Цели урока:
- Образовательные:
- познакомить детей с образом жизни зимующих птиц.
- Развивающие:
- закрепить понятие о птицах оседлых и кочующих.
- показать взаимодействие экологических факторов.
- Воспитательные:
- способствовать воспитанию любви к природе, родному краю, птицам.
- воспитывать у детей желание помогать птицам в зимнее время года и охранять их.
Оборудование: цветные карандаши, картинки, рисунки и фотографии с изображением птиц, картина «Зимующие птицы», на доске рисунок с изображением кормушки на дереве, у учащихся на партах шаблоны птиц оседлых и кочующих, карточки с пословицами, альбомы с докладами, презентация «Зимующие птицы», аудиозапись голосов птиц.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Введение в тему урока
Учитель. Сколько месяцев в году?
Дети. Двенадцать.
У. Каким по счету идет декабрь?
Д. Двенадцатым.
У. Как сказать по-другому?
Д. Последним.
У. Прочитайте пословицу о декабре.
Д. Декабрь год кончает, зиму начинает.
У. Объясните смысл пословицы.
Д. (Объясняют пословицу.)
У. Слушаем загадку:
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
Д. Воробей.
У. А сейчас слушаем Лену, она нам прочитает стихотворение:
Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.
Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла,
Я не мог ни на минуту
Оторваться от стекла.Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится –
Будет птица у меня.Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то.
Говорю я ей про птицу,
А она мне про пальто.
У. О какой птице идет речь?
Д. О снегире.
У. О ком будем говорить сегодня на уроке?
Д. О птицах.
3. Сообщение темы урока
– Тема нашего урока «Зимующие птицы».
4. Вступительная беседа
У. Каких птиц мы называем зимующими?
Д. Птиц, которые остаются у нас на зиму,
называют зимующими.
У. Среди зимующих птиц мы выделяем птиц
оседлых и кочующих.
У. Каких птиц мы называем оседлыми?
Д. Птицы, которые весь год живут в одной
и той же местности, называют оседлыми.
У. В конце лета некоторые из них делают
маленькие запасы на зиму. Это синицы, поползни,
кедровки, сойки.
(Демонстрация рисунков, фотографий, картин с изображением оседлых птиц.)
У. Каких птиц называют кочующими?
(Отвечают дети или помогает учитель).
– Птицы, которые не имеют постоянного места жительства, выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, называют кочующими. Например, свиристели, снегири, чижи.
(Демонстрация рисунков, фотографий, картин с изображением кочующих птиц).
5. Раскрытие экологической связи
У. Назовите основное изменение в
неживой природе.
Д. Похолодание.
У. Похолодание повлекло за собой другие
изменения. Назовите их.
Д. Замерзла почва, покрылись водоемы
льдом, изменился вид осадков (идет снег).
У. Изменения в неживой природе вызвали
изменения в живой природе.
Д. Какие это изменения?
Д. Исчезли насекомые.
(Учитель дополняет ответы детей.)
У. Насекомые – это основной корм для многих птиц. Не стало насекомых, улетели насекомоядные птицы. Водоемы покрылись льдом – улетели водоплавающие птицы, которые находили корм в воде. Это такие птицы, как утки, гуси, лебеди
(Демонстрация рисунков, фотографий, картин с изображением водоплавающих птиц.)
– Лебеди улетают в последнюю очередь. У птиц, которые остались на зиму, за короткий срок произошла линька. Летнее оперение сменилось на зимнее. Их тело покрылось мягким теплым пухом. Но все ли птицы улетели?
Д. Нет.
У. Почему же некоторые из них остались?
Д. Остались те птицы, которые могут
найти корм в природе.
У. Назовите их.
Д. Воробьи, дятлы, синицы.
(Демонстрация рисунков, фотографий, картин с изображением этих птиц.)
6. Оседлые птицы
У. Из мелких птичек часть воробьев
никуда не улетает от нас. Часть воробьев
откочевывает чуть южнее, а часть – является даже
перелетными. Воробьи живут повсюду кроме севера.
Часто можно видеть, как воробьи роются среди сора
в сене. Но там для них еды мало. Трудно воробьям
зимой, их надо подкармливать. Иногда среди зимы
воробьи начинают собирать пух и перья около
курятников и тащат их в свои укрытия, как будто
собираются вить гнезда. Оказывается, чуткие
птицы утепляют ночлег. Через несколько дней
обязательно грянут сильные морозы.
