Пояснительная записка.
Каникулы – время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира ребёнком. Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим.
Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями.
На каникулах дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают пространство времени, отведённое для этих каникул, пытаются узнать всё о чём-нибудь и что-нибудь, обо всём абсолютно добровольно и всегда с удовольствием.
Здоровый образ жизни и активный отдых – две составляющие формирования и становления личности ребенка.
Современный школьник находится в условиях максимально - учебной загруженности. В связи с этим ребенок постоянно находится в состоянии своего рода психологического стресса и невозможности, из-за отсутствия времени, реализовать свои собственные потребности и интересы. Организованная деятельность школьников, во время каникул – одна из эффективных форм данной интеграции. Но время провождения детей не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности.
Организация детского отдыха во время школьных каникул направлена на представление максимальной возможности, научиться самостоятельной деятельности, развивать свои творческие способности.
Данная программа разработана с целью организации и занятости детей в каникулярное время, каникулы должны бать для ученика периодом, когда через систему организованного досуга он получает новый заряд энергии. Она позволяет развить индивидуальные творческие способности школьников, исполнительность, артистизм, научить анализировать и понимать органическую ценность народной культуры, программа позволяет детям получить дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, музыке, рисованию).
Каникулярная программа «Зимние забавы» разработана с целью совершенствования условий активного, разнопланового – развивающего отдыха детей, профилактики безнадзорности учащихся.
Классные коллективы, в которых работают тьюторы. Включают в себя детей из семей разных социальных категорий: многодетных, малообеспеченных, социально – неблагополучных, опекунских, коренной национальности. Три человека состоит ОДН, только у 35% учащихся организованный досуг, остальные учащиеся остаются без присмотра.
Анализ анкет проведенных среди учащихся и их родителей показал, что 70% учащихся 5-7 классов на каникулах находятся дома. По итогам мониторинга - большую часть свободного времени дети проводят за компьютером и у телевизоров. 60% родителей из-за занятости не уделяют достаточно времени, чтобы проконтролировать свободный досуг ребенка. Поэтому 70% родителей заинтересованы в организации отдыха детей во время школьных каникул.
Задачи
- Активизировать деятельность учащихся по формированию духовных ценностей.
- Способствовать повышению статуса патриотического воспитания, формирования активной жизненной позиции и патриотического сознания через включения детей в личностно и социально-значимую деятельность.
- Совершенствовать работу по сплочению ученического коллектива, классного самоуправления, успешной социализации учащихся.
Структура программы
Программа включает в себя 3 раздела.
I Раздел. «Новый год стучится в дом»
II Раздел. Рождество «Коляда, коляда накинул рождества»
III Раздел. «Мороз веселью не помеха».
Участники программы
- Ученические коллективы 6-х – 7-х классов.
- Классные руководители, тьюторы, учителя музыки, ИЗО, психолог, организатор внеклассных работ.
- Совет школьного молодёжного движения «ОАЗИС», совет старшеклассников «ШАНС».
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на пять дней в зимние каникулы.
Форма реализации программы:
- Анкетирование
- Конкурсы
- Викторины
- Игры
- Беседы
- Театр экспромт
- Методы самовыражения (в рисунке, в создании образа и т.п.)
- Тренинги межличностной коммуникации.
- Выставки
- Экскурсии
Механизм оценки результативности программы:
- Повышение ученической мотивации.
- Вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и повышение уровня сплоченности коллектива.
- Снижении правонарушений учащимися, организация активного и полезного отдыха.
- Повышения личного «Я», ответственности учащихся.
- Улучшение психического и физического здоровья учащихся.
Условия реализации программы:
- Наличие помещения для организации и проведения активного досуга (актовый, музыкальный, спортивный, гимнастический залы, библиотека, школьный двор);
- Наличие наглядного материала и сценарных разработок в соответствии с тематикой воспитательных мероприятий;
- Создание атмосферы комфорта и доброжелательности;
- Материально – техническое обеспечение: музыкальный центр, теле – видео аппаратура, компьютер, мультимедиа проектор, канцелярские товары;
- Помощь родителей в организации, проведении и спонсировании воспитательных мероприятий.
Содержание программы.
Определяя содержание программы, мы руководствовались тем, что в воспитание каникул не бывает.
Особенно для ученических коллективов, которые являются участниками данной программы. Так как они включают в себя детей, из семей разных социальных категорий, в том числе и социально-неблагополучных, поэтому особое внимание необходимо уделять их занятости в каникулярное время.
Одна из задач программы – сделать это время интересным, полезным и незабываемым, формировать здоровую личность, способную к адаптации и самореализации в различных социальных сферах: семье, школе, социуме.
Содержание программы предусматривает следующие формы деятельности: соревнования, игры на свежем воздухе, конкурсы, викторины, беседы, выставки, театр-экспромт, КВН.
Всё это поможет улучшению физического и психологического здоровья учащихся, повышению ученической мотивации, оценке и развитию своих творческих способностей, повышению уровня сплочённости коллектива.
1. Анкетирование.
2. Раздел I. «Новый год стучится в дверь».
Тематическое мероприятие «Путешествие в страну деда Мороза» (путешествие по станциям):
Первая станция. «Что расскажет календарь» (беседа об истории возникновения праздника новый год).
Вторая станция. «Мастерская» (изготовление ёлочных украшений, масок, снежинок).
Третья станция. «Музыкальная» (разучивание новогодних песен и танцев).
Четвёртая станция. КВН «Что? Где? Когда?» (как встречают новый год в разных странах мира).
Пятая станция. «Юный художник» (изготовление новогодних открыток, плакатов, рисунков).
Шестая станция. «Спортивная» (спортивные игры на улице).
«Новогодняя карусель с героями мультфильмов» (новогоднее представление и праздничное чаепитие).
Экскурсия на праздничную городскую ёлку.
Участие в акции «Новогодний праздник в каждый дом» (посещение городского приюта «Ветер перемен»).
3. Раздел II. «Гуляй на святки без оглядки».
- «Святочные посиделки» (народные приметы, загадки, пословицы, поговорки).
- «Деды Морозы – на старт!» (спортивные соревнования в спортивном зале).
Экскурсия в зимний парк.
4. Раздел III. «Рождество».
- «Пришло Рождество, начинаем торжество» (разучивание колядок и рождественских песен).
- Мастерская (изготовление масок, костюмов для обряда).
- Театр-экспромт (театральное рождественское представление).
- «Мороз веселью не помеха» (игра «Взятие снежного городка»).
Режим дня.
- Встреча детей 10 00 – 10 10
- Минутка здоровья (Беседа «Чтобы праздник Новогодний праздник отлично провели», гимнастическая разминка).
- Проведение мероприятий с учащимися 10 40 – 11 20
- Подготовка к мероприятиям 11 20 – 12 20 (изготовление новогодних украшений, масок, рисунков, костюмов, разучивание песен, танцев, пословиц, загадок).
- Экскурсии 12 30 – 14 00
- Уход детей домой 14 00
Список литературы:
- А.А. Басаргина «Народные праздники в школе ГУиПП г. Курск»
- Энциклопедия зимних праздников Л.И. Брудная ИУП «Кристалл»
- Журнал «Классный руководитель» Москва 2007г.
- Журнал «Методист» 2007г.
- С.А. Шмаков «Уроки детского досуга» Москва 1993г.
- И.П. Иванов «Энциклопедия коллективных творческих дел» Москва 1989г.
- В.О. Кутьев «Внеурочная деятельность школьников» Москва Просвещение 1985г.