Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения со взрослыми, основанные на совместных действиях. Эмоциональный и речевой контакт является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения. Общение и деятельность служат школой чувств и передачей социального опыта жизни среди людей. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение к окружающему, проявлять свои способности.
Я работаю в специализированном саду с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Такой сложный речевой дефект у детей, как заикание, затрудняет выработку коммуникативных навыков и накладывает отпечаток на все стороны личности ребенка. В группе находятся дети 3-возрастов: средний возраст – с 4 до 5 лет, старший возраст – с 5 до 6 лет, подготовительный – с 6 до 7 лет. Дети приходят из разных садов, нарушение коммуникативной функции у наших детей выражалось в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации.
В начале работы, обследовав детей, выявила личностные особенности каждого – застенчивость, замкнутость, отзывчивость, несдержанность, чувство сопереживания. У многих детей отмечалась незрелость эмоциональной сферы и волевых процессов. Дети мало проявляли интереса к миру взрослых, малознакомых людей, редко вступали в контакт. Не все дети понимали, что любая деятельность человека имеет результат. Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у детей был низкий. Почти все дети на вопросы, в основном, отвечали кратко: “да”, “нет”. Одни дети проявляли недовольство, не могли контролировать свое поведение, другие – проявляли тревожность. Исходя из этого, поставила следующие задачи:
- Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.
- Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.
- Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
- Учить детей понимать эмоциональные состояния свои и взрослых, выражать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест.
- В процессе общения с окружающими людьми учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм.
Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги. Вводя ребенка в мир предметов и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, разработала перспективное планирование по ознакомлению детей с профессиями взрослых.
N п.п. | Проводимые мероприятия | Срок | Что узнали нового | ||||
1. | Беседа с медсестрой детского сада (отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей) . | Ноябрь | Витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок. | ||||
2. | Экскурсия в процедурный кабине (бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод). | Ноябрь | Все лекарства в процедурном
кабинете хранятся в холодильни- ке; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно. |
||||
3. | Беседа со швеей (нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина). | Декабрь | Постельные принадлежности, костюмы для праздников в детском саду шьет швея. | ||||
4. | Беседа с увлеченным человеком – вышивание (пяльцы, нитки, мулине, иголки, нитки – ирис, ткань, рисунок). | Декабрь | Кроме работы, люди отдыхают. Отдых заполняют интересными занятиями – хобби. Кого-то увлекает шитье, вязание, выжигание по дереву, коллекционирование. Увлечение приносит радость ему и тем, кто видит, любуется готовым произведением, продуктом. Может быть украшением интерьера ( рисунки, картины, вышивки, поделки). |
||||
5. | Экскурсия в библиотеку (формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки). | Январь | Библиографы устраивают позна- вательные, научные, красочные выставки посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники. | ||||
6. | Экскурсия в ателье (разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало). | Январь | Ателье – большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. В примерочной делают примерки одежды. | ||||
7. | Беседа с увлеченным человеком – огород (рассада, удобрения, грядки, семена) | Январь | Увлечения , интересы у людей могут быть разные. Кому-то нравится копаться в огороде, собирать ягоды, разводить цветы. | ||||
8. | Беседа с плотником, знакомство с инструментами (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка). | Февраль | В своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу. | ||||
9. | Экскурсия в мастерскую (полочки, дощечки, стулья, пособия). | Февраль | Прямо на глазах дощечки превращаются в определенный предмет, изделие. | ||||
10. | Экскурсия к светофору, знакомство с машиной ДПС (светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор). | Февраль | Пересечение дорог называется
перекресток. Это самое бойкое место и здесь
обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки “зебра” и дорожными знаками. Правила должны знать и соблюдать все участники дорожного движения. |
||||
11. | Беседа с инспектором ДПС (пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС). | Март | Где можно и где нельзя играть. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки. | ||||
12. | Беседа с парикмахером (ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, мелирование, модельная стрижка) | Март | Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, ухоженный внешний вид. | ||||
13. | Беседа со взрывником (рудник, комбинат “Апатит”, обогатительная фабрика, горняк, проходчик, буровик, шахта, камень плодородия). | Март | Горняки работают в горах, на рудниках, добывают камень апатит. На заводах его перерабатывают. Получают удобрение, которое необходимо для хорошего урожая. | ||||
14. | Беседа с кредитным представителем (банкноты, инкасаторская машина, банкомат, банк, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка). | Апрель | Банк дает покупателям деньги в долг для важных дел и покупок: квартира, мебель, обучение. Затем покупатели возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами. | ||||
15. | Беседа с дояркой (корова, сено, доильный аппарат, дойка, молоко, корма, ветеринар). | Апрель | Доярка начинает работу очень рано. Доярки используют в работе современную технику: электропоилки, электрические доильные аппараты. По совету ветеринара подбирают корове специальный рацион: витамины, добавки к еде. | ||||
* Набор детей производится ежегодно. Сентябрь, октябрь – адаптация, занятия начинаются с ноября месяца. |
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, к светофору, в мастерскую к плотнику, в магазин дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с плотником, инспектором ДПС дети обратили внимание на их форму, рассуждали, плотнику – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника дети обратили внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу – все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Дети сами заколачивали гвозди, работали с дрелью, рубанком. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети решили, что дома они будут помогать своим папам. И вовремя ремонта квартиры, дети с гордостью называли инструменты и подражали взрослым при выполнении трудовых действий. Некоторых мальчиков очень увлекла работа плотника, они подумали и решили стать плотниками, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на машине, работали с жезлом , садились за руль в милицейской машине. Дети решили охранять порядок на улицах города. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
Дети восхищались теми чудесными превращениями, которые происходили в результате труда: шершавая доска превращалась в гладкую; кусок ткани в руках швеи превращался в предмет одежды, разноцветные нитки в руках увлеченного человека рисуют замысловатый узор. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.