Погоду можно определить и по поведению ворон.
Если они сидят на верхушке деревьев – жди мороза.
Если же вороны сидят на нижних ветках дерева,
нахохлившись – будет ветер. К оттепели вороны
разгуливают по снегу.
У. Остаются на зиму и дятлы. Об этом лесном музыканте нам расскажет Денис.
Выступление докладчика. Дополнение учителя.
У. Весной в пору сокодвижения дятлы
любят полакомиться кленовым, березовым и
осиновым соком. Для этого дятлы продалбливают
кору деревьев. Такие ранки быстро затягиваются и
дереву вреда не приносят.
У. Что такое «кузница» дятла?
Д. Это место, где дятлы в расщелину
втыкают шишку и носом вылущивают семена. Достав
из нее семена, они носом сталкивают ее вниз.
У. Круглый год птицы остаются верными
друзьями лесов. Они истребляют насекомых на всех
стадиях развития. Пищухи, поползни и синицы
остаются в наших лесах на зимовку, проворно
лазают по стволам и ветвям деревьям, внимательно
осматривают каждую трещинку в коре, извлекают из
укромных местечек зимующих насекомых, их яйца и
куколок. И тем самым оказывают лесу большую
пользу.
Некоторые птицы в конце лета, в начале осени
делают себе запасы на зиму. К таким птицам
относится сойка. О ней нам расскажет Саша.
Выступление докладчика.
У. Какую пользу приносит природе
сойка?
Д. Способствуют расселению дуба.
У. Там, где растет хотя бы изредка сосна
и много ягодников, живет глухарь – самая крупная
птица наших лесов. Свое название глухарь получил
за то, что весной во время пения он перестает
обращать внимание на то, что делается вокруг, он
как будто ничего не видит и не слышит.
По-разному готовятся птицы к зиме. Одни улетают в
теплые страны. Это ласточки, мухоловки, кукушки,
иволги. Другие откочевывают чуть южнее, третьи
делают запасы, такие как сойки, кедровки
поползни, синицы. А глухарь по-своему готовится к
зиме. Летом он ходит по берегу реки у самой воды,
выбирает и клюет крепкие круглые камешки, чистую
береговую гальку. Галька нужна глухарям, чтобы
перемалывать, перетирать грубую зимнюю пищу. Всю
долгую зиму будут питаться глухари колючей и
жесткой сосновой хвоей.
У. Каких еще птиц мы называем дикими
курами?
Д. Тетерева, рябчики, куропатки,
перепелки.
У. Из всех диких кур только одна
перепелка перелетная.
(Демонстрация рисунков, фотографий, картин с изображением лесных кур)
Одной из самых маленьких птичек наших лесов является королек. О ней нам расскажет Миша.
Выступление докладчика.
У. Королек в пять раз легче воробья. Весной крохотные птенчики вылупляются из яиц размером с горошину. К зиме корольки соединяются в стайки и кочуют по лесу. Королек уничтожает таких мелких насекомых, которых не замечают многие другие птицы. Этим он тоже приносит большую пользу лесу.
7. Физкультминутка
8. Зимние гости
– Немногие птицы остаются зимовать в наших
краях.
Но зато поздней осенью на зимовку прилетают к нам
другие пернатые. Пусть этих северных гостей не
так уж и много, пусть они своим щебетанием и не
нарушают тишину зимнего леса, мы все же радуемся
им.
Еще до начала октября на березах появляются
шумливые стаи чижей. В наших лесах они прогостят
недолго, покормятся семенами берез, да и тронутся
дальше в путь.
Вслед за чижами спешат из тайги другие крылатые
гости – красногрудые снегири и бурые снегарки.
Вместе со снегирями появляются чечетки. Но и они
недолго гостят в наших краях, улетают дальше к
югу. Ближе к ноябрю появляются стайки нарядных
свиристелей. Весело перекликаясь, они
усаживаются на рябину и с жадностью принимаются
за еду. В годы урожая ягод эти птицы держатся всю
зиму, вплоть до весны. А весной они улетают
обратно на север. О свиристеле нам расскажет
Света.
Выступление докладчика.
У. Какую пользу приносит свиристель?
Д. Свиристель способствует расселению
леса.
