Урок — деловая игра по экономической и социальной географии в 9-м классе. Тема: "Состояние топливной промышлености на современном этапе, проблемы и перспективы развития"

Разделы: География


Цели урока:

  1. Показать проблемы топливно – энергетического комплекса России,
  2. Наметить пути решения проблем.

Задачи:

  1. Развитие навыков выступления в аудитории, коллективного обсуждения.
  2. Развитие умений высказывать свое мнение.
  3. Развивать интеллект учащихся, воспитывать настойчивость в овладении знаниями (через осуществление отбора самого главного из информации, подкрепляя и иллюстрируя информацию картографическим и цифровым материалом).
  4. Обобщить знания учащихся по данной теме.

Форма проведения урока: Деловая игра в виде заседания Государственной Думы

Категориальный аппарат усвоения: топливная промышленность, отрасли топливной промышленности, проблемы топливной промышленности.

Ценностный компонент урока: значение топливной промышленности в хозяйстве страны, пути решения проблем топливной промышленности.

Оборудование:

  • карты географические,
  • статистические таблицы: “Динамика добычи ископаемого топлива”,
  • образцы угля, нефти,
  • демонстрационные графики с показателями добычи топлива,
  • таблички “Роснефть”, “Газпром”, “Минуголь” (или другие варианты) для проведения игры,
  • раздаточный материал – матрицы для заполнения, иллюстративный материал с изображением угольных шахт и карьеров, нефтяных районов,
  • сводные таблицы с техническими характеристиками нефте – газовых и угольных месторождений.

Подготовка к уроку: предварительно подбирается группа представителей от компаний отраслей топливной промышленности: “Роснефть”, “Газпром”, “Минуголь” из числа учащихся класса. Эти группы готовят доклады для выступления о современном состоянии отрасли, динамике добычи топлива, проблемах использования топлива в хозяйстве страны на основе информации из действующих учебников, периодической печати, телевидения и других СМИ.

Остальным ребятам для участия в игре в роли депутатов Государственной Думы предлагается подобрать вопросы и интересные факты из любых источников по теме урока, подготовить наглядный материал: диаграммы, графики, картосхемы в виде групповых и индивидуальных заданий.

Обстановка в классе должна имитировать зал заседаний Государственной Думы, для чего парты в классе расставляются соответствующим образом.

Учитель, ведущий урок, выступает в роли спикера Государственной Думы.

Для предполагаемых зрителей спикер готовит примерные вопросы, в которых отражены проблемы топливных отраслей на данный момент, но зрители имеют право задавать и свои вопросы по данной теме.

Ход урока

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего сегодняшнего урока, который мы проведем в виде заседания депутатов Государственной Думы России.

Повестка сегодняшнего заседания:

“Оценить современное состояние топливно-энергетического комплекса с целью выявить проблемы и наметить пути решения этих проблем”.

Ведущий: - На сегодняшнем уроке – заседании – я выступаю в роли спикера парламента (представиться).

В мою задачу спикера входит: слежение за порядком выступлений и регламентом работы, а также решение организационных вопросов.

Для ведения протокола заседания избирается секретарь, который по окончании заседания представит письменный отчет о ходе парламентского заседания, а также корреспондент школьной (или иной) газеты, в задачу которого входит написать статью о нашем заседании (выбор корреспондента также на усмотрение спикера).

На нашем заседании присутствуют представители трех важнейших отраслей топливной промышленности - от компаний “Роснефть”, “Газпром”, “Минуголь”, которые сообщат нам в виде докладов о состоянии отраслей топливной промышленности на сегодняшний день.

Прошу занять свои места. Ориентиром служат таблички “Минуголь”, “Роснефть”, “Газпром” (участники рассаживаются по местам).

Для подведения итогов по результатам выступлений и обсуждений нам необходимо создать специальную депутатскую комиссию по выработке государственной стратегии развития топливно-энергетического комплекса (форма выбора комиссии и ее численность из числа оставшихся ребят - на усмотрение спикера).

Кроме того, в задачу депутатской комиссии входит заполнение матрицы для выявления плюсов и минусов в современном состоянии отраслей топливной промышленности (по результатам выступлений), чтобы не субъективно, а методом сравнительного анализа определить наиболее перспективные отрасли топливной промышленности и определить пути развития ТЭК, основываясь на представленных докладах.

Матрица для оценки состояния топливной промышленности

Отрасли Угольная Нефтяная Газовая
Доля в ТЭБ % % %
Экономические плюсы данной отрасли 1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Экономические проблемы данной отрасли 1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Экологические проблемы данной отрасли 1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Социальные проблемы данной отрасли 1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Перспективы развития данной отрасли. 1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

(примечание: единого варианта для заполнения данной матрицы нет).

