Общеизвестно, что дети лучше усваивают полезные знания в игровой форме. Особенно, если использовать на играх-занятиях «одушевленные» пособия, а также то, что сделано в присутствии детей и с их помощью из подручного материала. Наибольший эффект в закреплении знаний можно получить при использовании результатов творческих работ детей.
<Рисунок 1>
Для изготовления таких веселых знаков можно использовать любые коробки, например, из-под стирального порошка, молока, сока. Они обклеиваются яркой пленкой, так, чтобы знаки, относящиеся к определенным видам (приоритета, сервиса, предупреждающие, запрещающие, предписывающие) были одного цвета. Руки к знакам со сменяющимся набором геометрических фигур можно сделать из картона. Руки и фигуры крепятся с помощью липкой ленты или бельевых кнопок, что делает знак многофункциональным и мобильным.
К изготовлению пособия желательно привлечь детей, которые будут вырезать и наклеивать детали лица, фигуры, рисовать картинки, отображающие ситуацию на дорогах.
<Рисунок 2>
Правила игры.
Игра «Дорожные цепочки» предназначена для ознакомления детей от 3 до 7 лет с основными правилами дорожного движения. Эта игра применима даже в домашних условиях.
<Рисунок 3>
<Рисунок 4>
Данная игра имеет множество вариантов и может преследовать следующие цели:
- Закрепление названий дорожных знаков и умение их классифицировать (знаки приоритета, знаки сервиса, предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки).
- Развитие связной речи, упражнение детей в составлении небольших рассказов по рисунку.
- Развитие ориентировки в пространстве, закрепление предлогов на, под, в, перед, между, за, из-под, из-за, из и т.д..
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие зрительной памяти, наблюдательности.
- Закрепление названия цветов спектра.
- Закрепление названий геометрических фигур.
- Развитие ловкости, меткости.
- Воспитание доброжелательности, справедливости, умение оказывать дружескую взаимопомощь.
Комплектность:
15 коробок – знаков по 3 знака на каждый вид дорожных знаков:
- знаки приоритета;
- знаки сервиса;
- предупреждающие знаки;
- запрещающие знаки;
- предписывающие знаки.
Руки к знакам со сменяющимся набором геометрических фигур (круг, квадрат треугольник, прямоугольник, овал) по 6 штук каждого вида конверты с геометрическими фигурами (круг, квадрат треугольник, прямоугольник, овал); мяч, 5 обручей; набор детских рисунков с ситуациями применения дорожного знака; сигнальные карточки цветов спектра; карточки с загадками и стихами.
Вариант 1. «Озорной мячик»
Цель: закрепление названий дорожных знаков, цветов спектра развитие произвольного внимания, памяти, смекалки, ловкости, меткости.
Ход игры
Играют 5 человек.
Перед игрой воспитатель предлагает детям выбрать по одной сигнальной карточки и назвать цвет данной сигнальной карточки.
Перед детьми на расстоянии 2- 3 м выстраивается цепочка из дорожных знаков.
С помощью считалки дети определяют очередность и согласно очередности начинают сбивать знак, бросая мяч одной или двумя руками, предварительно договорившись о способе броска.
Ребенок может только тогда забрать знак:
- средний возраст (5 лет) - когда цвет обратной стороны его будет соответствовать цвету сигнальной карточки ребенка. Воспитатель называет сам знак, а ребенок повторяет. Если цвет обратной стороны знака назван неправильно или цвет не соответствует цвету сигнальной карточки, то знак снова восстанавливают в цепочке.
- старший дошкольный возраст (6-7 лет) когда цвет обратной стороны его будет соответствовать цвету сигнальной карточки ребенка и правильно будет назван сам дорожный знак. Если ответы даны неверно, и цвет не соответствует цвету сигнальной карточки, то знак снова восстанавливают в цепочке.
Побеждает тот, кто первый соберет все знаки. В данном случае у детей должно быть по 3 дорожных знака.