9. Пословицы о птицах
У. Прочитайте и объясните смысл пословиц:
- Всякая птица своим носом сыта.
- Каждая птица летит в свою сторону.
- Птица не сеет, не жнет, а сыта живет.
Д. Чижи, снегири имеют толстый сильный клюв, приспособленный для шелушения семян. Кедровки, дятлы, сойки могут разбивать желуди и орехи. Очень интересный крестообразный клюв у клестов. Таким носом птицам удобно доставать семена из шишек. Клесты прилетают к нам с севера. Многим птицам зима страшна холодом, а клесты рады зиме.
Инсценировка «Чиж и клест»
– Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что
ли?
– Да нет, Чижик, это я радуюсь!
– Нашел время радоваться…
Как раз самое время, как раз!
У меня в гнезде птенчики вывелись, – до чего
милы, до чего хороши…
– В этакий-то мороз?! Да они живыми не
останутся!
– Еще как будут жить-поживать! Я им еловых
семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде
печки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки
весело!
У. Чему же радовался клест?
(Дети высказывают свои предположения)
У. Почему у клеста птенцы выводятся
зимой?
Д. Потому что семена шишек ели созревают
зимой, а клесты кормят птенцов еловой кашей.
(Выступление докладчика о клестах).
10. Творческая работа детей
– А сейчас приготовили шаблоны птиц. Давайте их раскрасим и посадим на нашу кормушку (кормушка нарисована на доске).
Раскрасив птиц, дети выходят к доске и «садят» каждый свою птицу на кормушку.
11. Питание птиц зимой
У. Чем же питаются птицы зимой?
Те птицы, которые сделали запасы с осени,
отыскивают свои кладовые. Это поползни, синицы,
сойки, кедровки. Часто синицы, поползни и
корольки объединяются в стайки. Так им легче
отыскивать корм.
Тетерева,
рябчики, свиристели, снегири охотно обирают
мороженые ягоды рябины, калины, плоды
можжевельника.
Желудями, орехами питаются сойки, кедровки.
Семенами ели и сосны питаются клесты, дятлы.
Многие птицы разыскивают в складках коры жуков и
пауков, личинок и куколок, спрятавшихся
насекомых. Это и дятлы, и синицы, и поползни.
Питаются птицы семенами сорняков, ольхи,
репейника, крапивы, почками деревьев и их
молодыми побегами.
И все же птицы зимой нередко голодают. Особенно
во время снегопадов, метелей, морозов и после
оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким
слоем льда.
Холод птицам не страшен, потому что у птиц очень
горячая кровь. Им страшен голод. Из каждых десяти
синичек до весны доживает только две. Поэтому
птиц надо подкармливать.
Подкормившаяся на кормушке птица начинает
усиленно разыскивать корм на деревьях и
кустарниках в районе расположения кормушки. В
поисках пищи многие птицы жмутся
к человеческому жилью. Поэтому еще с осени надо
собирать семена сорняков, ягоды калины, рябины.
Не выбрасывать арбузные и дынные семечки, а перед
тем как их насыпать в кормушки – размельчать.
Смешивать эти семена с другими и птицы сами
выберут то, что им нужно.
12. Домашнее задание
У. Сделать кормушки и подкармливать птиц.
13. Где ночуют птицы?
– Длинную зимнюю ночь птицы проводят
по-разному. Вороны и галки ночуют большими стаями
на деревьях, распушив перья и прижавшись друг к
другу.
Синицы, поползни, пищухи, дятлы, корольки
укрываются от холода в дуплах.
Воробьи укрываются под крышами, за наличниками
окон и на чердаках у отопительных труб.
Зимующие птицы скворечников не используют.
Лесные куры-тетерева, рябчики ночуют под снегом.
Глухари ночуют на ветках елей, а иногда и под
снегом.
14. Итог урока
У. Птицы играют большую роль в распространении семян растений. Именно благодаря сойкам тяжелые плоды дуба – желуди – оказываются вдали от дерева, на котором они выросли. Многие птицы находятся под охраной человека. На доске записаны слова. Прочитайте их.
Птиц надо охранять и любить не только за то, что они сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай. Птицы украшают наши леса, радуют нас звонкими красивыми песнями.
(Звучит запись голосов птиц).
У. В этом мы сегодня убедились на уроке.