Обобщающий урок по теме "Свойства показательной функции при решении показательных уравнений и неравенств"

Разделы: Математика


Цели и задачи урока

Цели и задачи урока: закрепление полученных знаний о показательной функции и ее свойствах, систематизация знаний об элементарных функциях и их свойствах, преобразованиях графиков, акцентирование внимания на выполнении заданий из ЕГЭ по данной теме, контроль и оценка остаточных знаний.

Для реализации поставленных целей ставлю следующие задачи: отбор и повторение теоретического материала, отбор по содержанию практического материала и предъявление его для осуществления контроля и оценки остаточных знаний учащихся.

Ход урока

Класс делится на две группы. Одна группа представляет докладчика-теоретика с докладом на тему “Показательная функция , при , ее график и свойства”. Вторая группа представляет докладчика-теоретика с докладом на тему “Показательная функция , при , ее график и свойства”.

Следующий этап урока проводят докладчики. Заготовленные заранее вопросы они предлагают команде противника. Например:

Какие из перечисленных ниже функций являются показательными:

, , , , , , , , , .

2. Назвать три возрастающие и три убывающие показательные функции.

3. Схематично построить графики этих функций, перечислить свойства.

4. Определить при каком значении a функция проходит через точку р(1; 2); К(2;9).

5. Есть ли корень у уравнения

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

И если есть, то положительный он или отрицательный?

6. Найти область определения следующих функций , .

7. Найти область значений следующих функций , , .

8. Постройте на координатной плоскости график функции, опишите свойства. Определите наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке [-1,1].

9. Есть ли среди всех значений функции :

a)наибольшее

b)наименьшее.

10. Как располагаются графики показательных функций

a) и , b) и друг относительно друга? Рассмотреть случаи и .

11. Какому из промежутков принадлежит корень уравнения:

а);

b);

c);

d);

e).

Выясните, при каких значениях х график функции расположен ниже графика функции .

Вопросы задаются по очереди каждой команде. Ответы даются быстро в устной форме или в письменной у доски, если есть необходимость что-то записать, вычислить, построить.

Участники команд получают баллы за верно данный ответ, а оценка результата труда напрямую зависит от количества набранных баллов.

Следующий этап урока - отработка практических навыков при решении показательных уравнений и неравенств с использованием свойств показательной функции.

Учитывая индивидуальные способности детей к обучению, задания предлагаются двухуровневые: базовые и продвинутые с элементами творчества. Но каков бы ни был уровень, основной или продвинутый, учитель осуществляет проверку решений всех типов показательных уравнений и неравенств.

1 уровень

2 уровень

Найдите все значения а, для которых неравенство имело хотя бы одно решение.

Дети, выбирающие первый уровень, работают под контролем учителя. Выполнив первое задание, учащийся идет за рецензией к учителю. Если первое задание выполнено верно, учащийся переходит ко второму, затем третьему и так далее. Если же в задании допущена ошибка, то учащийся находит ее, исправляет с помощью учителя, и затем получает аналогичное задание, для самостоятельного решения. Задания второго уровня предполагают, что учащийся, выполняя его, работает с большой долей самостоятельности, а оценивает его труд учитель после выполнения всей работы.

Невыполненные в ходе урока задания, учащиеся решают дома с последующей проверкой и защитой на уроке.