Урок-аукцион по химии в 8-м классе "Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических веществ»"

Разделы: Химия


«В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли»

А.С. Макаренко

Большим интересом у учащихся пользуются уроки, проведённые в игровой форме. Польза и
целесообразность сочетания обучения химии с игрой, особенно в 8–9 классах, несомненны. Во время игры учащиеся познают новые факты, повторяют, обобщают изученный материал в увлекательной форме, соревнуясь друг с другом.

Организация урока

Урок проводится в конце учебного года после изучения классификации и свойств основных классов неорганических веществ в свете ТЭД и окислительно-восстановительных процессов. Для его проведения выбрана форма игрового химического аукциона (сокращённо ИХА). Учитель выступает в роли спикера, используя при этом молоток и гонг (его можно заменить барабаном). Желательно присутствие жюри, в его состав могут войти представитель администрации школы, второй учитель химии, старшеклассники (победители олимпиад, конкурсов, ученики, хорошо знающие предмет). Задания для участников ИХА, оформление кабинета готовит учитель, ведущий урок, при участии инициативной группы учащихся. Для ведения учёта результатов конкурсов из инициативной группы выбирают двух ассистентов-старшеклассников. Готовятся наградные жетоны разного цвета (красного, синего, зелёного), эмблема урока, например, сова –символ мудрости, лабораторное оборудование и реактивы для проведения эксперимента.
Каждый ученик класса при входе в кабинет химии перед началом урока получает эмблему со своим номером (как на аукционе).

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: урок-состязание в форме игрового химического аукциона

Цели урока: с помощью интеллектуальной игры обобщить и закрепить знания учащихся об основных классах неорганических соединений; проверить глубину и осознанность научных знаний, умение их применять, проводить химический эксперимент; научить выделять главное, сравнивать и обобщать, логически мыслить, находить решение нестандартных задач. Осуществить межпредметные связи химии с биологией, физикой, историей.

Оборудование: эмблема урока «Мудрая сова», наградные жетоны трёх уровней (красные, синие, зелёные), молоток, барабан или гонг, эмблемы с номерами участников по количеству учеников в классе, 12 стаканов ёмкостью 200 мл, фенолфталеин, 6 ложек, питьевая сода, лимонная кислота, сахар, вода в колбах, растворы гидроксида натрия, соляной и серной кислоты, медь, три спиртовки, спички, штатив с пробирками, держатели для пробирок, чёрный ящик с поваренной солью, голубая шкатулка с гвоздём, трибуна из семи стульев с крупными буквами ЗНАТОКИ (на каждом стуле прикреплена одна буква).

План проведения урока-состязания

1. Вступительное слово учителя-спикера.
2. Лот № 1 – «Имя в истории химии».
3. Лот № 2 «Химический бумеранг».
4. Лот № 3 – «Волшебником может быть каждый» (экспериментальный).
5. Лот № 4 – «Чёрный ящик».
6. Подведение итогов членами жюри и объявление знатоков химии, занимающих трибуну «ЗНАТОКИ».
7. Лоты для знатоков: а) «Семь пядей во лбу»; б) «Расследование ведут знатоки».
8. Групповой конкурс «Голубая шкатулка».
9. Подведение итогов членами жюри, выявление трёх лучших знатоков химии, их награждение.

Информация о каждом конкурсе может быть представлена в виде слайда на электронном носителе или в красочно оформленном конверте.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя-спикера: Здравствуйте, дорогие участники игрового химического аукциона! Я приветствую вас в кабинете химии, где мы собрались для того, чтобы сегодня подвести итоги вашей работы по теме «Основные классы неорганических веществ», обобщить знания по данному разделу. Но я сегодня – не просто ваш учитель, а спикер, ведущий аукцион. У меня есть необходимые атрибуты – молоток и гонг. Вы – не просто ученики, а участники необычного аукциона – аукциона знаний! У каждого из вас на груди номер, под которым вы будете выступать, пытаясь, и я надеюсь, успешно, выиграть лоты, предложенные на сегодняшний аукцион. Жюри (учитель представляет членов жюри) будет подводить итоги, выдавая вам наградные жетоны трёх уровней разного цвета (красного – за наибольшее число набранных баллов, синего и зелёного – соответственно за меньшее число баллов). Эмблемой нашей встречи будет «СОВА» – символ мудрости, который поможет вам сегодня проявить себя знатоком химии. Итак, внимание! Мы начинаем. (Приложение 1)

Лот № 1 «Имя в истории химии»

Максимальное число баллов, которое вы можете набрать, – 3, при условии, что по первой же
подсказке называете имя учёного-химика. При использовании второй подсказки – на один балл меньше и т.д. У спикера для каждого учёного имеется три подсказки. Учитель ведёт конкурс по принципу аукциона, используя молоток и гонг. После ответов участников аукциона демонстрируется портрет каждого учёного. Итоги подводит жюри, ассистенты выдают за правильные ответы соответствующие жетоны (красный – 3 балла, синий – 2 балла, зелёный – 1 балл).

