Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Тип учебного занятия: обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Закрепить понимание закона Архимеда, условий для плавания тел различной плотности. Проверка умений учащихся решать расчетные задачи на нахождение силы Архимеда; проверка экспериментальных умений нахождения силы Архимеда, умений дать характеристику поведения тел в жидкости; проверка уровня теоретических знаний по теме «Закон Архимеда. Плавание тел» в ходе тестирования.
Развивающие:
Развивать самостоятельность учащихся в процессе проведения экспериментального исследования: определение цели и оборудования, составление плана и формулировка вывода по результатам исследования. Развивать умение находить необходимую информацию по заданной теме, работая с популярной литературой.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, познавательную и коммуникативную активность, интерес к предмету, умение оценивать свою работу.
Оборудование:
1 вариант
стакан с водой, тела равного объема (стальной, алюминиевый и латунный цилиндры).
2 вариант
стакан с водой; тела равного объема (деревянное, пластмассовое, алюминиевое, стальное) из набора «Гидростатика (плавание тел)»: Учебная лаборатория «Опыты по физике в школе и дома», ООО «Фирма «СТРОНГ – XXI», 2000.
ТСО: компьютер, мультимедиа - проектор (ММП).
План урока
Содержание этапа урока |
Использование ТСО |
Примерное время на этап |
Действия учителя |
Действия учеников |
1. Оргмомент. Целеполагание и мотивация. |
ММП |
1' |
Приветствует учащихся. Настраивает на работу. |
Приветствуют учителя. |
2. Актуализация. |
ММП |
1' |
Задает проблемный вопрос: «Что было бы на Земле, если бы не было силы Архимеда?» |
Рассуждают о значимости силы Архимеда. |
3.Систематизация и обобщение. Заполнение опорного конспекта. |
ММП
Слайд 4 (приложение 5) |
2' |
|
Заполняют пропуски в опорном конспекте. |
4. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях. |
ММП |
20' |
1. Дает дифференцированное задание в двух вариантах: выполнить практическое задание и решить одну теоретическую задачу [2] на выбор (приложение 2).
2. Проверяет выполнение задания, оценивает правильное выполнение баллами. Заносит баллы в таблицу в колонки «Опыт», «Задача» (приложение 6). |
1.Делают опыты, заполняют отчет о выполнении работы (приложение 2), решают одну задачу на выбор. |
5. Проверка уровня обученности. |
ММП
Слайд 7 (приложение 5) |
7' |
1. Дает тестовые задания [1;5] в двух вариантах (приложение 3).
2. Проверяет выполнение теста, оценивает правильное выполнение баллами. Заносит баллы в таблицу в колонку «Тест» (приложение 6). |
1.Выполняют тестовые задания (5 вопросов).
2.Самопроверка выполнения теста. |
6. Информация о домашнем задании. |
ММП |
2' |
Дает дифференцированное домашнее задание, комментирует:
|
Записывают задание в дневники. |
7. Рефлексия (подведение итогов). |
ММП |
7' |
Подводит итоги урока. По записям в таблице (приложение 6):
|
Подсчитывают количество баллов, набранных в течение урока, результат записывают в отчет о выполнении работы. |
Литература:
- Демидова М.Ю., Павленко Н.И. Внутришкольный контроль по физике. – М.: «Школьная пресса», 2003.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике: Для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.
- Павленко А.Е., Павленко В.А. Тестовые задания по физике. – М.: «Школьная пресса», 2003.
- Физика, 7-9: Кн. Для учителя: Для общеобразоват. учреждений/ Н.К.Мартынова.- М.: Просвещение, 2002.
- www.fizika.ru.