Спикер:

Предлагается следующий регламент работы:

  1. Выступление докладчиков о значении, современном состоянии и проблемах отраслей (по 5-7 минут).
  2. Прения по проблеме вопроса, где депутаты могут задавать вопросы докладчикам для обсуждения.
  3. Обсуждение в кулуарах вопросов повестки дня.
  4. Подведение итогов сегодняшнего заседания.

Есть поправки или дополнения к плану работы?

Итак, начинаем наше заседание.

История вопроса: Топливно-энергетический комплекс является важнейшим в обеспечении жизнедеятельности любой страны. Особенно для России, в силу ее северного географического положения. В одном из выступлений президента В. В. Путина значение энергетики было приравнено к кровеносной системе всего организма.

Современное производство очень энергоемко, поэтому энергетика всегда опережала прочие отрасли. Состояние энергетики предопределяет экономическое благополучие страны, а, значит и благосостояние каждого человека, потому что топливная промышленность – это источник света и тепла в наших домах, источник энергии машин, источник валюты. В настоящее время благодаря огромным размерам Россия полностью обеспечена топливно-энергетическим ресурсами, причем всеми его видами и в значительных размерах экспортирует свои энергоносители. Доля России в мировых запасах нефти составляет около 13%, природного газа – 34%, угля 12%. (данные могут не совпадать в разных источниках, представить долю мировых запасов России в виде диаграммы). Поэтому решающий критерий разработки полезных ископаемых – экономический, т.е. нужно решить, какие именно из имеющихся месторождений целесообразно и наиболее эффективно разрабатывать. С начала 90-х годов ТЭК захлестнули кризисы. Сократилась добыча нефти и угля, уменьшились темпы роста добычи природного газа. В ряде районов наблюдается дефицит электроэнергии. В чем же дело? Как нам следует развивать топливно-энергетический комплекс страны? Слово предоставляется докладчикам.

Выступление представителей компании “Минуголь”.

Примерный доклад представителей Минугля:

Угольная промышленность – старейшая топливная отрасль. 30 – 40 лет назад она была лидером топливной промышленности в эпоху индустриализации. Но и сегодня это важное звено ТЭК. Раньше уголь почти весь сжигался в топках паровозов, пароходов и теплоэлектростанций. Теперь паровозов и пароходов почти не осталось. Теплоэлектростанции переводятся на нефть и газ. А уголь все больше идет в химическую промышленность как технологическое сырье для производства каучука, пластмасс, красителей, медикаментов, спирта, бензина, удобрений, асфальта, парфюмерных и других ценных продуктов (образцы продукции).

Россия располагает почти третью всех мировых запасов угля. Но размещены они неравномерно – 90% их приходится на Сибирь и Дальний Восток.

Основными угольными базами России остаются – Кузнецкий, Канско-Ачинский, частично Донецкий, возрастает роль Южно-Якутского бассейна как источника экспортного угля в Зарубежье (показать долю бассейнов в общероссийской добыче угля). Они отличаются многими характеристиками – качеством угля (показать образцы разного угля), способами добычи, мощностью пластов, временем эксплуатации, удаленностью или близостью к потребителям. От этого и разная себестоимость угля. (для раскрытия этого вопроса можно “пригласить” работников шахт данных месторождений)

На графике динамики добычи угля видно, что наименьшие объемы добычи угля наблюдались в 90-е годы, а в настоящее время идет медленный процесс увеличения добычи угля. Однако в связи с растущей конкуренцией более дешевых нефти и газа потребление дорогого угля в западной части страны снизилось, и в настоящее время угольная промышленность оказалась в экономическом кризисе, состоящем из ряда экономических, социальных и экологических проблем:

- В большинстве угольных бассейнов требуется коренная модернизация оборудования шахт и разрезов, так как большинство из них по мировым стандартам непригодны для эксплуатации.

- Добыча угля в сложившихся условиях: при устаревшем оборудовании и отсутствии современных технологий - экономически неэффективна.

- Закрытие в европейской части России неэффективных шахт и разрезов, частично Подмосковного, ряда шахт Печорского бассейна.

Экономические проблемы усугубляются экологической обстановкой в районах угледобычи – выбросы в атмосферу, необходимость рекультивации земель, закрепление отвалов пустой породы.

- Закрытие шахт повлечет за собой новый всплеск безработицы, необходимость трудоустройства безработных, по прогнозам около 250-300 человек.

