Тип урока: закрепление полученных знаний.
Форма урока: путешествие по страницам искусств.
Цели урока:
- Обучающая: формировать умение раскрывать богатыря используя литературные, художественные и музыкальные средства выразительности;
- Развивающая: развивать эстетическое восприятие, способность воспринимать и оценивать прекрасное, героическое через литературу, живопись и музыку;
- Воспитывающая: воспитывать эмоциональную отзывчивость детей при встречи с героями былин.
Оборудование урока: средства ТСО: компьютер, экран, медиопроектор, магнитофон; музыкальные инструменты: синтезатор, баян; портреты композиторов А.П. Бородина, М.И. Глинки; справочная литература: энциклопедия «История России» А.И. Ишимовой, современный толковый словарь русского языка С.А. Кузнецова; художественная литература: былины, презентация урока (Приложение 1).
Форма организации работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Канал восприятия | ОУУН |
1. Коллективная работа. | Учитель начальных классов. Создание эмоционального настроя. |
Входят в класс под музыку А.П. Бородина «Богатырская
симфония. Говорит ученик. - Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на пир, а на беседу добрую да складную. Чтобы были у нас мир да согласие. И велась бы наша беседа речью плавной. |
|
Слушать, настраиваться на работу |
2. Фронтальная работа. | Дает установку на работу в группах. - Сегодня наша работа будет проходить в группам. Вспомните правила работы в группе. Читает отрывок из произведения. - Ваша задача, определить к какому жанру относится это произведение и кто главный герой? Увидал добрый молодец алатырь-камешек, - Сегодня мы будем путешествовать по страничкам литературных произведений, живописи и музыки. Прочитайте тему занятия вы на слайде. - Немало существует прекрасных книг о доблести и славе прошлых лет. Поговорим о былинах и их героях. Эти книги представлены на нашей выставке. - Первая страничка «Литературная». |
Называют правила работы в группах.
Читают хором. «Образ богатыря в литературных произведениях, живописи, музыке». |
|
Умение слушать, принимать поставленные задачи, выдвигать версии |
3. Работа в группах. (исследование) | Ставит задачу. - У вас на столах лежит справочная литература. Поработайте в группах и, используя дополнительную литературу, исследуйте вопрос: Что такое былина? А поможет вам в этом список вопросов для каждой группы.
|
Работают в группах, составляют выступление. 1-я группа. Вопросы:
- Былины это народные песни; их обычно исполняли на пирах, и на праздниках особые люди сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и играли на гуслях – старинном музыкальном инструменте. Слушая их исполнение, другие певцы потом исполняли по-своему: одно место рассказывали подробнее, а другое сокращали. 2-я группа. Вопросы:
- Былины получили своё название от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно происходили: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Былины не складывались сами собой, без авторов. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали. 3-я группа. Вопросы:
- Возникли былины во времена Киевской Руси. В то время часто на Киевскую Русь нападали кочевники. Среди защитников были такие, которые выделялись храбростью и удалью. Это богатыри. Они любили родную землю, стояли на страже ее границ, в любую минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасали его от унижения и разорения. |
|
Работать со справочной литературой, анализировать, строить выступления. |
4. Работа в группах. | Ставит задачу. - Прочитайте на слайде имена известных героев и разделите их на 2 группы по определенным признакам. - По каким признакам вы разделили? - Чем герои сказок отличаются от богатырей? |
Выполняют задание.
- Герои сказок и богатыри. - У героев сказок присутствует волшебство, все свои поступки они совершают ради себя или своей семьи, а богатыри являются защитниками всего русского народа. |
Наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать. | |
5. Коллективная работа. (беседа) | Во глубоком раздумье оказались мы пред дубом придорожный. На нем
листья, на тех листьях надписи, строки из былин. Вы же прочитав
отрывки, должны ответить, о ком речь сия и как зовется та былина.
- По каким признакам можно догадаться, что это отрывки из былин? |
Выразительно читают отрывки со слайда.
