Урок физики в 8-м классе "Восхождение на пик Ома"

Разделы: Физика


Цели:

образовательные:

1. Продолжить развитие учений:

а) наблюдать физические явления (электрические);
б) закрепить навыки решения задач;
в) пользоваться приборами;
г) обеспечить возможность выполнения экспериментов с учетом уровня развития каждого учащегося.

развивающие:

2. Продолжить развитие вычислительных навыков:

а) при решении задач;
б) решение графических задач;
в) составление электрических схем.

воспитательные

- научить работать с информацией
- создавать положительную мотивацию учащихся к учебной деятельности.

 Ход урока

 I. На плакате нарисована схема «Восхождения на пик Ома».

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы совершим необычное восхождение на вершину «Пика знаний» - «Электрические явления». Подъём будет нелёгким. Чтобы продвинуться вперёд, вы должны показать все свои знания, полученные при изучении темы. Если вы будете работать дружно, активно, то вершина вам покорится. А оценивать каждый участок подъёма вы будете в своих оценочных листах.

 Учитель:

Сегодня вспомним всё о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про приборы, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы.
Решим, расскажем, соберём,
Мы с пользой время проведём!
На пике «ЗНАНИЙ»
Мы итоги подведём.

1 привал 4 привал
2 привал 5 привал
3 привал 6 привал

(личная карточка самооценки)

Девиз нашего урока: «ИЗУЧИТЕ АЗЫ НАУКИ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЗОЙТИ НА ЕЁ ВЕРШИНЫ. НИКОГДА НЕ БЕРИТЕСЬ ЗА ПОСЛЕДУЮЩЕЕ, НЕ УСВОИВ ПРЕДЫДУЩЕЕЕ». (И.П.Павлов)

 Привал 1 – «Эрудит»

 Их и сегодня мы славим и чтим
Их ученье нам озаряет путь.

Портреты: 1. Георг Ом
2. Ленц Эмилий Христианович
3. Александро Вольт
4. Ампер Андре Мари
5. Лодыгин Александр Николаевич
6. Яблочков Павел Николаевич

Выбрать номер, под каким идёт учёный, и записать в «Личную карточку».

Вопросы:

  1. Русский физик, открывший закон теплового действия тока.
  2. Фамилия французского физика, именем которого названа сила тока.
  3. Немецкий физик, открывший один из основных законов электрического тока.
  4. Итальянский учёный, построивший первый источник тока.
  5. Русский изобретатель первой лампы накаливания.
  6. Русский учёный-электротехник, изобретатель лампы с электрической дугой.

Ученик читает стихотворение А.С. Пушкина

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Учитель делает вывод.

Прежде чем прибыть в следующий город ученик загадывает загадку, чтобы узнать на какой привал мы прибыли.

Загадка:

Я – диспетчер всей цепи
Последним ставлю точку
И в сегодняшней игре
Сейчас замкну цепочку. (ключ)

Учитель. Итак, мы прибыли на

Привал 2 – «Физические термины»

 Перед вами Тест-лото. Я читаю определение, вы должны найти его ответ в лото и из выбранного слова взять определённую букву и записать её в “Личной карточке”. (Рядом с тест-лото вывешивается таблица, где указывается, какую букву надо взять с каждого выбранного слова.)

Вопрос

Буква из слова

1

1 из второго слова

2

1

3

4

4

6

5

2

6

3 из первого слова

 

Тест-лото

диэлектрик

протон

электрический заряд

напряжение

сила тока

электрическим сопротивлением

Вопросы.

1. В пространстве, где находится ________________, (учитель не читает слова) существует электрическое поле.
2. Работа тока по перемещению заряда 1Кл. (напряжение)
3. Количество заряда, проходящего через поперечное сечение проводника за 1с. (сила тока)
4. Частица, входящая в состав ядра атома и имеющая положительный заряд. (протон)
5. Вещество, не проводящее электрический ток (диэлектрик)
6. Зависимость силы тока от свойств проводника объясняется тем, что разные проводники обладают различным____________ (учитель не читает слова)

Учитель. Итак, вы получили «ЗНАНИЕ». Можно двигаться дальше.

Ученик. Загадка. Нет строже ничего закона

Учёного___________(Георга Ома)

Учитель. Следующий Привал 3 – «Законы».

На столе выставлены карточки, где написаны формулы, а рядом с формулой буква. Когда я читаю вопрос, вы должны найти формулу, а в «Личную карточку» написать букву, которая написана на этой формуле.

A=UIt

P=IU

Н

Е

М

У

И

Е

 Вопросы.

  1. Какая формула выражает основной закон для участка электрической цепи.
  2. Какая запись выражает закон распределения сил токов в параллельно соединённых проводниках.
  3. Какая формула даёт возможность определить сопротивление проводника электрическому току, не включая его в цепь.
  4. По какой формуле можно рассчитать работу электрического тока.
  5. Пользуясь какой формулой, можно рассчитать количество теплоты, выделяющееся в проводнике при прохождении по нему тока.
  6. Формула для определения мощности.

Учитель. Слово, которое вы получили – это «НАВЫКИ».

Ученик. Загадка.

Чтобы там ни говорили,
У меня есть своя сила.
Измеряют силу эту
Как известно __________(амперметром).