Спикер: Уважаемые депутаты, задавайте свои вопросы докладчикам.

Депутаты задают вопросы и докладчики отвечают. Ответы на вопросы необходимы также для уточнения некоторых вопросов матрицы.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Почему в городах и поселках Иркутской области зимой не хватает топлива для отопления, несмотря на то, что в области имеется своя угольная база - Черемхово)?
  2. Почему не предусмотрено закрытие шахт в азиатской части России? (нет конкуренции дешевого газа)
  3. Какие меры по охране природы необходимы в районах добычи угля?
  4. Каковы способы добычи угля, и какой из них наиболее экономичный?
  5. Коснется ли закрытие шахт в европейской части России Печорского месторождения? (вопрос не решен)
  6. Почему теплоэлектростанции будут переводиться с угольного топлива на нефть и газ? (предполагаемый ответ: уголь обладает менее теплотворной способностью по сравнению с нефтью и газом. К тому же много вредных выбросов в атмосферу. Однако институт горючих ископаемых предложил новую технологию повышения калорийности топлива. Для этого нужны электростанции нового типа – энерготехкомбинаты.)

Спикер:

- Уважаемые депутаты, обсудите свои выводы по данной проблеме и вынесите свое решение по вопросу дальнейшего развития угольной промышленности. (2-3 минуты)

Выступление представителя депутатской комиссии ( в выступлении на основе предварительного обсуждения матричных данных представитель должен высказать мнение комиссии о стратегии развития угольной промышленности)

Спикер:

- Слово для доклада предоставляется представителям нефтяной компании.

Выступление представителей компании “Роснефть”

Примерный доклад “нефтяников”:

По добыче нефти Россия занимает 2 место после Саудовской Аравии. А по запасам –по сообщениям газеты “Труд” - 7 место в мире и составляют лишь 10-11 млрд тонн. Основные базы – Западно-Сибирская, где добывается 2/3 всей нефти, Волго – Уральская;

Все остальные районы нефтедобычи не определяют ситуации в России в целом. Однако нефтедобыча в них оказывает воздействие на развитие самих этих регионов – это как бы районы нефтедобычи “местного” значения.

Перспективные базы – Баренцево-Печорская и о. Сахалин с большими ресурсами на морском шельфе. Крупные запасы обнаружены в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В настоящее время происходит падение добычи нефти (показать на графике динамики добычи – с 569 млн. тонн до 396 млн. тонн). При резком сокращении добычи нефти сократился и ее вывоз из России в страны СНГ. По оценкам экспертов доходы от продажи нефти в 2004 году составили примерно 74 млрд. долларов (в 2003 году – 60.7 млрд. долларов). Наиболее ценные месторождения уже выработаны. Самый дешевый способ добычи нефти – фонтанный, уже применять нельзя, а надо использовать более сложные технологии.

Спикер:

- Уважаемые депутаты, задавайте свои вопросы докладчикам.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Каковы причины снижения объемов добычи нефти? Как это может сказаться на экономическом состоянии России?
  2. Какие принимаются меры для обеспечения безопасной транспортировки нефти?
  3. Дмитрий Иванович Менделеев говорил, что “…сжигать нефть, все равно, что сжигать ассигнации”. Что он хотел этим сказать?
  4. Какие способы добычи нефти знаете, и какие из них наиболее экономичные?
  5. Как вы оцениваете снижение добычи нефти – положительно или отрицательно?
  6. С какими трудностями будет связано освоение новых месторождений и как это скажется на ее себестоимости?
  7. Можно ли заменить нефть в хозяйстве страны?
  8. Что экономически выгоднее – транспортировка по нефтепроводам или танкерами?
  9. Как сказывается снижение добычи нефти на странах Ближнего Зарубежья?
  10. Как сказывается на себестоимости нефти транспортировка по нефтепроводам с экологической и экономической точки зрения?
  11. Каковы проблемы переработки нефти в России? (отсталая технология по сравнению с развитыми странами)
  12. Какова ресурсообеспеченность нефтью в России? (при запасах 10 млрд тонн и ежегодной добыче в 300-350 млн. тонн нефти хватит на 30-35 лет).

Спикер:

- Уважаемые депутаты, обсудите свои выводы по данной проблеме и вынесите свое решение по вопросу дальнейшего развития нефтяной промышленности. (2-3 минуты)

Выступление представителя депутатской комиссии (в выступлении на основе предварительного обсуждения матричных данных представитель должен высказать мнение комиссии о стратегии развития нефтяной промышленности)

Спикер:

- Слово предоставляется представителям компании “Газпром”.