Имя первое

3 балла. Ему принадлежат слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие...»
2 балла. Родился в 1711 году в крестьянской семье, пешком пришёл в Москву, чтобы получить образование.
1 балл. Разработал корпускулярную теорию строения веществ.

(Михаил Васильевич Ломоносов)

Имя второе

3 балла. Родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора гимназии, был семнадцатым ребёнком в семье.
2 балла. Изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. Поднялся один на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.
1 балл. Стал автором знаменитого учебника «Основы химии», который только при его жизни выдержал 8 изданий.

(Дмитрий Иванович Менделеев)

Имя третье

3 балла. Учился в старинном университете города Упсала, где серьёзно занимался изучением физики, хотя лекции по химии тоже посещал охотно.
2 балла. В 1903 году был удостоен Нобелевской премии за чрезвычайные заслуги в развитии химии.
1 балл. Решил одну из важнейших проблем химии: выяснил природу растворов электролитов.

(Сванте Август Аррениус)

Имя четвёртое

3 балла. Правильно определил формулы таких важных соединений, как аммиак, оксиды азота, сероводород, углекислый газ, метан.
2 балла. Установил, что такие простые газообразные вещества, как азот, кислород, водород, существуют в виде двухатомных молекул, а не атомов.
1 балл. Число 6,02 • 10 23 называют по его фамилии.

(Амедео Авогадро)

Лот № 2 – «Химический бумеранг»

Учитель: Бумерангом обычно называют метательное орудие в виде изогнутой палки (учитель показываетего модель из картона), при искусном броске возвращающееся обратно к бросившему. Я буду задавать вам вопросы и надеюсь, что правильные ответы на них быстро вернутся ко мне, как бумеранг. За каждый правильный ответ вы получаете 3 балла, за неполный ответ жюри даст меньшее число баллов.

1. Относится ли вещество Na2O2 к оксидам? (Нет, степень окисления кислорода равна – 1).

2. Какой вкус имеют разбавленные растворы оснований? (Горький).

3. Если растереть в ступке таблетку фенолфталеина, добавить несколько гранул щёлочи, то между этими веществами реакция не идёт. Что надо сделать, чтобы она произошла? (Налить в ступку воду).

4. Отвары каких растений можно использовать в качестве индикаторов? Почему? (Отвары чёрной смородины, столовой свеклы, шелухи подсолнуха, черники, краснокочанной капусты).

5. Какую кислоту называют «купоросное масло» и почему? (Со времён алхимиков так называли серную кислоту из-за её масляного вида и в связи с тем, что её получали из железного купороса).

6. В минеральной воде бурлит, в топочном газе летает, растениям пользу несёт, пожар затухать заставляет. О каком веществе идёт речь? К какому классу веществ оно относится? (Углекислый газ, класс оксиды).

7. Какая кислота содержится в желудочном соке человека и какова её роль? (Соляная кислота. В её присутствии фермент пепсин хорошо расщепляет белки).

8. В архиве пожарной части города Бенд (США) хранится запись о пожаре, вызванном снегом. Возможно ли это? (Возможно, если снег попал в яму с негашёной известью. Под действием жидкой воды, образующейся из снега, начнётся экзотермическая реакция образования гашёной извести, причём может выделиться так много теплоты, что возникнет пожар).

9. Что общего между мелом, скелетом человека и гипсом? (В их состав входит элемент кальций в виде солей: соответственно CaCO3, Ca3(PO4)2, CaSO4.)

10. На кожу ваших рук попал раствор едкого натра. Каковы ваши действия? (Промыть проточной водой, обработать 2%-раствором борной или уксусной кислоты, при необходимости обратиться к врачу.)

Лот № 3 – Волшебником может быть каждый»

Учитель: Это экспериментальный конкурс, в ходе которого проверяются не только ваши теоретические знания, но и практические умения и навыки.

1. В трёх стаканах находятся вода, раствор серной кислоты и раствор гидроксида натрия. Используя только раствор фенолфталеина, распознайте, где находится вода. (В каждый стакан капнуть несколько капель фенолфталеина, в растворе щёлочи будет малиновое окрашивание, этот раствор разлить в два стакана, добавить в них жидкости из двух первых стаканов. При приливании раствора кислоты окраска исчезает, при приливании воды остаётся).

2. Кто быстрее и вкуснее приготовит шипучку? У вас есть вода, лимонная кислота, сахар, пищевая сода, стакан с ложкой. (Приглашаются первые три ученика, пожелавшие посоревноваться на скорость приготовления и качество напитка. Члены жюри оценивают действия учащихся и напитки, приготовленные ими. Победителю задают вопрос о химических процессах в стакане).

3. Как, имея раствор соляной кислоты и медь, получить раствор хлорида меди (II)? (Нагреть медь в пламени спиртовки, на поверхности появится чёрный налёт оксида меди(II). Опустить образец меди в раствор НСI и нагреть до появления голубого цвета раствора.)

