Цели:
образовательные:
1. Продолжить развитие учений:
а) наблюдать физические явления (электрические);
б) закрепить навыки решения задач;
в) пользоваться приборами;
г) обеспечить возможность выполнения экспериментов с учетом уровня развития каждого учащегося.
развивающие:
2. Продолжить развитие вычислительных навыков:
а) при решении задач;
б) решение графических задач;
в) составление электрических схем.
воспитательные
- научить работать с информацией
- создавать положительную мотивацию учащихся к учебной деятельности.
Ход урока
I. На плакате нарисована схема «Восхождения на пик Ома».
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы совершим необычное восхождение на вершину «Пика знаний» - «Электрические явления». Подъём будет нелёгким. Чтобы продвинуться вперёд, вы должны показать все свои знания, полученные при изучении темы. Если вы будете работать дружно, активно, то вершина вам покорится. А оценивать каждый участок подъёма вы будете в своих оценочных листах.
Учитель:
Сегодня вспомним всё о токах – |
(личная карточка самооценки) |
Девиз нашего урока: «ИЗУЧИТЕ АЗЫ НАУКИ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЗОЙТИ НА ЕЁ ВЕРШИНЫ. НИКОГДА НЕ БЕРИТЕСЬ ЗА ПОСЛЕДУЮЩЕЕ, НЕ УСВОИВ ПРЕДЫДУЩЕЕЕ». (И.П.Павлов)
Привал 1 – «Эрудит»
Их и сегодня мы славим и чтим
Их ученье нам озаряет путь.
Портреты: | 1. Георг Ом 2. Ленц Эмилий Христианович 3. Александро Вольт |
4. Ампер Андре Мари 5. Лодыгин Александр Николаевич 6. Яблочков Павел Николаевич |
Выбрать номер, под каким идёт учёный, и записать в «Личную карточку».
Вопросы:
- Русский физик, открывший закон теплового действия тока.
- Фамилия французского физика, именем которого названа сила тока.
- Немецкий физик, открывший один из основных законов электрического тока.
- Итальянский учёный, построивший первый источник тока.
- Русский изобретатель первой лампы накаливания.
- Русский учёный-электротехник, изобретатель лампы с электрической дугой.
Ученик читает стихотворение А.С. Пушкина
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Учитель делает вывод.
Прежде чем прибыть в следующий город ученик загадывает загадку, чтобы узнать на какой привал мы прибыли.
Загадка:
Я – диспетчер всей цепи
Последним ставлю точку
И в сегодняшней игре
Сейчас замкну цепочку. (ключ)
Учитель. Итак, мы прибыли на
Привал 2 – «Физические термины»
Перед вами Тест-лото. Я читаю определение, вы должны найти его ответ в лото и из выбранного слова взять определённую букву и записать её в “Личной карточке”. (Рядом с тест-лото вывешивается таблица, где указывается, какую букву надо взять с каждого выбранного слова.)
Вопрос |
Буква из слова |
1 |
1 из второго слова |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
6 |
5 |
2 |
6 |
3 из первого слова |
Тест-лото |
|
диэлектрик |
протон |
электрический заряд |
напряжение |
сила тока |
электрическим сопротивлением |
Вопросы.
1. В пространстве, где находится ________________, (учитель не читает слова) существует электрическое поле.
2. Работа тока по перемещению заряда 1Кл. (напряжение)
3. Количество заряда, проходящего через поперечное сечение проводника за 1с. (сила тока)
4. Частица, входящая в состав ядра атома и имеющая положительный заряд. (протон)
5. Вещество, не проводящее электрический ток (диэлектрик)
6. Зависимость силы тока от свойств проводника объясняется тем, что разные проводники обладают различным____________ (учитель не читает слова)
Учитель. Итак, вы получили «ЗНАНИЕ». Можно двигаться дальше.
Ученик. Загадка. Нет строже ничего закона
Учёного___________(Георга Ома)
Учитель. Следующий Привал 3 – «Законы».
На столе выставлены карточки, где написаны формулы, а рядом с формулой буква. Когда я читаю вопрос, вы должны найти формулу, а в «Личную карточку» написать букву, которая написана на этой формуле.
A=UIt |
P=IU |
||||
Н |
Е |
М |
У |
И |
Е |
Вопросы.
- Какая формула выражает основной закон для участка электрической цепи.
- Какая запись выражает закон распределения сил токов в параллельно соединённых проводниках.
- Какая формула даёт возможность определить сопротивление проводника электрическому току, не включая его в цепь.
- По какой формуле можно рассчитать работу электрического тока.
- Пользуясь какой формулой, можно рассчитать количество теплоты, выделяющееся в проводнике при прохождении по нему тока.
- Формула для определения мощности.
Учитель. Слово, которое вы получили – это «НАВЫКИ».
Ученик. Загадка.
Чтобы там ни говорили,
У меня есть своя сила.
Измеряют силу эту
Как известно __________(амперметром).