Примерный доклад “газовиков”:

Ггазовая промышленность – единственная отрасль, которая последние 10-15 лет стабильно развивается, в которой производство не снижается, а наоборот, за 30 лет возросло в 6 раз и составило 600-610 млрд м. (показать на графике динамики добычи газа). По добыче и запасам газа Россия занимает 1 место в мире. Это самый дешевый (добыча в 2 раза дешевле нефти) и экологичный вид топлива, так как меньше всех загрязняет атмосферу по сравнению с другими видами топлива.

Значение газа в хозяйстве определяется тем, что это ценное химическое сырье (схема продукции из любого школьного учебника органической химии). Россия является главной базой снабжения газом Ближнего Зарубежья (Украина, Беларусь), стран Балтии, европейских стран, то есть является источником валютных поступлений для России.

Всего в России 700 разведанных месторождений во всех регионах России, но почти все они незначительны, поэтому основных газодобывающих баз немного и территориально они совпадают с нефтяными – это север Тюменской области, где имеется гигантское месторождение триллионер – Уренгой. Эта база дает 90% всего газа. Остальная добыча почти вся приходится на Оренбуржье и Коми.

Ближайшие перспективы газовой промышленности связаны с освоением месторождения Ямал, но природные условия там еще более суровы, чем на разрабатываемых месторождениях – находится за полярным кругом, соленый неустойчивый грунт, летом – болото, добраться можно только зимой. Все это осложняет освоение нового района, требующего огромных капиталовложений. Из других перспективных месторождений отметим шельф Баренцева моря и Вилюйскую котловину в Якутии.

Таким образом, в развитии газовой промышленности прослеживается та же закономерность, что и в нефтяной: для поддержания уже достигнутого уровня добычи , а тем более его увеличения, необходимо осваивать месторождения все более удаленные, находящиеся во все более суровых природных районах и поэтому менее эффективные, так как требуют больших затрат на освоение и охрану природы.

Надо помнить о невозобновимости этих ресурсов и стараться использовать их с максимальной эффективностью. Транспортировка газа осуществляется по системе газопроводов (показать на схеме) на запад, которые имеют общие центры управления, что позволяет менять направления передачи газа и обеспечивать равномерную подачу газа ( например, зимой газа требуется больше). в отличие от нефти для газа можно создавать газохранилища в крупных городах, но наша страна не владеет технологией сжижения газа.

Спикер:

- Уважаемые депутаты, задавайте свои вопросы докладчикам.

Примерные вопросы для газовиков:

  1. С какими трудностями связано современное освоение газовых месторождений Ямала? Как это повлияет на себестоимость газа?
  2. Почему Россия испытывает трудности в поиске торговых партнеров?
  3. Почему газовое топливо экономичнее угольного?
  4. Какая существует опасность эксплуатации газа на предприятиях народного хозяйства? (опасность связана со взрывами на шахтах и в быту – требуется предельная внимательность и осторожность)
  5. Может ли газ обеспечить всю потребность народного хозяйства в топливе?

Спикер:

- Уважаемые депутаты, обсудите свои выводы по данной проблеме и вынесите свое решение по вопросу дальнейшего развития газовой промышленности. (2 – 3 минуты)

Выступление представителя депутатской комиссии (в выступлении на основе предварительного обсуждения матричных данных представитель должен высказать мнение комиссии о стратегии развития газовой промышленности)

Спикер:

- Мы выслушали выступления докладчиков, прояснили некоторые вопросы, теперь настало время подведения итогов по матрицам и по предыдущим выступлениям. Обсудите дальнейшие пути развития наиболее и наименее перспективных отраслей топливной промышленности. (1-2 мин)

Спикер:

- Слово предоставляется представителю депутатской комиссии

Выступление депутатов, в которых указаны общие пути стратегии развития топливных отраслей с учетом пожеланий докладчиков.

Спикер:

- Мы заслушали выступление комиссии по стратегии развития топливно-энергетического комплекса, выслушали пожелания представителей топливных отраслей, я думаю, что депутаты при разработке стратегии развития учтут эти пожелания, а я отмечу - отличное выступление…

- Обстоятельные ответы…

- Интересные вопросы…

(далее оценка выступлений и качество подготовки к уроку).

Мы продолжим обсуждение данной темы на следующем уроке. Каждому депутату предлагается папка с краткими тезисами заседания (на карточке указаны термины, которые надо истолковать и составить кроссворд по указанной теме).

Всем спасибо. На этом наше заседание закончено.