В недалеком прошлом школа, в широком смысле слова, а профессиональная школа в особенности, была предельно идеологизирована, ориентировалась на производство унифицированного, стандартного человека и выступала, прежде всего, транслятором не национальной, а советской культуры на родном языке. В ее учебных планах не находилось места многим явлениям и деятелям отечественной и мировой культуры, под запретом находились многие темы и произведения.
Современное образовательное учреждение получило возможность свободно обращаться ко всему ценному, накопленному национальной культурой. Но опыт, в том числе и культурный, обращен в прошлое, несет в себе и наработанное этносом в отличных от сегодняшних социально-экономических условиях. Поэтому успешное выполнение этнокультурным образованием задач, стоящих перед ним, во многом будет зависеть от верного ответа на вопрос «Что брать из опыта прошлого, на чем акцентировать внимание?» Особенность работы с коллективом учащихся Профессионального училища № 5 в том, что по возрасту это дети – ровесники старшеклассников общеобразовательной школы, большей частью проживающие в студенческом общежитии. Условно всех жильцов можно разделить на три группы. Во-первых, дети, привыкшие жить в условиях полной семьи, каждый день видеть своих родителей, быть в окружении взрослых, чувствовать их поддержку. Вторую группу детей, проживающих в общежитии, составляют дети-сироты, попавшие к нам из детских домов республики Бурятия. Третья группа – дети так называемой «группы риска»: дети из неблагополучных семей, у которых родители лишены родительских прав, «дети-бродяжки», попавшие к нам из реабилитационных центров и дет. приемников.
Именно с этой целью, а также с целью воспитания носителей этнической культуры, приобщения учащихся к исследовательской деятельности в основу учебной, производственной и воспитательной работы в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 5» положен этнокультурный компонент. Большое внимание мы уделяем возрождению русских и национальных традиций, истории и культуре народа, изучению фольклора. Такие мероприятия углубляют знания и расширяют кругозор учащихся, формируют мировоззрение, духовный мир, содействуют развитию креативных способностей.
Работа ведется в нескольких направлениях:
- учебное: введение в вариативную часть учебных планов факультативов и элективных курсов, соответствующих выбранной тематике: «История Бурятии», «Бурятский национальный костюм», «Национальная кухня», «Быт и нравы семейских Забайкалья» и др.
- производственное: открытие профессии «Мастер общестроительных работ с элементами кузнечного и столярного производства» со специальностями стропальщика, печника, обустраиваем учебно-производственные мастерские по кузнечному и столярному делу, приобретено новое оборудование: плавильный тигль и кузнечный горн. Также в училище имеется Учебно-производственное хозяйство, где учащиеся знакомятся с различными способами переработки молока и молочной продукции, изготовлениями национальных блюд из нее.
- досуговое: в училище имеется Досуговый центр молодежи, где учащиеся посещают кружки и студии народного пения и народного танца и получают удостоверение Факультета общественных профессий, имеется обрядовый зал, зрительный зал на 600 мест, на сцене которого гастролируют профессиональные народные коллективы.
- студенческое общежитие: В общежитии № 1 организована работа кружка декоративно-прикладного искусства « Умелые руки» и кружка вязания «Золотая нить». На занятиях ребята знакомятся с художественными промыслами России, учатся делать своими руками то, что умели их бабушки и дедушки: расписывать глиняные игрушки, делать куклы и амулеты, вышивать и т.д. В настоящее время мы занимаемся стилизацией зала под русскую избу. Здесь представлены материалы трех направлений: предметы жизни и быта предков (старые самовары, прялки, утюги, салфетки с вышивкой, кружева, платки, самотканые дорожки); художественные промыслы России: Городецкая роспись, посуда из Хохломы, жестовские подносы, дымковская игрушка; при проведении мероприятий используются игры, песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, инсценируются обряды, вспоминаются обычаи. В качестве примеров проведенных мероприятий можно назвать «Праздник русского дерева (берёзы, сирени и т.д.), вечер «Поэзия русского костюма», выставку книг о народных костюмах, диспут с элементами театрализации на основе православной культуры «Знакомство с обрядами». Вся подготовительная работа проводится самими учащимися под руководством Совета общежития и при поддержке библиотекаря и педагога-организатора училища.
- спортивное: помимо того, что учащимся предоставляется возможность заниматься в секциях, в училище имеется тренажерный зал, бильярдный зал, тир, 2 спортивных зала. Однако целью данного проекта является заинтересовать детей именно народно-национальными видами спорта. Для этого необходимо включить в план развития училища этнокультурного компонента, связанного как с профессиональным образованием, так и с воспитательной мотивацией учащихся:
- планируется провести обучающий семинар для преподавателей ОБЖ, физического воспитания, методиста, заведующих методическими объединениями по истории, теории и методике народно-национальных видов спорта. Обученных – 9 человек.
- участие в Республиканских соревнованиях по народно-национальным видам спорта, смотрах-конкурсах и выставках художественного и технического творчества;
- подготовить материалы для публикации в Республиканских периодических изданиях: «Бурятия», «Байкал-гео», «Пятница», «Сельская жизнь в Бурятии»;
- подготовить и издать методическое пособие для учителей школ района по народно-национальным видам спорта – 100 экземпляров.
План-график работ
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Место проведения |
1 | Обучающий семинар для преподавателей ОБЖ, физического воспитания по истории, теории и методике народно-национальных видов спорта | Методический центр ПУ № 5 | |
2 | Военно-патриотическая игра «Зарница» | Вторая неделя мая | Стадион, лес, поле, полигон |
3 | Участие в поселковом народно-национальном
культурно-спортивном празднике «Сурхарбан» - спортивные игры; |
Третья неделя июня | Стадион с. Новоильинск |
4 | День молодежи: - развитие скоростно-силовой
подготовки юношей; |
2 - 15 июля | Палаточный лагерь близ о. Котокель |
5 | Участие в первенстве республики по вольной борьбе | ноябрь | Спортивный зал Досугового центра |
6 | «Олимпийцы Бурятии»- спортивно-исторический экскурс с приглашением А. Бахтина. | ноябрь | Спортивный зал |
Результаты деятельности Профессионального училища № 5 не являются закрытой информацией и уже в настоящее время используются представителями школ с. Новоильинск, жителями села и воспитанниками Детской школы искусств и Детской спортивной школы. Данным проектом уже заинтересовалась Администрация муниципального образования сельского поселения «Новоильинское», Бурятское региональное отделение общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России», Отдел по молодежной политике Заиграевского района, Управление образованием Заиграевского района, Министерство образования и науки РБ. От них имеются ходатайства в поддержку данного проекта и обязательства в оказании всесторонней помощи.