Он берёт-то свой тугой лук разрывчатый, (Илья Муромец. «Илья Муромец и Соловей-разбойник») Продавал он там товары новгородские, (Садко. «Садко») Он берёт тот колпак да во белы ручки, (Добрыня Никитич. «Добрыня Никитич и Змей») Ухватил-то он сабельку вострую, (Алеша Попович. «Алеша Попович и Тугарин») - Стихотворный стиль, напевность. - Используются устаревшие слова (архаизмы), преувеличение (гипербола). - Уменьшительно-ласкательные суффиксы –ушк, -еньк (для богатырей) и –ущ, -ющ (для врагов). |
|
Доказывать, обобщать, использовать научные термины, контролировать ответы товарищей. |
6. Фронтальная работа. (беседа) | Блиц - турнир.
|
|
Внимание, память, мышление. | |
7. Работа в группах. (наблюдение) | Ставит задачу. - Без оружия Русь не могла бы сохранить свою независимость и защищать свой народ. Какое оружие использовали богатыри? - (показ слайда) На какие 2 вида можно разделить всё оружие? - Поработайте в группах, проанализируйте и напишите на листочках какое оружие относится к боевому, какое к защитному и какое относится как к боевому так и к защитному. Вывод: Какими предстают перед нами богатыри? - Какими средствами в литературе это достигается? - К прочитанным былинам вами были нарисованы рисунки. Расскажите, как называется былина, и какой момент вы хотели запечатлеть. |
- Меч, копье, булава, кольчуга, шлем, сабля, лук и стрелы. - На боевое и защитное. Выполняют задание. 1-я группа. Меч, сабля, щит, булава, лук. 2-я группа. Кольчуга, щит, шлем. 3-я группа. Щит, шлем. - Смелыми, отважными, выносливыми, любящими свою Родину. - При помощи силы слова: устаревших слов, эпитетов, преувеличений (гипербол), сравнений. Защита рисунков. |
Наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать. | |
8. Индивидуальная работа. (сообщение) | Учитель начальных классов. Художественная страничка. - Как и вы, многие художники пытались изобразить на своих полотнах богатырей, но наиболее удачным оказался известный русский живописец В. М. Васнецов. (слайд с портретом В.М. Васнецова) - Послушайте, какое сообщение приготовила ваша одноклассница. |
Рассказывает ученица. - Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – замечательный русский художник. Он происходил из семьи, где несколько поколений были священниками. Учился в Академии художеств в Петербурге. В своем творчестве опирался на традиции древнерусского искусства. Создавал жанровые и лирические картины. Был автором эпических работ на темы русской истории, русских былин и сказок. Работал так же и в области архитектуры. Среди лучших работ художника: «Богатыри», «После побоища», «Аленушка», «Царь Иван Васильевич Грозный», росписи Владимирского собора в Киеве, церковь в Абрамцеве. Прежде чем приступить к созданию знаменитой картины «Богатыри», он внимательно изучал былины, долго собирал материал, позволявший ему правдиво изобразить богатырей. Глядя на картину, мы видим живую историю Руси. Около 20 лет трудился Васнецов над созданием полотна. |
Уметь слушать, наблюдение. | |
9. Коллективная работа. Групповая работа. (беседа, анализ) | Ставит задачу. - Проанализируйте картину «Богатыри» и опишите, какие краски использовал художник в своей картине? Ставит задачу. - Узнали ли вы богатырей? - Проанализируйте и опишите богатырей используя художественные средства выразительности.