Учитель. Мы прибыли на Привал 4 – «Приборы»
На демонстрационном столе стоят приборы, (реостат, вольтметр, амперметр, электрический счётчик, электрометр). Когда я читаю загадку, вы показываете карточку, как схематически обозначается этот прибор, а в «Личную карточку» пишите, как называется прибор.
Загадки.
*Я прибор известный,
Прибор интересный.
С напряженьем знаюсь
Услугу вам я окажу,
Напряженье покажу.
*И я прибор известный,
И очень интересный.
Меняю силу тока я.
Но вы должны понять меня
Зовусь я__________(реостат).*Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргает.
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь –
Всё на ус мотает.*В кабинете есть прибор,
В нём лёгкая стрелочка.
Заряжаясь от стержня,
Отталкивается от него на некоторый угол.*Меня включают, дети,
В цепь последовательно.
Не меняя ток, заметьте,
Этим, следовательно.
Потому что так ничтожно
В нём сопротивление,
Что для тока невозможно
Изменить значение.
Учитель. Вам сейчас прочитают стихотворение «Электрический скат» (Арсентий Струк) и вы поймёте, как всё-таки опасно ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
*Опасен
Тугой электрический скат.
Он током бьёт рыбу,
Подводный пират.
Ударит – и тут же,
В мгновенье одно,
Успеет вкопаться
В песчаное дно.
Он мастер отменный
Морских маскировок,
И если ему попадётся
Неловок,
Бычок, разомлевший от тёплой воды, -
Бычку не удастся уйти от беды.
Учитель. А чтобы нас пропустили на следующий привал, мы должны прослушать технику безопасности.
Ученик. (сообщение) Мы постоянно находимся в океане электрических разрядов, создаваемых многочисленными машинами, станками и самим человеком.
Запомните меры предосторожности:
- когда моешь холодильник, меняешь лампочку или предохранитель, отключи общий выключатель в квартире;
- не держи включенные бытовые приборы в ванной, т.к. там могут быть токопроводящие водяные пары. Радиодинамик или лампочка, подключённые к сети и упавшие в ванну во время купания, вызывают тяжёлые последствия. Розетки не должны быть слишком близко к ванне или раковине:
- никогда не пользуйся феном или электробритвой, если они мокрые или имеют оголённые токопроводящие концы или детали;
- не вынимай вилку из розетки, потянув за шнур;
- не ремонтируй вилки электроприборов с помощью изоленты, а сразу меняй их, если они сломались;
- не оставляй включённый электроутюг без присмотра, не берись за него мокрыми руками и не гладь, стоя на полу босиком, так как в случае электрического поражения это облегчит проход тока через тело в землю;
- не закручивай шнур вокруг горячего утюга – от этого может повредиться изоляция провода; прежде чем налить воду в ёмкость отпаривателя утюга, вытащи вилку из розетки;
- не включай больше одной вилки в розетку – несколько вилок могут вызвать короткое замыкание и пожар;
- закончив пользоваться удлинителем, сначала выдерни вилку из розетки, а затем уже сворачивай его;
- обнаруженные оголенные места и обрывы электропроводов надо немедленно ремонтировать; не делай временных соединений проводов, представь выполнение всех работ квалифицированным специалистам;
- пользуясь любым электроприбором, всегда помни, что поражение электротоком может проявляться в удушье, различных ожогах с повреждением не только кожи, но и нервной системы, параличах дыхательных путей, сердечной мышцы и даже вызвать смерть;
- при поражении током немедленно отключи общий выключатель или вилку электроприбора. Чтобы избежать риска электрического удара, не прикасайся к пораженному током человеку руками, пока не будет отключен ток, и сухим деревянным или другим токонепроводящим предметом отодвинь его от источника энергии;
- если случай тяжелый, вызови «скорую помощь»
Ученик. Загадка.
А мы братишки _________(провода),
Соединяем всё всегда.
Ты в руки нас возьми
И нас соедини.
Учитель. Итак, мы прибыли на
Привал №5 – «Электрик»
На доске вы видите электрические схемы. Я читаю вопрос, вы должны найти схему и написать в «Личную карточку» ту букву, которая соответствует вашей схеме.
Приложение 1
Вопросы:
- В какой схеме можно изменить силу тока.
- В какой цепи можно лампочку включить из двух разных мест.
- Где можно измерить силу тока.
- Какая цепь застрахована от короткого замыкания.
- Где можно измерить напряжение.
- В какой схеме ошибка.
Учитель. При правильных ответах должно получиться слово «УМЕНИЕ».
Итак, наше «Восхождение на пик Ома» мы заканчиваем. Следующий
Привал №6 – «Мыслитель»
На магнитной доске вывешены задачи. Звучит музыка.
Учитель. Задачи вы решаете под копировальную бумагу. Один экземпляр вы сдаёте учителю. Если вы решаете 1и 2 задачу, то оценка «4», а если все – «5».
Приложение 2.
Итог урока.
Сегодня в нашем классе
Все физиками стали.
Задачи не из легких
Пришлось ведь нам решать.
Учитель. (Показывает таблички со словами – ЗНАНИЕ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ и подводит итог урока, учащиеся сдают учителю «Личные карточки»).