Содержание
Характеристика темы, планирование изучения темы………………………………………………... | 3 |
Рекомендации по организации и методике изучения темы………………………………………….. | 4 |
Наглядные пособия……………………………………………………………………………………... | 5 |
Дидактическое обеспечение……………………………………………………………………………. | 5 |
План занятия…………………………………………………………………………………………….. | 6 |
Описание методов………………………………………………………………………………………. | 8 |
Общие рекомендации по проведению занятия и выводы……………………………………………. | 8 |
Литература……………………………………………………………………………………………….. | 14 |
Приложения……………………………………………………………………………………………… | 15 |
1. Характеристика темы, планирование изучения темы.
Тема урока: “Свойства определителей. Поиск и перестановка элементов массива”. Эта тема является одной из важных при изучении математики и программирования на языке высокого уровня, так как дает представление о типах структурированных данных и действиях производимых над ними.
По перспективно – тематическим планам по математике на раздел “Определители и матрицы” отводится 16 часов, из них 6 часов на изучение новой темы, 10 часов – на решение задач, на данную тему отводится 2 часа. По программированию на языке высокого уровня на раздел “Массивы” отводится 12 часов, из них 6 часов на изучение новой темы, 6 часов – на решение задач, на данную тему отводится 2 часа.
В ходе занятия прослеживается связь с другими предметами:
Информатика – работа на ПК.
Логика – построение алгоритма.
Культура речи – умение четко и ясно, применяя технические термины, формулировать свои мысли.
Цифровая схемотехника – использование потока разноименных сигналов.
Операционные системы и среды – применение тестирования.
2. Рекомендации по организации и методике.
I. Проверка знаний.
Урок предполагает проверку знаний в начале урока с помощью вопросов и проверочной работы.
Преподаватели объясняют направление деятельности и приемы работы, а студенты выполняют задания систематизируя полученные знания.
II. Изучение и систематизация нового материала.
Актуализация и мотивация к изучению нового материала студентами.
Изучение новой темы
Изучение свойств определителей с применением сложных перестановок программным путем внутри массива.
Практическое применение знаний по изучаемой теме:
I. Систематизация знаний по теме “Свойства определителей, поиск и перестановка элементов массива”
II. Написание заданных программных модулей на языке программирования Паскаль
III. Использование в написании программ стандартных программных модулей
Проверка усвоения новой темы:
Проверка усвоения новой темы в виде написания программных модулей для вычисления определителей с клавиатуры и вывод его на экран (в группах по два человека). Проверка свойств определителей программным путем с использованием перестановки заданных строк (столбцов), поиска нулевых строк и столбцов.
Итоги урока, вывод.
3. Наглядные пособия
- Презентация “Свойства определителей. Поиск и перестановка элементов массива” (интерактивная доска)
- Плакат на тему “Двухмерный массив”
4. Дидактическое обеспечение
- Программная среда Паскаль 7.0
- Карточки с заданиями по математике и программированию по теме: “Вычисления определителей”
- Информационные карты по теме “Ошибки при программировании на Turbo Pascal”
- Информационные карты по теме “Стандартные процедуры и функции языка Pascal”
5. План урока.
Тема урока: “Свойства определителей. Поиск и перестановка элементов массива”
Цели и задачи урока:
Развивающие: Развивать, используя проблемные ситуации, настойчивость, самостоятельность студентов, умение преодолевать трудности в учении.
Обучающие: Сформировать систему знаний по теме “Свойства определителей. Поиск и перестановка элементов массива” на примере проектирования программ по вычислению определителей и действий над ними. Обобщить и систематизировать знания, закрепить умения и навыки работы в программной оболочке Turbo Pascal 7.0. Сформировать навыки логического мышления, использовать профессиональную лексику.
Воспитательные: Воспитывать положительный интерес к изучаемому материалу, умение критически оценивать материал, умение слушать товарищей.
Тип урока: комбинированный (математика, программирование: изучение нового материала, применение и совершенствование знаний)
Вид урока: получение, систематизация и закрепление знаний.
