Час психологического общения "Самооценка и и ее роль в развитии личности"

Разделы: Информатика, Школьная психологическая служба


Данная статья не является как таковой статьей, т.к. вся информация заложена в сайте (см. Приложение 1), он полностью отражает идею работы по данной теме. Данная “статья” помогает разобраться в некоторых организационных моментах.

Методические материалы: ход урока и тематическое планирование.

Тематическое планирование:

Представлены несколько тем для выстраивания логики проведения данного мероприятия.

1. Личность, особенности ее формирования и развития.

2. Структура личности.

3. Мотивация поведения человека. Мотив достижения успеха, мотив избегания неудач.

4. Локус контроля. Уровень объективного контроля.

5. Агрессия в мотивах поведения старшеклассника. Фрустрация.

6. Самосознание и самоактуализация личности.

7. Уровень притязаний.

8. Самооценка и ее роль в развитии личности. Взаимосвязь с уровнем притязаний.

9. Становление мировоззрения. Ценностные ориентации.

10. Проблема нравственного выбора.

11. Нравственное самоопределение.

Ход урока

Тип мероприятия: самодиагностирование, обсуждение, консультирование.

Цели: актуализировать проблему адекватности самооценки в процессах самореализации, влияния на уровень достижений.

Задачи:

  • выявить уровень самооценки учащегося
  • актуализировать закономерность влияния самооценки на личные достижения и притязания
  • определить причины неадекватной самооценки
  • наметить способы работы с учащимися (по необходимости, при неадекватной самооценке).

План урока:

  • вводится понятие “самооценка”, рассматриваются ее разновидности, особенности адекватной и неадекватной самооценки
  • самотестирование по определению самооценки
  • пояснения результатов
  • рекомендации по неадекватной самооценке и способах работы с ней (по необходимости)
  • определение связи самооценки и особенностей развития личности
  • подведение итогов, планирование консультаций на будущее (по необходимости)
№ этап Время (мин.) Вид деятельности Орг. Форма Действия учителя Действия учеников Средства Предполагаемый результат
1 5 Объяснение, информирование Коллективная Дает объяснения, использует доску, повторно обращается к схеме в сайте “Самооценка” Слушают, записывают, спрашивают, работают с сайтом “Самооценка” Схема на доске (повторно – в сайте “Самооценка”) Складывается представление об особенностях самооценки
2 20 Самотестирование Индивидуальная Обращение к сайту “Самооценка”, комментируются действия по блокам (при необходимости, по мере работы) Выполняют диагностическую методику (согласно инструкции и обработке результатов, расположенным на сайте “Самооценка”) Сайт “Самооценка” Определяется собственная самооценка
3 5-10 Пояснения по результатам, возможна дискуссия Индивидуальная,

возможна коллективная

Обращается к сайту “Самооценка”, где указаны причины того или иного уровня самооценки, при необходимости комментирует получившиеся результаты, вызывает на обсуждение, на рефлексию полученных результатов Узнают свои особенности, используя пояснения в сайте “Самооценка”, выясняют непонятные моменты, возможно - дискутируют по результатам методики, выражают свое мнение Сайт “Самооценка” Появляется представление об особенностях собственной самооценки, ее влияния на достижения, притязания
4 5-8 Рекомендации (по необходимости) Индивидуальная и групповая Обращается к сайту “Самооценка”, предлагает способы работы с неадекватной самооценкой Выбирают способы работы с неадекватной самооценкой, возможна дискуссия по поводу нахождения эффективных способов работы Сайт “Самооценка” Появляется представление о способах работы над собственной неадекватной самооценкой
5 5 Определение связи самооценки и особенностей развития личности Индивидуальная и групповая Обращается к сайту “Самооценка”, выделяет основные моменты по этапу урока, обсуждается узнанное Работают с сайтом “Самооценка”, вступают в дискуссию по определению взаимосвязи самооценки и развития личности Сайт “Самооценка” Появляется понимание значимости самооценки в процессах развития личности
6 2 Подведение итогов встречи, планирование консультаций (по необходимости) Коллективная Проговаривает основные результаты встречи Со своей позиции проговаривают результаты встречи для них   Складывается достаточно полное и объективное представление о роли самооценки в процессах развития личности, способах работы с неадекватной самооценкой

Дидактические материалы

Тема "Самооценка" волнует меня давно, много раз я проводила данное мероприятие со старшеклассниками, мы делали исследование, понимали то, что получилось, спорили, доказывали, обсуждали, по просьбам я давала и рекомендации. Но всегда было неудовлетворение от того, что еще очень много хочется сказать и показать, иначе, "выгоднее" оформить и преподнести. С использованием ИКТ появилась эта возможность, поэтому данное мероприятие можно провести удачнее, многограннее и обширнее. С учетом разных результатов исследования  можно подсказать (с помощью сайта) больше способов работы с неадекватной самооценкой, информируя об особенностях становления и развития самооценки и т.д.  Учащимся эта тема всегда очень нравилась, и если мы не успевали во временных рамках из-за объема информации, они очень расстраивались, мотивация падала, приходилось ждать следующей встречи. Сейчас я все успеваю и планирую расширять сайт со временем, накапливая опыт. Мне хотелось бы дать некоторые рекомендации по проведению данного мероприятия с целью повышения эффективности работы и педагога, и учащегося.

