Введение
Технология подготовки победителей олимпиады «Психология в экономике и управлении». Основная задача школы – раскрыть индивидуальность ученика, помочь ему развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Вне обучения развитие невозможно. Сегодня многие психологи сходятся в том, что только индивидуализация позволит решить эту проблему. Причем не просто индивидуализация, а индивидуализация интеллектуального развития личности на основе учета своеобразия познавательного опыта. Таким образом, занимаясь развитием интеллекта, мы тем самым занимаемся личностью целостно.
В каждом человеке заложена способность, толкающая его на реализацию своих возможностей. Обращение к индивидуальному познавательному опыту учащихся, их ведущим сенсорным каналам позволяет получить более реальную картину восприятия информации . Если ученик , перерабатывая информацию , находит свои образы, символы, метафоры, сюжеты, то информация сохраняется и воспроизводится достоверно, прочно усваивается. Способы восприятия и переработки получаемой в процессе обучения информации, особенности мышления, памяти, речи, эмоций школьников зависят от того, какое из полушарий головного мозга приобретает у них ведущее значение:
Психофизиологические особенности учащихся.
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Центры чтения, письма, счёта. |
Центр образных жестов, иероглифов |
Центр математических способностей. |
Восприятие геометрических образов. |
Положительные эмоции (видение мира весёлым, лёгким) |
Отрицательные эмоции (видение мира мрачным). |
Оценка временных отношений |
Оценка пространственных отношений. |
Установление сходства |
Установление различий |
Восприятие детальное, последовательное |
Восприятие целостное, одновременное |
Мышление логическое, абстрактное |
Мышление невербальное, образное. |
Произвольные двигательные функции |
Непроизвольные двигательные функции |
Запоминание имён, слов, символов. |
Запоминание конкретных событий, узнавание лица людей. |
Гипотеза: если давать знания, учитывая психофизиологические особенности учеников, то возможно подготовить победителей олимпиады из числа посредственных учеников обучающихся на 3 и 4.
Для подготовки к олимпиаде взяла желающих учеников, обучающих на 3 и 4, ранее не участвующих в олимпиадах. Работу начала с диагностики. Провела тест Айзенка «Исследование вербального интеллекта», диагностику ведущего полушария и канала восприятия (визуал, кинестет, аудит).
Знание специфических функций полушарий мозга и модальностей ученика позволяет выработать адекватную тактику обучения .Не учитывая индивидуального познавательного опыта ребенка, непродуктивно его используя, можно занизить планку развития личности. Создать условия для успешного обучения – значит наполнить жизнь ученика событиями, в которых приобретается и анализируется новый опыт, проверяется приобретённый навык, идет поиск лучшего способа деятельности.
Программа по подготовке старшеклассников к олимпиаде «Психология в экономике и управлении».
Пояснительная записка.
Психология в экономике и управлении - наука принадлежит к числу самых сложных и важных сфер человеческого знания. Важно научить учащихся видеть значение и влияние «человеческого фактора» в экономических сферах: потребительское поведение, распределение бюджета, торговля, реклама, маркетинг, с которыми ему постоянно приходится встречаться в повседневной жизни. Учитывая остроту вопросов межнационального взаимодействия в экономике (рост транснациональных корпораций, международная торговля ), необходимо уделять внимание пониманию школьниками психологических характеристик традиций. Этнических норм других народов, проявляющихся в экономической сфере, в деловых и межличностных контактах.
Целью программы является оказание помощи старшеклассникам в подготовке к олимпиаде, привлечение к знаниям по психологии и их применение в практических областях, в различных сферах экономической деятельности и управления.
Задачи реализации программы состоят в том, чтобы учащиеся:
- составили целостное представление о психологии в области экономики и управлении,
- освоили ключевые понятия психологических аспектов.
- познакомились с новыми методами и приёмами современного менеджмента, передовыми технологиями управления персоналом.
Методы ведения занятий выбирались, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов учебной работы на занятиях включает, кроме информирования, применение диагностических методик, дискуссию, беседу, психотехнические приёмы.
Ожидаемым результатом проведения занятий для старшеклассников станет ускоренное и оперативное освоение всего того, что им необходимо для экономической социализации.
Объём программы составляет 16 часов.
Тематический план учебного курса
«Психология в экономике и управлении».
Название тем занятий |
часы |
1.Отбор учащихся тест Айзенка |
1 |
2. Диагностика ведущего полушария, канала восприятия (визуал, аудит, кинестет). |
1 |
3. Введение в психологию, экономику (изучение терминов) |
1 |
4. Знакомство с великими психологами, экономистами (Ф.И.О, где родился, его вклад в науку.) |
1 |
5.Основы психологии : психические процессы и свойства личности. |
1 |
6.Личность в экономике: экономические роли, потенциалы деловой активности, мотивы, самооценка в их управленческом и экономическом значении. |
1 |
7.Человек в организации: организация и коллектив. |
1 |
8.Психология руководства и лидерства в экономической структуре. |
1 |
9.Психология предпринимательства, психологический портрет предпринимателя. |
1 |
10.Психология поведения потребителя : маркетинг, брэнд товара и фирмы. |
1 |
11.Психология собственности и денег : виды собственности, типология собственников, «денежные» типы личности. |
1 |
12.Психология рекламы. |
1 |
13.Психология делового взаимодействия :этика делового общения, сотрудничество и конфликты с партнёрами. |
1 |
14.Человек в мире профессий: Типы профессий, требования к ним. |
1 |
15.Этнопсихологические аспекты мировой экономики: национальные особенности экономического поведения и делового общения. |
1 |
16.Аутогенная тренировка, установка на успех. |
1 |
Этим экспериментом занимаюсь 3 года .
Результаты эксперимента:
год |
Место индивидуальное |
Групповое в городе |
2005- 2006 уч.г. |
1 место |
4 место |
2006- 2007 уч. г. |
1 место в городе, ездили в Иркутск для участия в областной олимпиаде. |
1 место |
2007- 2008 уч. г. |
2 место |
2 место |
Таким образом, зная психофизиологические особенности и учитывая их в процессе обучения возможно подготовить победителей олимпиады из числа средних и посредственных учеников. Важно видеть механизмы, задействованные учениками при освоении тех или иных знаний, определить наличие у учеников таких личностных механизмов, которые бы помогли усвоить учебный материал.