Тема: «Защита информации. Правовая охрана программ и данных».
Цель урока: ознакомление учащихся с необходимостью защиты информации, с документами, определяющими права на компьютерную информацию, и нормативными актами, охраняющими данные права, уголовной ответственностью за компьютерные преступления; привлечение особого внимания к моральной ответственности за компьютерные преступления, т.к. часть из них не подвергается наказанию, но имеет серьезные последствия.
Форма урока: Лекция с применением современных технологий: компьютерной презентации и компьютерного тестирования, элементы диспута по оценке последствий несанкционированного доступа к информации и её порчи.
План урока:
- Повторение: роль информации в современном обществе, информация и компьютер, программно-аппаратная защита информации.
- Авторское право, его суть и законодательные акты (учитель обществознания.), предмет авторского права в применении к компьютерной информации.
- Компьютерные преступления и их последствия. Уголовные наказания за компьютерные преступления. (учитель обществознания).
- Закрепление материала урока с использованием компьютерного теста.
ХОД УРОКА
I. Повторение
1. Роль информации на современном этапе развития общества
Проводится в виде опроса учащихся по следующим вопросам:
- Предмет информатики.
- Как развивались средства обработки информации.
- Роль информации в современном мире. Что такое информатизация общества.
Из ответов учащихся делается вывод о роли информации как ресурса развития производства и общества и о расширении сфер применения компьютерной техники как средства обработки информации и, как следствие этого, необходимость защиты информации, приводятся примеры из различных областей деятельности (банковское дело, бухгалтерские документы, научные исследования).
2. Информация и компьютер
Учащимся предлагается вспомнить по конспекту
предыдущих уроков, с какой информацией работает
компьютер, и какие существуют технические и
программные средства защиты информации,
используемой компьютером.
Информацию, используемую компьютером можно
разделить на группы:
ПРОГРАММЫ |
ДАННЫЕ |
|
привнесённые |
созданные |
|
Покупка копирование INTERNET |
3. Программно-аппаратная защита информации
Одним из основных нарушений, связанных с использование информации, является её нелегальное копирование. Для защиты информации используются следующие средства
Программные Программный код, который теряется при копировании. |
Аппаратные Аппаратный ключ, подключаемый к параллельному порту (устаревает). |
(Обратить внимание учащихся на признаки нелицензионного, вспомнить условно-бесплатное ПО)
Обсудить с учащимися средства, применяемые ими
для защиты доступа к информации, хранимой на их
компьютерах. (пароли и права доступа, защита от
программ-вирусов)
Для перехода к следующей части урока еще раз
обратить внимание на то, что компьютер
использует в своей работе программы и файлы с
данными и именно они являются объектами
авторского права.
II. Авторское право
1. Авторское право. Его суть и законодательные акты
При проведении интегрированного урока эту часть проводит учитель обществознания. Если урок проводится только учителем информатики, данную часть можно поручить подготовить учащимся в виде сообщения с показом слайдов. (Приложение 1, слайд 1)
Авторское (как и патентное) право — отрасль
гражданского права, регулирующая
правоотношения, касающиеся интеллектуальной
собственности. История авторского права
насчитывает всего то около четырех веков.
Начиналось все это так.
В 1557 году английская королева Мария Тюдор издает
указ о том, что одна из британских типографских
гильдий (Stationers Company) наделяется монополией на
книгопечатание и книготорговлю в стране.
Согласно этому указу, книготорговец,
принадлежащий к этой гильдии, купивший книгу у
автора и зарегистрировавший ее в специальном
реестре, становился полноправным владельцем
права на печатание (дословный перевод слова
copyright).
А как же обстояло дело с защитой прав самих
авторов? Упомянутый указ английской королевы
Марии Тюдор отнюдь не был направлен на защиту их
интересов, и писателям пришлось вести борьбу за
право на созданные ими произведения еще добрых
сто пятьдесят лет.; Резкие выступления Даниэля
Дефо, автора "Робинзона Крузо", в защиту прав
писателей были услышаны английским парламентом
и привели к принятию в 1710 году законодательного
акта, ставшего прообразом современных законов об
авторских правах. Этим законодательным актом
права на литературное произведение закреплялись
за его автором, правда, лишь на 14 или на 28 лет.
После окончания этого срока произведение
становилось общественным достоянием. (Приложение
1, слайд 2)
В 1886 году 14 странами была подписана Бернская
конвенция об охране литературных и
художественных произведений. Она
предусматривала охрану прав автора, как на его
родине, так и на территории государств,
подписавших конвенцию. В 1952 году была подписана
Всемирная (Женевская) конвенция о защите
авторских прав. В соответствии с этой конвенцией
законы об авторском праве, действующие на
территории одного государства, распространялись
не только на своих, но и на иностранных авторов.
Обе эти конвенции были пересмотрены в 1971 году и
действуют до сих пор. (Приложение
1, слайд 3)
Система источников авторского права в
Российской Федерации в настоящее время
представляет достаточно целостную совокупность
законодательных актов, регулирующих авторские
отношения, связанные с созданием и
использованием произведений науки, литературы и
искусства.
Законодательные акты:
– Конституция Российской Федерации (1993), ст 44
которой гарантирует каждому свободу
литературного, художественного, научного,
технического и других видов творчества, а также
охрану законом интеллектуальной собственности;
– Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»
от 09.07.93 г .С принятием указанного закона в стране
создана современная правовая основа для
регулирования авторских отношений, учитывающая
международные конвенции и соглашения;
– Закон Российской Федерации «О правовой охране
программ для электронных вычислительных машин и
баз данных» от 23.09.92 г., в котором законодательно
за креплено положение, что программы для ЭВМ и
базы данных относятся к объектам авторского
права В частности, программам для ЭВМ
предоставляется правовая охрана как
произведениям литературы, а базам данных — как
сборникам;
– Уголовный кодекса Российской Федерации
(уголовная ответственность за нарушение
авторских и смежных прав.