Рекомендации

- Лучше всего учащимся давать стимулирующий материал (инструкцию, сами качества личности) в зрительном оформлении, идеально - каждому, иначе происходит потеря слов-качеств или смысла инструкции. Старшеклассники задают много уточняющих вопросов, время теряется зря. Поэтому необходим готовый бланк и инструкция.

Бланк для работы

Качества личности Идеал Я Di Di2
Аккуратность        
Доброта        
Жизнерадостность        
Настойчивость        
Ум        
Правдивость        
Принципиальность        
Самостоятельность        
Скромность        
Общительность        
Гордость        
Добросовестность        
Равнодушие        
Лень        
Зазнайство        
Трусость        
Жадность        
Подозрительность        
Эгоизм        
Нахальство        
        сумма Di2

Инструкция

1. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности. Они указаны в бланке-таблице в первом столбце.

2. В столбик "идеал" под номером 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 - то качество, которое цените чуть меньше и т.д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество - недостаток, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь как известно идеальных людей не бывает), под номером 14 - тот недостаток, который простить труднее, под номером 20 - самое отвратительное с вашей точки зрения качество людей.

3. После работы над столбиком "идеал" в столбик "Я" под номером 1запишите то качество из вышеуказанных, которое у вас лично сильнее всего развито (независимо от того - достоинство это или недостаток), под номером 2 - то качество, которое развито у вас чуть менее и т.д. в убывающем порядке, под последними номерами  - те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

- В инструкции действовать четко поэтапно: сделайте пункт 1 и 2. После работы над столбцом "идеал" переходить к столбцу "я". Думаю, можно не называть столбик "я" заранее, т.к. учащиеся начинают продумывать, что нужно будет работать еще и со "своими" качествами, поэтому начинают предвосхищать результат, стараются выглядеть лучше, ориентируясь на столбик "идеал".

- Огромное количество вопросов бывает по пониманию смысла многих качеств. Предлагаю словарь. Кто не знает значения термина, - пожалуйста, обращайтесь.

Словарь

Самооценка - собственное отношение к себе, самооценка своей личности, постепенно складывающаяся под влиянием оценки окружающих.

Уровень притязаний - степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Аккуратность - соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

Доброта, добродушие - мягкость характера, расположение к людям.

Добросовестность - честное выполнение своих обязанностей.

Гордость - чувство собственного достоинства.

Жадность - скупость, корыстолюбие.

Жизнерадостность - постоянство чувства радости, отсутствие уныния.

Зазнайство - умение возгордиться, возомнить о себе, выказывание пренебрежения к другим.

Лень - отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Настойчивость - упорство в достижении целей.

Нахальство - беззастенчивость, бесцеремонность, дерзость.

Общительность - способность легко входить в общение.

Подозрительность - недоверчивость.

Правдивость - стремление говорить правду.

Принципиальность - умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

Равнодушие - безразличие, безучастность к людям, к окружающему.

Самостоятельность - способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

Скромность - сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливость.

Трусость - робость, боязливость.

Ум - способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни.

Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение  к интересам общества и окружающих

Список литературы

1. Тарабакина Л.В. практикум по курсу "Психология человека". москва, Педагоггическое общество России, 1998.

2. Общая психодиагностика/под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина - М.:Изд-во МГУ, 1987.

3. Практикум по психологии: учеб. пособие/под ред. А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гиппенрейтер - М.:Изд -во МГУ, 1972.

4. Психология и педагогика. Под ред. Радугина А.А., М.:Изд-во Центр, 1997.

5. Основы психологии. Столяренко Л.Д. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996.

6. Кон И.С. Психология ранней юности.

7. Вопросы психологии. 1-2 1992, статья О.Н.Арестова."Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера".

8. Психологический журнал. Том 14, № 3, 1993. Научная жизнь. Проблемы саморазвития субъекта деятельности.

9. Энциклопедия для детей. Аванта +. Человек. Том 18. 2002.

10. Психологическое консультирование в школе. Составитель Коптева Н.В. Пермь. 1993.

11. Возрастная и педагогическая психология. Составители Дубровина И.В.,... М.: Академия, 2003.