Учитель. Мы прибыли на Привал 4 – «Приборы»

На демонстрационном столе стоят приборы, (реостат, вольтметр, амперметр, электрический счётчик, электрометр). Когда я читаю загадку, вы показываете карточку, как схематически обозначается этот прибор, а в «Личную карточку» пишите, как называется прибор.

Загадки.

*Я прибор известный,
Прибор интересный.
С напряженьем знаюсь
Услугу вам я окажу,
Напряженье покажу.
*И я прибор известный,
И очень интересный.
Меняю силу тока я.
Но вы должны понять меня
Зовусь я__________(реостат).

*Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргает.
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь –
Всё на ус мотает.

*В кабинете есть прибор,
В нём лёгкая стрелочка.
Заряжаясь от стержня,
Отталкивается от него на некоторый угол.

*Меня включают, дети,
В цепь последовательно.
Не меняя ток, заметьте,
Этим, следовательно.
Потому что так ничтожно
В нём сопротивление,
Что для тока невозможно
Изменить значение.

Учитель. Вам сейчас прочитают стихотворение «Электрический скат» (Арсентий Струк) и вы поймёте, как всё-таки опасно ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

*Опасен
Тугой электрический скат.
Он током бьёт рыбу,
Подводный пират.
Ударит – и тут же,
В мгновенье одно,
Успеет вкопаться
В песчаное дно.
Он мастер отменный
Морских маскировок,
И если ему попадётся
Неловок,
Бычок, разомлевший от тёплой воды, -
Бычку не удастся уйти от беды.

Учитель. А чтобы нас пропустили на следующий привал, мы должны прослушать технику безопасности.

Ученик. (сообщение) Мы постоянно находимся в океане электрических разрядов, создаваемых многочисленными машинами, станками и самим человеком.

Запомните меры предосторожности:

  • когда моешь холодильник, меняешь лампочку или предохранитель, отключи общий выключатель в квартире;
  • не держи включенные бытовые приборы в ванной, т.к. там могут быть токопроводящие водяные пары. Радиодинамик или лампочка, подключённые к сети и упавшие в ванну во время купания, вызывают тяжёлые последствия. Розетки не должны быть слишком близко к ванне или раковине:
  • никогда не пользуйся феном или электробритвой, если они мокрые или имеют оголённые токопроводящие концы или детали;
  • не вынимай вилку из розетки, потянув за шнур;
  • не ремонтируй вилки электроприборов с помощью изоленты, а сразу меняй их, если они сломались;
  • не оставляй включённый электроутюг без присмотра, не берись за него мокрыми руками и не гладь, стоя на полу босиком, так как в случае электрического поражения это облегчит проход тока через тело в землю;
  • не закручивай шнур вокруг горячего утюга – от этого может повредиться изоляция провода; прежде чем налить воду в ёмкость отпаривателя утюга, вытащи вилку из розетки;
  • не включай больше одной вилки в розетку – несколько вилок могут вызвать короткое замыкание и пожар;
  • закончив пользоваться удлинителем, сначала выдерни вилку из розетки, а затем уже сворачивай его;
  • обнаруженные оголенные места и обрывы электропроводов надо немедленно ремонтировать; не делай временных соединений проводов, представь выполнение всех работ квалифицированным специалистам;
  • пользуясь любым электроприбором, всегда помни, что поражение электротоком может проявляться в удушье, различных ожогах с повреждением не только кожи, но и нервной системы, параличах дыхательных путей, сердечной мышцы и даже вызвать смерть;
  • при поражении током немедленно отключи общий выключатель или вилку электроприбора. Чтобы избежать риска электрического удара, не прикасайся к пораженному током человеку руками, пока не будет отключен ток, и сухим деревянным или другим токонепроводящим предметом отодвинь его от источника энергии;
  • если случай тяжелый, вызови «скорую помощь»

Ученик. Загадка.

А мы братишки _________(провода),
Соединяем всё всегда.
Ты в руки нас возьми
И нас соедини.

Учитель. Итак, мы прибыли на

Привал №5 – «Электрик»

На доске вы видите электрические схемы. Я читаю вопрос, вы должны найти схему и написать в «Личную карточку» ту букву, которая соответствует вашей схеме.

Приложение 1

Вопросы:

  • В какой схеме можно изменить силу тока.
  • В какой цепи можно лампочку включить из двух разных мест.
  • Где можно измерить силу тока.
  • Какая цепь застрахована от короткого замыкания.
  • Где можно измерить напряжение.
  • В какой схеме ошибка.

Учитель. При правильных ответах должно получиться слово «УМЕНИЕ».

Итак, наше «Восхождение на пик Ома» мы заканчиваем. Следующий

Привал №6 – «Мыслитель»

На магнитной доске вывешены задачи. Звучит музыка.

Учитель. Задачи вы решаете под копировальную бумагу. Один экземпляр вы сдаёте учителю. Если вы решаете 1и 2 задачу, то оценка «4», а если все – «5».

Приложение 2.

Итог урока.

Сегодня в нашем классе
Все физиками стали.
Задачи не из легких
Пришлось ведь нам решать.

Учитель. (Показывает таблички со словами – ЗНАНИЕ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ и подводит итог урока, учащиеся сдают учителю «Личные карточки»).