Метод урока: частично-поисковый
Оснащение урока:
- Класс ПК IBM Celeron 1800
- Интерактивная доска
- Плакат со вспомогательным материалом для решения задач
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
Программное обеспечение:
- операционная система Windows,
- эмуляция операционной системы MS-DOS 6.22,
- Turbo Pascal 7.0.
Продолжительность: 90 минут.
6. Описание методов.
1. Устный опрос студентов
Студенты отвечают устно на вопросы, задаваемые преподавателями математики и прграммирования
2. Самостоятельная работа студентов
Студенты в микрогруппах решают задачи по вычислению определителя
3. Контроль уровня умений и навыков
Проверка решенных задач по математике с помощью программного модуля на языке Turbo Pascal 7.0.
7. Общие рекомендации по проведению занятия и выводы.
Данный урок преследует цель адаптировать студентов к интегрированию решения математических задач на тему “Свойства определителей” в программную среду Turbo Pascal 7.0 с применением знаний по теме “Поиск и перестановка элементов массива”, развивать логическое мышление, развивать коммуникативные способности, формировать пространственное воображение, развивать мышление и познавательную активность студентов путем индивидуальных заданий.
Элемент урока, время | Деятельность преподавателей | Деятельность студентов | Используемые методы и приемы | Цель применения метода или приема |
1. Организационная часть – 5 мин | - Проверка наличия студентов и их
готовности к уроку - Ознакомление студентов с планом урока с использованием презентации (проектор и экран) |
Слушают | Объяснительно- иллюстративный: ознакомление с планом урока | Программирование деятельности студентов, нацелить на решение поставленных задач |
2. Актуализация математика – 15
мин. 5 мин. Практическое задание – 10 мин. Программирование – 15мин. 10 мин. Практическое задание – 5 мин. |
Задает вопросы об определении
определителя, о вычислении определителя второго
и третьего порядков. Что такое определитель? Как вычисляется определитель второго порядка? Как вычисляется определитель третьего порядка? Дает задание на вычисление определителя второго и третьего порядков по определению. Даёт задание на нахождение ошибок в заданной программе на вычисление определителей второго и третьего порядков по определению. Дает задание на проверку результатов полученных вычислениями в тетради определителей второго и третьего порядков с помощью программы. |
Отвечают на вопросы
преподавателя математики. Пишут на доске по
очереди формулы вычисления определителя второго
и третьего порядков соответственно. Студенты самостоятельно вычисляют определители. Студенты находят явные ошибки в представленной программе и предлагают варианты исправления ошибок. Исправляют явные ошибки. С помощью тестирования программы находят неявные ошибки и вносят соответствующие изменения в программу. С помощью программы тестируют результаты самостоятельного вычисления определителей второго и третьего порядков. |
Репродуктивный: вопросы
студентам, побуждающие к актуализации знаний. Промежуточный контроль Проблемный: предъявление студентам конфликтного примера. Промежуточный контроль Промежуточный контроль |
Проверить остаточные знания по изученным ранее темам. |
3. Обобщение выполненной работы – 2 мин. (программирование) |
Задает вопросы об эффективности
использования программы по вычислению
определителей. 1. В чем заключается эффективность использования программы для вычисления определителей? 2. Для чего в программировании необходимо знать, как вычисляется определитель вручную? |
Студенты делают вывод об эффективности использования программы для вычисления определителей (с точки зрения скорости вычисления и точности результата при заданном типе данных) | Частично – поисковый: включение студентов в аргументацию выдвинутой преподавателем гипотезы | Развить мыслительную деятельность и логику |
4. Подготовка к основному этапу занятия – 8 мин. (математика) | Задает вопрос о свойствах определителя: 1. Какие свойства определителей вы знаете? Задает вопрос о классификации свойств определителей по степени сложности вычислений и программирования: 1. Как систематизировать свойства определителей по степени сложности применения? |
Студенты, используя заранее
подготовленный материал, перечисляют свойства
определителя. Перечисленные свойства записывают
на доску . Студенты классифицируют свойства определителей, аргументируя свои высказывания. |
Частично – поисковый: задание на
опережение (математика) Проблемный: установка преподавателя на мысленное решение студентами логического задания, выдвинутого в ходе изложения. |
