Методические материалы:
ход урока и тематическое планирование.Тематическое планирование:
Представлены несколько тем для выстраивания логики проведения данного мероприятия.
1. Личность, особенности ее формирования и развития.
2. Структура личности.
3. Мотивация поведения человека. Мотив достижения успеха, мотив избегания неудач.
4. Локус контроля. Уровень объективного контроля.
5. Агрессия в мотивах поведения старшеклассника. Фрустрация.
6. Самосознание и самоактуализация личности.
7. Уровень притязаний.
8. Самооценка и ее роль в развитии личности. Взаимосвязь с уровнем притязаний.
9. Становление мировоззрения. Ценностные ориентации.
10. Проблема нравственного выбора.
11. Нравственное самоопределение.
Ход урока
Тип мероприятия: самодиагностирование, обсуждение, консультирование.
Цели: актуализировать проблему адекватности самооценки в процессах самореализации, влияния на уровень достижений.
Задачи:
- выявить уровень самооценки учащегося
- актуализировать закономерность влияния самооценки на личные достижения и притязания
- определить причины неадекватной самооценки
- наметить способы работы с учащимися (по необходимости, при неадекватной самооценке).
План урока:
- вводится понятие “самооценка”, рассматриваются ее разновидности, особенности адекватной и неадекватной самооценки
- самотестирование по определению самооценки
- пояснения результатов
- рекомендации по неадекватной самооценке и способах работы с ней (по необходимости)
- определение связи самооценки и особенностей развития личности
- подведение итогов, планирование консультаций на будущее (по необходимости)
№ этап | Время (мин.) | Вид деятельности | Орг. Форма | Действия учителя | Действия учеников | Средства | Предполагаемый результат |
1 | 5 | Объяснение, информирование | Коллективная | Дает объяснения, использует доску, повторно обращается к схеме в сайте “Самооценка” | Слушают, записывают, спрашивают, работают с сайтом “Самооценка” | Схема на доске (повторно – в сайте “Самооценка”) | Складывается представление об особенностях самооценки |
2 | 20 | Самотестирование | Индивидуальная | Обращение к сайту “Самооценка”, комментируются действия по блокам (при необходимости, по мере работы) | Выполняют диагностическую методику (согласно инструкции и обработке результатов, расположенным на сайте “Самооценка”) | Сайт “Самооценка” | Определяется собственная самооценка |
3 | 5-10 | Пояснения по результатам, возможна дискуссия | Индивидуальная, возможна коллективная |
Обращается к сайту “Самооценка”, где указаны причины того или иного уровня самооценки, при необходимости комментирует получившиеся результаты, вызывает на обсуждение, на рефлексию полученных результатов | Узнают свои особенности, используя пояснения в сайте “Самооценка”, выясняют непонятные моменты, возможно - дискутируют по результатам методики, выражают свое мнение | Сайт “Самооценка” | Появляется представление об особенностях собственной самооценки, ее влияния на достижения, притязания |
4 | 5-8 | Рекомендации (по необходимости) | Индивидуальная и групповая | Обращается к сайту “Самооценка”, предлагает способы работы с неадекватной самооценкой | Выбирают способы работы с неадекватной самооценкой, возможна дискуссия по поводу нахождения эффективных способов работы | Сайт “Самооценка” | Появляется представление о способах работы над собственной неадекватной самооценкой |
5 | 5 | Определение связи самооценки и особенностей развития личности | Индивидуальная и групповая | Обращается к сайту “Самооценка”, выделяет основные моменты по этапу урока, обсуждается узнанное | Работают с сайтом “Самооценка”, вступают в дискуссию по определению взаимосвязи самооценки и развития личности | Сайт “Самооценка” | Появляется понимание значимости самооценки в процессах развития личности |
6 | 2 | Подведение итогов встречи, планирование консультаций (по необходимости) | Коллективная | Проговаривает основные результаты встречи | Со своей позиции проговаривают результаты встречи для них | Складывается достаточно полное и объективное представление о роли самооценки в процессах развития личности, способах работы с неадекватной самооценкой |
Дидактические материалы
Тема "Самооценка" волнует меня давно, много раз я проводила данное мероприятие со старшеклассниками, мы делали исследование, понимали то, что получилось, спорили, доказывали, обсуждали, по просьбам я давала и рекомендации. Но всегда было неудовлетворение от того, что еще очень много хочется сказать и показать, иначе, "выгоднее" оформить и преподнести. С использованием ИКТ появилась эта возможность, поэтому данное мероприятие можно провести удачнее, многограннее и обширнее. С учетом разных результатов исследования можно подсказать (с помощью сайта) больше способов работы с неадекватной самооценкой, информируя об особенностях становления и развития самооценки и т.д. Учащимся эта тема всегда очень нравилась, и если мы не успевали во временных рамках из-за объема информации, они очень расстраивались, мотивация падала, приходилось ждать следующей встречи. Сейчас я все успеваю и планирую расширять сайт со временем, накапливая опыт. Мне хотелось бы дать некоторые рекомендации по проведению данного мероприятия с целью повышения эффективности работы и педагога, и учащегося.
