"Учимся анализировать текст и … встречаем Масленицу" (урок русского языка в 9-м классе)

Разделы: Русский язык


Форма урока: обобщающий урок в виде беседы с использованием анализа текста.

Цель урока:

  • продолжить формирование умения анализировать текст.

Задачи урока:

  • повторить правила постановки знаков препинания и строения бессоюзного сложного предложения;
  • способствовать развитию речи учащихся, их языкового чутья;
  • воспитывать учащихся в духе народных традиций; воспитывать национальное самосознание и гордость за русский народ и его культуру.

Оборудование:

  • текст (раздаётся каждому ученику);
  • программа работы с текстом;
  • словари.

Оформление доски:

Левое крыло Центральная часть Правое крыло
Зима недаром злится
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф.И.Тютчев
Число

Тема

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
А.С.Пушкин

Народное всегда красиво – песня ли, игрушка ли, праздник ли. Почему так?

А.Митяев

травень
снегогон
протальник

Ход урока

1. Устная синтаксическая пятиминутка.

Какой знак препинания пропущен в предложении? Докажите его необходимость, составьте схему предложения.

Зима недаром злится__
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф.И.Тютчев

[ ] : [ причина ] .

[Зима недаром злится] : [прошла её пора] .

2. Запись темы урока “Учимся анализировать текст и …”.

(Урок проводится в конце февраля – начале марта, поэтому от четверостишия Ф.И.Тютчева переходим к теме разговора – ВСТРЕЧАЕМ МАСЛЕНИЦУ).

3. Работа с эпиграфом к уроку.

“Народное всегда красиво – песня ли, игрушка ли, праздник ли. Почему так?” (А.Митяев)

(запись эпиграфа в тетрадь)

Формулировка задач урока (анализ текста, связанного с русской народной культурой; ответ на вопрос: почему так? Народное – красиво. А всегда так?)

4. Работа по теме урока.

1) Беседа с классом по вопросам.

О каком времени года идёт речь в четверостишии Ф.И.Тютчева?

Когда начинается весна? (с марта)

А что вам известно о происхождении названия этого месяца.

(Ответы учащихся, а затем - выступление ученика.

Март – первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.)

Какой март в народном календаре? Почему? (работа со словами на доске: травень, снегогон, протальник).

Чем богат март? (праздниками)

Какой праздник самый яркий?

(Масленица – самый яркий праздник марта, вечный праздник, проводы зимы. Ни один из народных праздников не пользуется таким уважением, как Масленица.)

(Далее дописываем тему урока …встречаем Масленицу.)

2) Словообразовательный анализ слова Масленица.

Масленица <— масленый <— маслить

3) Что вы знаете об этом празднике? (Ответы учащихся).

4) Работа со строками А.С.Пушкина.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины__
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
А.С.Пушкин.

Какая ошибка допущена в данном тесте? (пропуск знака)

Докажите его необходимость. Охарактеризуйте предложение.

5) Чтение текста о Масленице [1] (учитель).

(Тексты раздаются каждому ученику)

Некоторые народные праздники, отмечаемые в России, восходят к эпохе язычества. К ним относится и Масленица. У древних славян этот многодневный праздник знаменовал проводы зимы. Христианская же церковь приурочила его к неделе перед Великим постом. Главным атрибутом этого зимнего праздника у русских были блины. О распространённости масленичных блинов в России свидетельствует такая пословица: “Без блина не маслена, без пирога не именинник”. Обрядовая символика блинов у восточных славян, связанная с представлением о смерти и ином, потустороннем мире, проявилась и здесь. Блины пекли в течение всей сырной недели, и первый блин, как правило, посвящали умершим. Его клали на божницу1, крышу или могилу — для умерших родителей, давали нищим в память о предках.

Историки и писатели обычно отмечают широкий размах праздника, участие в нём всех — и старого, и малого, и простолюдина, и знатного.

Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли её “весёлой”, “обжорной”, “разорительницей”. Древний смысл этого праздника заключался в том, чтобы сегодняшним изобилием призвать ещё больший достаток в будущем.

Повсюду в эти дни появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные2 орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю, отведать различных сладостей.

Было в почёте и другое нехитрое развлечение — катание с обледенелых гор. Способ спуска каждый выбирал по своему вкусу: кто на деревянных салазках, кто просто на дощечке, а кто и того проще — на ногах.

Любили наши предки в масленичные дни катание на санях, народные гуляния, представления. В сотнях больших деревянных балаганов давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах часто попадались большие группы ряженых, маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках и на простых розвальнях.

Память же о безудержном веселье, обилии этих дней, как в копилке, запечатлелась в языке. Мы ведь и сегодня нередко употребляем пословицу “Не всё коту Масленица, должен и пост быть”.

Отголоском языческой старины считают и чучело Масленицы, сооруженное из соломы и одетое в женское платье. “Сударыню-Масленицу” взгромождали на сани, рядом становилась самая красивая девушка, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный поезд: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу в ее последнем пути. В последнем, так как через несколько дней устраивались проводы Масленицы.

...За околицей устраивался большой костёр. Блин давали в руки чучелу Масленицы. В воскресенье “сударыня Масленица” торжественно сжигалась на костре со словами: “Гори блины, гори Масленица!” Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия.

Отмечали праздник зимы, чтобы поблагодарить её за всё хорошее, что она дала, но в то же время стужу уже гнали прочь, ждали весну, её прихода.

(По Н. П. Матвеевой. Свидетели истории народа.) (444 слова.)

1 Божница — полка или специальный открытый шкафчик с иконами.

2 Калёный — прожаренный без воды и масла

6) Работа с текстом.

  • Понравился ли вам текст?
  • План работы с текстом:
  • Прочитайте текст. Определите его тему.
  • Определите основную мысль текста.
  • Подберите к тексту заголовок. Объясните его.
  • Определите стиль и тип текста. Докажите своё мнение.
  • Сколько микротем в тексте? Объясните деление текста на абзацы. Озаглавьте каждую часть текста (составьте план).
  • Проанализируйте лексику текста. Найдите ключевые слова текста.
  • Объясните значение слов: сырная неделя, карнавал (работа со словарём).

Cообщение ученика о сырной неделе.

Сделайте орфографический разбор слов последнего предложения теста.

Отмечали праздник зимы, чтобы поблагодарить её за всё хорошее, что она дала, но в то же время стужу уже гнали прочь, ждали весну, её прихода.

Объясните пунктуацию в предложениях № 1,8, 10, 13, 18 и последнего предложения текста.

(а) Учащиеся отмечают ошибку в постановке знаков препинания в предложении “В воскресенье “сударыня Масленица” торжественно сжигалась на костре со словами: “Гори блины, гори Масленица!” - пропуск запятых при обращении.

(б) в предложении “Историки и писатели обычно отмечают широкий размах праздника, участие в нём всех и старого, и малого, и простолюдина, и знатного” - знак при обобщающем слове – понятие об авторском знаке.)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового о Масленице узнали вы, познакомившись с данным текстом?

Нужно ли вам, нынешнему поколению, изучать народные обычаи и традиции?

Ваши ассоциации, связанные со словом МАСЛЕНИЦА.

(В тетрадях учащиеся рисуют картинку и записывают слова, например: веселье, радость, гуляние и т.д.)

Обращение к эпиграфу урока, ответ на вопрос эпиграфа: Почему так? Зачем мы всё это должны знать, изучать?

Домашнее задание.

Дифференцированные задания:

Выписать из данного текста все БСП предложения, произвести их пунктуационный разбор и составить схемы.

или

Ответить письменно на вопрос: “Как вы относитесь к народным праздникам?”

Или

Написать сочинение-миниатюру о своём любимом народном празднике, используя ССП и БСП.

Список использованной литературы:

1. Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. Москва. “Дрофа”, 1998 г., с.130-132.