<Рисунок 5>
< Рисунок 6>
<Рисунок 7>
Вариант 2. «Кто больше соберет цепочек?»
Цель: закрепление названий дорожных знаков, геометрических фигур, умения их классифицировать и называть обобщающие понятия (знаки приоритета, знаки сервиса, предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки), развитие произвольного внимания, памяти, смекалки, ловкости.
Ход игры
Играют 1-2-3 человека. При игре больше одного человека будет присутствовать соревновательный элемент.
Знаки, с прикрепленными к рукам геометрическими фигурами, расставлены по всей комнате. Дети стоят за чертой. В центре комнаты лежат 5 обручей в каждом обруче - конверт с определенной геометрической фигурой.
По сигналу «Раз, два, три, цепочку собери!» дети подбегают к одному из обручей, открывают конверт, называют геометрическую фигуру и после этого, начинают собирать знаки с данной геометрической фигурой, складывая их в соответствующий обруч.
- средний возраст (5 лет) Побеждает тот, кто быстрее всех и больше собрал цепочек и правильно назвал дорожные знаки.
- старший дошкольный возраст (6-7 лет) Побеждает тот, кто быстрее всех и больше собрал цепочек и правильно назвал обобщающее понятие (вид знаков собранной цепочки).
< Рисунок 8>
<Рисунок 9>
< Рисунок 10>
Вариант 3. «Собери знаки и объясни ситуацию»
Цель: закрепление названий дорожных знаков, развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, ориентировки в пространстве, закрепление предлогов на, под, в, перед, между, за, из-под, из-за, из и т.д., упражнение детей в составлении небольших рассказов по рисунку.
Ход игры
Играют 1-5 человек. (дети старшего дошкольного возраста)
В разных местах комнаты разложены рисунки на тему «Дорога глазами детей и взрослых». В центре комнаты выложены цепочка дорожных знаков.
Педагог дает задание ребенку (или каждому ребенку свое задание):
- найти рисунок, который лежит НА столе, В шкафу, ПОД альбомом, ЗА дверью, ИЗ коробки, ПЕРЕД регулировщиком, МЕЖДУ регулировщиком и светофором.
- вытащить его ИЗ-ПОД книги, ИЗ-ЗА шкафа и т. д. Количество заданий зависит от количества рисунков.
Ребенок находит рисунок, рассматривает его, называет дорожный знак или знаки, которые там изображены, находит данный знак в цепочке знаков, но знак может взять после того, как отгадает загадку.
Затем ребенок объясняет ситуацию, где применен данный дорожный знак и составляет небольшой рассказ по своему рисунку.
Побеждает тот, кто больше соберет знаков и составит интересную историю.
Загадки и стихи можно использовать из запоминалок «Дорожный алфавит» автора Бабиной Р.Б.
Дорожный алфавит. Автор Бабина Р.Б.
Чтобы я тебя повез,
Не давай ты мне овес.
Напои меня бензиномИ проверь мотор и шины.
Вот тогда, вздымая пыль,
Нас помчит...АВТОМОБИЛЬ.
<Рисунок 11>
По наезженной дороге
Они бегут быстрей, чем ноги.КОЛЕСА.
<Рисунок 12>
Освещают путь-дорогу
В сумерки и темной ночью.ФАРЫ.
<Рисунок 13>
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
Крутят ноги вдоль дороги
Два веселых колеса,
У загадки есть ответ:
Это мой …ВЕЛОСИПЕД.
В этом месте, как ни странно,
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя,
Кто-то стоя...
Что за место здесь такое?ОСТАНОВКА.
На четыре ноги надевают сапоги.
Перед тем как надевать - надо обувь надувать.ШИНЫ.
Горючая жидкость для заправки машин называется.
БЕНЗИН.
<Рисунок 14>
Чтоб приучить пешехода к порядку,
Разлиновали асфальт, как тетрадку.
Через дорогу полоски идут
За собой пешехода ведут.ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД.
<Рисунок 15>
Голубые поезда под землёю мчаться,
Помогают горожанам всюду добираться.МЕТРО.