Рекомендации
- Лучше всего учащимся давать стимулирующий материал (инструкцию, сами качества личности) в зрительном оформлении, идеально - каждому, иначе происходит потеря слов-качеств или смысла инструкции. Старшеклассники задают много уточняющих вопросов, время теряется зря. Поэтому необходим готовый бланк и инструкция.
Бланк для работы
Качества личности | Идеал | Я | Di | Di2 |
Аккуратность | ||||
Доброта | ||||
Жизнерадостность | ||||
Настойчивость | ||||
Ум | ||||
Правдивость | ||||
Принципиальность | ||||
Самостоятельность | ||||
Скромность | ||||
Общительность | ||||
Гордость | ||||
Добросовестность | ||||
Равнодушие | ||||
Лень | ||||
Зазнайство | ||||
Трусость | ||||
Жадность | ||||
Подозрительность | ||||
Эгоизм | ||||
Нахальство | ||||
сумма Di2 |
Инструкция
1. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности. Они указаны в бланке-таблице в первом столбце.
2. В столбик "идеал" под номером 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 - то качество, которое цените чуть меньше и т.д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество - недостаток, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь как известно идеальных людей не бывает), под номером 14 - тот недостаток, который простить труднее, под номером 20 - самое отвратительное с вашей точки зрения качество людей.
3. После работы над столбиком "идеал" в столбик "Я" под номером 1запишите то качество из вышеуказанных, которое у вас лично сильнее всего развито (независимо от того - достоинство это или недостаток), под номером 2 - то качество, которое развито у вас чуть менее и т.д. в убывающем порядке, под последними номерами - те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.
…
- В инструкции действовать четко поэтапно: сделайте пункт 1 и 2. После работы над столбцом "идеал" переходить к столбцу "я". Думаю, можно не называть столбик "я" заранее, т.к. учащиеся начинают продумывать, что нужно будет работать еще и со "своими" качествами, поэтому начинают предвосхищать результат, стараются выглядеть лучше, ориентируясь на столбик "идеал".
- Огромное количество вопросов бывает по пониманию смысла многих качеств. Предлагаю словарь. Кто не знает значения термина, - пожалуйста, обращайтесь.
Словарь
Самооценка - собственное отношение к себе, самооценка своей личности, постепенно складывающаяся под влиянием оценки окружающих.
Уровень притязаний - степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.
Аккуратность - соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
Доброта, добродушие - мягкость характера, расположение к людям.
Добросовестность - честное выполнение своих обязанностей.
Гордость - чувство собственного достоинства.
Жадность - скупость, корыстолюбие.
Жизнерадостность - постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
Зазнайство - умение возгордиться, возомнить о себе, выказывание пренебрежения к другим.
Лень - отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.
Настойчивость - упорство в достижении целей.
Нахальство - беззастенчивость, бесцеремонность, дерзость.
Общительность - способность легко входить в общение.
Подозрительность - недоверчивость.
Правдивость - стремление говорить правду.
Принципиальность - умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
Равнодушие - безразличие, безучастность к людям, к окружающему.
Самостоятельность - способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
Скромность - сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливость.
Трусость - робость, боязливость.
Ум - способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни.
Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих
Список литературы
1. Тарабакина Л.В. практикум по курсу "Психология человека". москва, Педагоггическое общество России, 1998.
2. Общая психодиагностика/под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина - М.:Изд-во МГУ, 1987.
3. Практикум по психологии: учеб. пособие/под ред. А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гиппенрейтер - М.:Изд -во МГУ, 1972.
4. Психология и педагогика. Под ред. Радугина А.А., М.:Изд-во Центр, 1997.
5. Основы психологии. Столяренко Л.Д. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996.
6. Кон И.С. Психология ранней юности.
7. Вопросы психологии. 1-2 1992, статья О.Н.Арестова."Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера".
8. Психологический журнал. Том 14, № 3, 1993. Научная жизнь. Проблемы саморазвития субъекта деятельности.
9. Энциклопедия для детей. Аванта +. Человек. Том 18. 2002.
10. Психологическое консультирование в школе. Составитель Коптева Н.В. Пермь. 1993.
11. Возрастная и педагогическая психология. Составители Дубровина И.В.,... М.: Академия, 2003.