенних листиков всего?
Называя ответ, ученики по одному выходят к доске и переворачивают снежинку – число. В итоге получается слово СПАСИБО.
IX. Итог урока.
- Какое слово у нас получилось? Это говорит вам волшебный лес и все его жители. С вашей помощью жители леса многое поняли и многому научились.
- Ребята, а чему вы научились на этом уроке?
- Что лучше всего получалось?
- А что было труднее всего?
- Ребята, я вам тоже говорю “большое спасибо”. Вы все очень хорошо работали. Вам за вашу работу я вам дарю вот такое солнышко. Пусть вам наше солнышко светит всегда. Согревает вас своим теплом. Слайд №13.
При выходе их кабинета выберете то настроение, какое соответствует вашему настроению. До свидания!