Лот № 4 – «Чёрный ящик»

Ассистент вносит чёрный ящик, внутри которого находится вещество, которое учитель представляет следующим образом: Без этого вещества нет жизни. Из-за него у древних народов нередко бывали войны. Во многих странах оно заменяло деньги, в Китае ХIII века из него делали монеты. Это вещество было символом гостеприимства. Назовите его. При необходимости используется подсказка: служит для консервирования мяса, рыбы, овощей. (Поваренная соль.)

Объявляется дополнительный конкурс, посвящённый поваренной соли:

– Почему поваренную соль часто называют «белой смертью»? (Она нарушает водообмен, её избыток вызывает нарушение деятельности почек, сердечно-сосудистые заболевания.)

– Почему трещит и «разбрызгивается» сухая, особенно крупная, поваренная соль, если её бросить на горячую сковородку? (Кристаллы NaCI имеют внутри полости, заполненные раствором, из которого соль выкристаллизовалась. Чем крупнее кристаллы, тем больше в них жидкости. Вскипающая на сковородке вода «взрывает» кристаллы).

– Откуда человек добывает поваренную соль? (Со дна испарившихся соляных озёр. У нас в стране это в первую очередь озёра Эльтон и Баскунчак.)

Жюри подводит итоги лота №4 и окончательные итоги, называя номера участников, набравших наибольшее число баллов. Семеро учащихся – победителей ИХА – занимают в центре кабинета почётную трибуну «ЗНАТОКИ».

Лот № 5 – «Семь пядей во лбу» (для знатоков)

Учитель в роли спикера предлагает учащимся семь заданий. Они отрывают по одному лепестку с заданием из красочно сделанной из цветной бумаги ромашки и в течение семи минут пишут ответ на своём лепестке. Жюри рассматривает их ответы, знакомит с ними остальных учащихся, выдаёт наградные жетоны соответствующего цвета знатокам.

Вопрос на лепестке ромашки: предложите не менее семи способов получения соли хлорида магния, запишите уравнения реакций.

(1. Mg + CI2 ––> MgCI2;
2. Mg + 2HCI ––> MgCI2 + H2;

3. Mg + CuCI2 ––> MgCI2 + Cu;
4. MgO + 2HCI––> MgCI2 + H2O;
5. Mg(OH)2 + 2HCI––> MgCI2 + 2H2O;
6. MgCO3 +2 HCI––> MgCI2 + H2O + CO2;
7. MgSO4 + BaCI2 ––> MgCI2 + BaSO4).

В это время среди остальных участников аукциона разыгрывается специальный лот «Голубая шкатулка». Ассистент выносит шкатулку, в которой находится некий предмет. Участникам ИХА надо его определить. Они объединяются в группы согласно буквам на эмблемах (А, Б, В, Г). Учитель в роли спикера предлагает последовательно обсудить в группах следующие вопросы:

1. Содержание в земной коре элемента, из которого состоит данный предмет, составляет 4,2%. В
самородном виде он практически не встречается, но из него люди создали множество предметов , ставших для нас привычными. Один из них лежит в шкатулке. Этот предмет есть у вас дома и не в единственном числе. Назовите его.
2. Элемент, из которого сделан этот предмет, жизненно необходим человеку, он входит в состав
гемоглобина, обеспечивая транспортировку кислорода в организме.
3. Широко используется в строительстве. (Гвоздь).
Конкурс проводится в режиме аукциона. Жюри выдаёт специальный приз группе-победителю.

Лот № 6 – «Расследование ведут знатоки»

– Сейчас нашим знатокам предоставляется возможность выиграть лот, где надо проявить недюжинную смекалку и сообразительность. После этого мы узнаем имена трёх лучших знатоков химии среди всех участников аукциона. Задания для знатоков:

1. Расшифруйте необычное послание (спикер демонстрирует транспарант с надписью): Au N AI Ne In Eu – Se I Li Ar. (Знание – сила).

2. Найдите потерявшихся родственников из четырёх семейств, назовите эти семейства и их членов: CO2, HNO3, H2SiO3, KOH, CaOHCI, Fe2O3, AIBr3, HMnO4, Ba(OH)2, CaCO3. (Семейства: оксиды – CO2, Fe2O3; кислоты – HNO3, H2SiO3, HMnO4; основания – KOH, Ba(OH)2; соли – CaOHCI, AIBr3, CaCO3.)

3. Три приятеля – Алюминий, Калий, Азот – поздно возвращались домой, неожиданно на них напал грабитель Хлор, который потребовал выложить кошельки с электронами. Как вы считаете, какой из приятелей легче всех расстался с кошельком, а какой дал нахалу полный отпор и кошелёк не отдал? Дайте обоснованный ответ. (Легче всех расстался с электронами Калий, а не отдал их Азот).

После подведения итогов жюри называет трёх победителей по итогам всего урока, вручает им дипломы и призы. Учитель объявляет оценки учащимся с соответствующими комментариями.