Подготовить студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе самостоятельно полученной информации |
5. Изучение нового материала – 20 мин. | Даёт запись свойств определителей с
использованием презентации (интерактивная
доска) (преподаватель математики) Проверка свойств определителя программным путем: применение изученных приемов и изучение способов перестановки заданных строк в массиве (преподаватель программирования). 1. Какие приемы можно применить при организации перестановки заданных строк? 2. Основной оператор, используемый в программе при перестановке строк? 3. Какова структура программы и в чем ее особенности при перестановке строк в массиве? |
Студенты записывают в тетрадь свойства
определителей, считают определители с помощью
свойств. Студенты, анализируя свойство определителя, выбираются приемы и методы создания программы для проверки свойства. Предлагают пути и способы перестановки строк массива (обмен элементами) при проверке тех свойств определителя, при которых это необходимо. Выбрав правильный способ – программируют. |
Подробное резюмированное
преподавателем законченного этапа изложения Выбор правильных путей решения задачи (программирование) |
Активизировать действия студентов с
объектом изучения
Получать новые знания, активизировать продуктивную деятельность студентов по включению части в целое, выявить внутри и межпредметные связи |
6. Обобщение и закрепление – 10 мин. | Выдает задание для самостоятельного нахождения определителей с помощью свойств (действий над столбцами) (преподаватель математики) Дает задание на написание программы в программной оболочке Turbo Pascal для проверки свойств определителя, с использованием перестановки столбцов в массиве (преподаватель программирования) | Студенты самостоятельно решают задания
в тетради Студенты самостоятельно пишут программу для проверки свойств определителя с использованием перестановки заданных столбцов. Сравнивают ответы, полученные программным путем с ответами вычислений в тетради. |
Установка преподавателя на решение студентами логического задания выдвинутого в ходе изложения | Закрепить полученные знания. Развить мыслительную деятельность и логику |
7. Контроль знаний студентов – 5 мин. | Проверяют и оценивают результаты вычислений студентов, их деятельность (преподаватель математики, преподаватель программирования) | Студенты анализируют результаты
сравнения Студенты оптимизируют программу. |
Контроль полученных знаний, умений и навыков | Проверить полученные знания в процессе урока |
8. Подведение итогов урока – 7 мин. | Нацеливают на вывод проблемными
вопросами: о вычислении матриц четвертого и
более порядков . (преподаватель математики): 1. Для чего нужны свойства определителей? 2. С помощью какого свойства можно вычислить определитель четвертого и более порядков? Об эффективности использования программного обеспечения для математических расчетов определителей (преподаватель программирования) 1. В чем заключается эффективность применения математических расчетов при помощи программного обеспечения? 2. Какие приемы и методы эффективно применять в программировании для решения математических задач на определители? Дают оценку успешности достижения цели, намечает перспективы последующей работы(преподаватель математики, преподаватель программирования) |
Студенты самостоятельно делают вывод, отвечая на проблемные вопросы преподавателей. | Фиксирование внимания студентов на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач | Активизировать внимание студентов, развивать мыслительную деятельность. Нацеливать студентов на правильный ответ. |
9. Домашнее задание – 3 мин. | Обеспечивают понимание цели, содержание и способы выполнения домашнего задания (преподаватель математики, преподаватель программирования) | Студенты записывают домашнее задание. | Словесный: контрольно-коррекционный | Реализовать необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами в соответствии с актуальным уровнем их развития |
8. Литература
- Брябрин В.М. “Программное обеспечение персональных ЭВМ”. М. “НАУКА”, 1990 г.
- Марченко А.И., Марченко Л.А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0 Киев: “ВЕК+”, 1999 г.
- Немнюгин С.А. Turbo Pascal учебник для ВУЗов СПб: Питер, 2003 г.
- Фигурнов В.Э. “IBM PC для пользователя. Краткий курс.” - М.: ИНФРА-М, 1998. - 480 с.: ил
- Справочное Руководство по IBM PC. Методические материалы. Часть 2. ТПП “СФЕРА”. М. 1991 г.
- Савельев А.Я., Сазонов Б .А., Лукьянов С.Э. "Персональный компьютер для всех". Книга 1. -М., ВЫСШАЯ ШКОЛА, 1991 г.