В 1973 г Россия присоединяется ко Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве. С марта 1995 г. Россия является участницей Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.), Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г.).
Правообладатель для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права,; состоящий из трех элементов (Приложение 1, слайд 4):
– буквы С в окружности или круглых скобках;
– наименования (имени) правообладателя;
– года первого выпуска программы для ЭВМ или базы данных в свет.
Пример такого знака представлен на слайде 5 (Приложение 1).
2. Предмет авторского права в применении к компьютерной информации
Применительно к информации, обрабатываемой с
помощью компьютера, объектами авторского права
согласно закону являются (определяется
учащимися; по тексту закона и конспектируется).
Программы (а по определению закона и
подготовительные материалы) – как произведения
литературы.
Базы данных (обратить внимание, что только этот
вид данных охраняется авторским правом) – как
сборники.
Обратить внимание, что авторское право не
распространяется на; идеи; и принципы,; лежащие в
основе программы для ЭВМ или базы данных.;
Далее учащимся по тексту закона предлагается
определить, кто считается автором (создатель),
срок действия, в какой момент наступает
авторское право (момент создания) и как его
объявить (использовать знак авторского права (Приложение 1,
слайд 5)). Ответы; озвучить и законспектировать
(при наличии времени можно предложить создать в
тетради знак авторского права на созданную
учащимися в ходе изучения курса базу данных –
Приложение 2).
По слайдам оговорить права автора (Приложение
1, слайд 6) – неимущественные
права, (Приложение 1,
слайд 7) – имущественные права.
III. Компьютерные преступления, их последствия
1. Виды нарушений авторского права и другие компьютерные преступления
За время становления повсеместной
информатизации общества получило
распространение новое для мировой практики
преступление. Это преступления объединенные
общим признаком, предметом посягательства стала
компьютерная информация. Такие преступления
называются компьютерными преступлениями. Их
число постоянно растет. Количество выявленных
преступлений ежегодно увеличивается в 3–4 раза,
ущерб от них в составляет около 615 млн. руб в год, а
одно такое преступление приносит в среднем ущерб
в 1.5 млн. руб. Это материальное исчисление ущерба,
а можно; и нужно говорить о моральном ущербе,
нанесенном подобными действиями.
Предложить учащимся назвать те действия, которые
они считают наказуемыми, записать их на доске и в
тетради, привести примеры названных нарушений.
Предложить составить «антирейтинг», присваивая
каждому нарушению «баллы вредоносности»,
выявить наиболее опасные по последствиям.
- Пиратское копирование и распространение.
- Несанкционированный доступ.
- Изменение или уничтожение информации (негативные последствия в медицине, оборонной, атомной промышленности. Подчеркнуть моральный аспект проблемы).
- Распространение вирусных программ.
- Компьютерное мошенничество (похищение и использование паролей, похищение банковских реквизитов).
Примеры можно выбрать в приложенном файле (Приложение 3).
2. Уголовное наказание за компьютерные преступления
(При интегрированном уроке проводится учителем
обществознания). Последствия неправомерного
использования информации могут быть самыми
разнообразными: это не только нарушение
неприкосновенности интеллектуальной
собственности, но и разглашение сведений о
частной жизни граждан, имущественный ущерб в
виде прямых убытков и неполученных доходов,
потеря репутации фирмы, различные виды нарушений
нормальной деятельности предприятия, отрасли и
т. д. Поэтому совершенно оправданно то, что
преступления данного вида помещены в раздел IX
"Преступления против общественной
безопасности и общественного порядка".
Наказания за компьютерные преступления
определяются государственными правовыми
документами, основным из которых является (Приложение 1,
слайд 8) Уголовный кодекс Российской федерации, 28
глава.
Компьютерные преступления – в уголовном праве
РФ – преступления, посягающие на нормальное,
безопасное функционирование компьютерных
информационных систем:
– неправомерный доступ к компьютерной информации;
– создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
– нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
По слайдам компьютерной презентации (Приложение 1, слайды 9–11) самостоятельно записать ;наказания за компьютерные нарушения, а затем сделать вывод о тяжести преступлений, исходя из наказаний, предусмотренных законом и сравнить со своей оценкой. Подчеркнуть наиболее опасные преступления.
IV. Закрепление
Учащимся предлагается, используя конспект урока, ответить на вопросы компьютерного теста по следующим вопросам:
? определить срок действия авторского права
#0 30 лет
#0 50 лет
#0 в течение всей жизни автора
#1 в течение всей жизни автора и 50 лет после смерти
?;; программы для ЭВМ
#1 являются объектами авторского права в случае
их создания
#0 не являются объектами авторского права
#0 являются объектами авторского права после
записи на носитель
? программы для ЭВМ относятся к
#0 аудиовизуальным произведениям
#0 производным произведениям
#0 техническим произведениям
#1 литературным произведениям
? объектом авторского права является
#0 только программы
#1 программы и базы данных
#0; программы и любые файлы данных
#0 только базы данных
? минимальный размер штрафа за компьютерные;
преступления
#0 100 МРОТ
#1 200 МРОТ
#0 300 МРОТ
#0 500 МРОТ
?максимальный срок лишения свободы за
компьютерные преступления
#0 3 ГОДА
#0 5 ЛЕТ
#1 7 ЛЕТ
?; Программным средством защиты лицензионных
программ от копирования является
#0пароль
#0 ключ
#0 атрибут доступа
#1 код доступа
После самостоятельной работы тест проводится ещё раз, но выбранные варианты обсуждаются, указывается правильный вариант.