Вывод. - Какие чувства у вас вызывает эта картина? - Если бы у вас была возможность Живопись – это поэзия, которую видят, а музыка – это живопись, которую слышат. |
- Для изображения степи и неба художник использует темные тона:
темно-фиолетовые, темно-зеленые, коричневые. Это показывает тревогу,
беспокойство: не затаился ли поблизости враг. А богатыри изображены
в более светлых тонах. Описывают богатырей. 1-я группа. Средний богатырь – Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья напряженно всматривается вдаль: не появится ли где враг? На руке он держит палицу сорока пудов. В другой руке у него щит и копье. Он уже не молод, но еще очень силен. Конь у него богатырский, черной окраски. Стоит конь спокойно и ждет приказа. 2-я группа. По правую руку Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он из более богатого рода, и щит его побогаче, и кольчуга подороже, а взгляд у него пристальный, решительный. Под ним белый конь, ноздри раздувает, видно чует врага готов понести своего седока. 3-я группа. Алеша попович самый младший богатырь. Смотрит он хитро, лукаво. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Он воин и гусляр. Хитрый, отважный, смелый. Песни петь умеет, и воевать умеет. - Чувства гордости за землю русскую, на Руси есть сильные и бесстрашные люди, которые в любую минуту могли защитить Русь. - Бодро, мужественно. |
|
Анализ, словесное рисование, обобщение. |
10. Фронтальная работа. | Учитель музыки. Музыкальная страничка. - Величие, богатство русского языка мы слышим в разговорной речи. Благодаря зрению, вниманию мы видим и понимаем настроение картины. Музыка, которую мы слышим, так же как и речь, своими средствами выразительности передает нам чувства и характер своего героя. Музыка отображает все значимые события жизни народа, в т.ч. и образ русских богатырей. Каким образом народ на протяжении многих столетий воспевает образ богатырей? - А что такое былина? - Верно. А чтобы пение было богаче и краше его сопровождали игрой на гуслях. - Сегодня вы вспоминали русских богатырей. Давайте остановимся на образе одного из них. - Кто это? - Его спокойная и величавая мощь выше удали и суеты. 800 лет назад он жил в с. Карачарова под городом Муромом. Еще при жизни о нем было сложено много былин и сказаний. - Вот одна из них. Прочтем текст со слайда хором.
- Ребята, как нужно исполнить былину, чтобы передать образ И.Муромца? - А чтобы ярче услышать атмосферу старины я воспользуюсь электроинструментом, настроенным в тембре струнных инструментов. (Исполняет былину в сопровождении муз. инструмента) - Какой характер услышанного музыкального произведения? - А сейчас мы споем хором в сопровождении инструмента.
- Работаем над мелодией, динамикой, дыханием, смысловыми ударениями, дикцией. Проводится работа над мелодией, динамикой, дыханием, дикцией, смысловыми ударениями. - Это интересно знать. (демонстрирует слайд иконы Преподобный Илья Муромец Чудотворец) - Ребята, не только народ, но и композиторы обращались к образам русских богатырей. (на доске портрет А.П. Бородина) Прослушайте, пожалуйста, фрагмент 1 части 2 симфонии, которую еще называют «Богатырской симфонией». - Определите характер музыки. - Какими средствами музыкальной выразительности композитор раскрыл богатырский образ? (на доске портрет М.И. Глинки) - Кто догадался о каком произведении пойдет речь? - Кого мы будем славить своим исполнением? - Хотелось бы закончить наш урок замечательным музыкальным произведением в вашем исполнении. - Чем еще считается это произведение? |
- Народ складывал былины и передавал их из поколения в поколения
музыкальной речью (пением). - Былина – это русская народная песня-сказ. Рассматривают слайд с изображением гуслей. Рассматривают репродукцию богатыря. - Илья Муромец. Выполняют задание. «Из того ли города из Мурома, - Величаво, размеренно. - Величественный, бодрый, мужественный. Дети поют хором. Отвечают на вопросы. Ученик читает текст. «Илья Муромец не только былинный герой, он – русский святой, преподобный Илья Муромец Чудотворец. Его память церковь празднует в начале года – 1 января. Мощи Святого Ильи Муромца храниться в Киево - Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра». Дети слушают. - Характер: мужественный, твердый, уверенный, бодрый, победоносный. - Мелодией, темпом, динамикой, регистром. Ученики анализируют каждое средство. - Заключительный хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» композитора М.И. Глинки. - Подвиг Ивана Сусанина, русского народа, полководцев Минина и Пожарского. - Это первый гимн России. Дети исполняют «Славься» в сопровождении баяна. |
|
Внимание, анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, анализировать, обобщать. |
Итог. - Вы еще не раз убедитесь в том, что героизм, мужество, любовь к Родине, своему народу всегда воспевалась, и будет воспеваться в произведениях композиторов, художников, поэтов, писателей. - Что нам помогло понять и раскрыть образ богатырей, проникнуть в ту далекую эпоху? - Закончить наше путешествие предлагаю стихотворением. |
Ученица читает стихотворение. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! |
|
Систематизиро-вать, обобщать. |