Методика работы над составом слова

Разделы: Начальная школа


Методика работы над составом слова.

Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной.
Трудна она потому, что успешное и действенное усвоение понятий морфем предполагает наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы делать самостоятельно о осознанно выводы и обобщения.
Важна тема « Состав слова» потому, что упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения по словообразованию служат незаменимым средством развития логического мышления и речи учащихся; изучение теоретического материала по составу слова обогащает ученика определенными знаниями о языке, что имеет большое образовательное значение; только на основе усвоения теоретических знаний по составу слова и на основе приобретения умений и навыков в анализе слов и словообразовании учащиеся начинают постепенно осознавать, почему именно так, а не иначе пишутся слова, то есть начинают познавать закономерности в правописании. Следовательно, изучение состава слова служит цели сознательного усвоения орфографии, что ведет к прочной грамотности в письме, так как большинство правил правописания связано с морфологическим составом слова.
Вводить определение понятия « корень» нужно с установления смысловой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для наблюдения. После этого слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, который затем анализируется с целью выяснить, насколько глубоко поняли его учащиеся. Так же можно провести беседу о корне слова:

«Все на свете из чего – нибудь состоит: облака – из капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений. А предложения – из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». Самый главный из них – корень.
Что же обозначает слово корень? Его употребляют, когда говорят о чем – то важном, главном « Смотри в корень!», то есть « Выдели самое главное».
Что надо сделать, чтобы найти в слове корень:

1. подобрать однокоренные слова;
2. сравнить их;
3. выделить общую для них часть.

Для успешного усвоения учащимися понятия « корень» необходимо научить их устанавливать смысловые связи между однокоренными словами.

При ознакомлении учащихся с определением понятия « окончание» надо раскрыть как формальный его признак ( изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль ( служит для связи слова с другими словами). Сделать это можно так:

1. Комментируемая запись текста:

Книга.
Книга – твой друг и учитель. В книге много интересного и полезного, с книгой дружи, не пачкай, не рви.

2. Подчеркнуть в тексте слово, которое встречается чаще других ( т.е подчеркнуть все формы слова книга).
3. На основе наблюдения делается вывод о том, что слово книга в предложении изменяется ( формы слова образуются изменением слова).
4. Учащиеся находят изменяемую часть во всех формах слова книга:
Книга, книге, книгой, книгу.
5. Учитель сообщает, что изменяемая часть слова называется окончанием.

Подводится итог. Формулируется определение « окончание», подтверждается чтением правила из учебника.

Таким образом, при ознакомлении учащихся с определением понятия « окончание» надо раскрыть как формальный признак, так и синтаксическую роль.

Определение понятий « приставка» и « суффикс» целесообразно давать одновременно, так как это части слова с помощью которых образуются от данных слов новые слова. В этом их смысловая роль и сходство. Различие их в том, что приставка стоит перед корнем, а суффикс – после корня. Наличие такого сходства и различия говорит не только о возможности, но и о целесообразности рассматривать их одновременно и в сравнении.

Ознакомление с определениями этих понятий можно провести следующим образом:

1. Записывается предложение.
Заморозки – это легкие утренние морозы весной или осенью.
2. Выписывают однокоренные слова: причем окончание учащиеся находят устно и при записи слов отделяют от остальной части слова рамочкой.
заморозки
морозы
3. Выделяется корень. Смысловая связь однокоренных слов установлена в самом предложении.
4. Путем сравнения однокоренных слов выясняется, что в одном из них ( морозы) только корень и окончание, а в другом ( заморозки) кроме корня и окончания есть еще части слова: одна ( за -) стоит перед корнем, другая ( - к -) после корня.
Учитель сообщает, что часть слова, которая перед корнем, называется приставкой, часть слова, стоящая после корня, перед окончанием, называется суффиксом.
5. Сравнивать слова морозы и заморозки, чтобы выяснить, для чего служат приставки и суффиксы ( они образуют новые по смыслу слова).
Чтобы словообразующая роль приставок была усвоена сознательно, необходимо в процессе упражнений, там, где это возможно, проиллюстрировать значение их в слове. Например:

Ученик выходит из класса.
Ученик подходит к классу.
Ученик отходит от стола.
Ученик обходит стол.

Словообразующую роль суффиксов очевиднее, а потому доступнее, чем роль приставок. Достаточно образовать слова с помощью суффикса – ник- , от слов « печь, огород, сад, сапог», чтобы учащиеся поняли, что суффикс совершенно изменяет значение исходного сова и образует новые слова.

Такая методика ознакомления учащихся с основными теоретическими сведениями по теме « Состав слова», даст им возможность как можно лучше разобраться и усвоить материал.