<Рисунок 16>
Кто стоит на переходе?
Почему он нужен тут?
Знаешь, как его зовут?РЕГУЛИРОВЩИК.
<Рисунок 17>
Сами не видят, а другим указывают.
ЗНАКИ.
<Рисунок 18>
Мы три родные брата
И светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Наш домик —...СВЕТОФОР.
<Рисунок 19>
Посреди дороги прямо
Разлеглась нахально...ЯМА.
Сигнал светофора, который велит машинам стоять, а пешеходам подождать.
ЖЁЛТЫЙ.
Кто стоит на переходе?
Почему он нужен тут?
Знаешь, как его зовут?ПЕШЕХОД.
<Рисунок 20>
Вариант 4. «Путешествие в страну дорожных знаков»
Цель. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, назначении дорожных знаков. Продолжать симулировать зрительно-двигательную координацию. Создать доброжелательную атмосферу, вызвать эмоционально-положительное настроение. Воспитывать справедливость, умение во время оказать дружескую взаимопомощь.
Ход игры
Играют 2 команды по 5 человек.
На полу стоят дорожные знаки, мягкие модули, строительный конструктор.
Воспитатель предлагает командам выбрать капитана.
Затем капитаны выбирают рисунок, согласно которому команды должны на полу смоделировать дорожную ситуацию и расставить соответствующую дорожную цепочку из дорожных знаков.
Побеждает та команда, которая правильно назвала все использованные дорожные знаки и их обобщающее понятие и достоверно составила модель в соответствии с рисунком.
Вариант 5. «Внимательный пешеход»
<Рисунок 21>
Цель. Закрепить знания о дорожных знаках. Воспитывать дисциплинированность, расширить кругозор детей. Стимулировать зрительно-двигательную мыслительную реакцию.
Ход игры
Играют 2 команды по 5 человек.
Воспитатель предлагает детям поиграть в пешеходов.
I-я часть.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
За правильно угаданную загадку, команда получает фишки.
Знак ребят предупреждает
От несчастья ограждает:
«Переезд! Во всю глядит!
За шлагбаумом следит»(Железнодорожный переезд со шлагбаумом!)
<Рисунок 22>
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Говорим и день и ночь,
Зеленый, желтый, красный
Затихают все моторы!(Светофорное регулирование)
И внимательно шоферы,
если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!»(Дети)
<Рисунок 23>
Это знак такого рода:
Он на страже пешехода.
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте(Пешеходный переход)
<Рисунок 24>
Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом -
Этот знак к твоим услугам!(Телефон)
<Рисунок 25>
Тут и вилка, тут и ложка
Подзаправились немножко.
Накормили и собаку…
Говорим «Спасибо» знаку»(Пункт питания)
<Рисунок 26>
II-я часть.
Эстафета:
- Выбрать знак для пешеходов и объяснить его назначение.
- Сгруппировать знаки по обобщающим их видам: (одна команда собирает знаки сервиса, другая команда - запрещающие знаки)
- Кто быстрее соберет данные знаки, та команда побеждает.
Вариант 6. «Цветные паровозики» для 3 лет
Цель: закрепление названий цветов спектра развитие произвольного внимания, памяти, ориентировки в пространстве, знакомство с дорожными знаками их значениями.
Ход игры
Ребенку предлагается расставить знаки – вагончики по цвету.
<Рисунок 27>
<Рисунок 28>
Вариант 7. «Найди такую же фигурку» для 3 лет
Цель: закрепление названий цветов спектра, геометрических фигур, развитие произвольного внимания, памяти, ориентировки в пространстве, развитие моторики, знакомство с дорожными знаками их значениями.
Ход игры
Ребенку предлагается найти две одинаковые фигурки (квадраты и т.д.) и прикрепить их к знаку желтого цвета. По аналогии ребенок ищет все квадратики и прикрепляет их к знакам желтого цвета. Аналогичное задание выполняется с другими геометрическими фигурками.
<Рисунок 29>
<Рисунок 30>