Урок на тему "Методы синтезов ацетиленовых углеводородов"

Разделы: Химия


Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждения.

Плутарх

Тема: «Методы синтезов ацетиленовых углеводородов».

ТДЦ: создать условия для усвоения блока новой учебной информации средствами технологии личностно-ориентированного обучения.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • актуализировать знания учащихся о химических свойствах ацетиленовых углеводородов, реакциях элиминирования, процессе пиролиза и условиях их осуществления;
    • совершенствовать умение применять правило Зайцева в изменённой ситуации, составлять уравнения химических реакций с участием органических веществ;
    • выявить готовность учащихся успешно применять ранее полученные знания на практике, позволяющую обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса;
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование научно-естественного мировоззрения учащихся, посредством познаваемости мира на примере искусственного синтеза углеводородов;
    • продолжить воспитание положительной мотивации учения, чувства ценности интеллектуального труда;
    • продолжить воспитание чувства благодарности и удовлетворенности своей учебной работой;
  • Развивающие:
    • способствовать развитию умения нетрадиционного решения возникающих проблем
    • продолжить развитие самостоятельности, наблюдательности, уверенности в собственных действиях;
    • продолжить накопление «логического арсенала средств»: анализ, синтез, обобщение, выявление причинно-следственных связей, предположение, доказательство;
    • продолжить развитие умений проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент в несколько измененной форме.

Тип урока: изучение нового материала с элементами совершенствования умений.

ФОПД:

  • фронтальная;
  • парная.

Методы обучения: частично-поисковые.

Форма урока: семинар.

Оборудование и реактивы: установка для получения ацетилена в лаборатории, пробирки, карбид кальция, вода, бромная вода, водный раствор перманганата калия, спички.

Подготовительный этап:

  • На уроке предусматривается демонстрационный эксперимент, который проводится учеником, как правило, олимпиадником, поэтому требуется предварительная отработка умений ученика для осуществления экспериментальной части урока. Также необходимо подготовить «выступление» ученика-экспериментатора: правила техники безопасности, комментарий последовательности выполняемых действий, особенности техники эксперимента.
  • Подбор и составление заданий, разработка инструкции для практической части урока.

Схема урока:

I. Организационное начало урока

Приветствие учащихся, объявление темы урока, закономерно следующей плану изучения любого класса органического соединения. Мотивация учащихся на серьезную работу, ограниченную временными рамками одного урока. Целеполагание. Предложение учащимся парной формы работы.

II. Усвоение блока новой учебной информации с элементами актуализации знаний и совершенствования умений

1) Парная работа – выполнение заданий по карточкам, с целью формирования у учащихся системы знаний по теме: «Способы получения ацетиленовых углеводородов с помощью реакций элиминирования и процесса пиролиза».
2) Фронтальная работа – обсуждение выполненных заданий, возможных вариантов решения, выдвижение гипотез о «Методах синтеза ацетиленовых углеводородов».
3) Составление уравнений реакций и оформление выводов в тетради.
4) Частным методом синтеза ацетиленовых углеводородов является - реакция гидролиза карбида кальция. Демонстрационный ученический эксперимент: «Получение ацетилена и изучение его свойств».
5) Оформление результатов наблюдаемого эксперимента в форме отчета по практической работе с реализацией приёма выбора варианта утверждения к соответствующей колонке заполняемой таблицы.

III. Рефлексивно-оценочный этап

1) Анализ и оценка работы ученика, демонстрирующего эксперимент, учащимися и учителем.
2) Самоконтроль и самопроверка правильности заполнения таблицы – отчета по предложенному эксперименту.
3) Ответить на вопросы: Легче или труднее оформить отчет по практической работе в форме выбора готовых утверждений? Ответ поясните. Почувствовали ли Вы на уроке  силу собственных знаний и умений?
4) Домашнее задание. Карбид кальция: способы получения, области применения, условия хранения (сообщение, презентация, рекламный проспект, творческий отчет и т.д.)

Задание на карточках:

Карточка 1.

  1. Составьте уравнение реакции дедигидрогалогенирования 1,4 – дихлорбутана. Предложите условия осуществления данного процесса.
  2. Предложите способ получения ацетиленовых углеводородов из этиленовых углеводородов, укажите условия.

Карточка 2.

  1. Составьте уравнение реакции дедигидрогалогенирования 1,2 – дихлорбутана. Предложите условия осуществления данного процесса.
  2. Предложите способ получения ацетиленовых углеводородов из предельных углеводородов, укажите условия.

Карточка 3.

  1. Составьте уравнение реакции дедигидратации 2,3 – дигидроксибутана. Предложите условия осуществления данного процесса.
  2. Составьте схему превращения метана в процессе пиролиза:

Карточка 4.

  1. Составьте уравнение реакции дедигидратации 2,2 – бутандиола. Предложите условия осуществления данного процесса.
  2. Составьте уравнение реакции замещения монопроизводного галогеналкана с неполным ацетиленидом натрия. Сделайте вывод о цели использования данной химической реакции.

Инструкция для учащихся по практической части урока

Получение ацетилена в лаборатории и изучение его свойств

Цель работы: познакомиться с методом получения ацетилена в лаборатории и химическими свойствами ацетилена; совершенствовать умения классифицировать полученную информацию, переносить информацию в таблицу, выявлять причинно-следственные связи.

Ход работы:

  • Познакомьтесь с установкой для получения ацетилена в лаборатории, используемыми реактивами.
  • Посмотрите эксперимент.
  • Оформите отчет по практической работе в виде таблицы:

Действия

Наблюдения

Уравнения реакций

Выводы

1.
2.
3.
4.
  Уравнения составьте самостоятельно!
Учтите:
1. KMnO4 – водный раствор.
2. Образование копоти в процессе горения ацетилена.
 

Заполните таблицу, распределяя предложенные утверждения по соответствующим колонкам таблицы:

- ацетилен горит светящимся, коптящим пламенем;
- ацетилен обесцвечивает бромную воду;
- получение ацетилена является реакцией гидролиза карбида кальция
- получить ацетилен в лаборатории можно реакцией разложения карбида кальция водой;
- ацетилен горючий газ;
- получение ацетилена;
- горение ацетилена;
- качественной реакцией на ацетилен является взаимодействие с бромной водой;
- качественной реакцией на ацетилен является взаимодействие с известковой водой;
- изучить некоторые химические свойства ацетилена можно в лаборатории;
- обесцвечивание бромной воды – это качественная реакция на образующийся газ- ацетилен;
- определить газ ацетилен можно с помощью горящей лучинки;
- взаимодействие с бромной водой – это реакция, сопровождающаяся разрывом и присоединением молекулярного брома;
-  ацетилен горит светящимся пламенем;
- взаимодействие с бромной водой;
- окисление раствором перманганата калия;
- малиновая окраска раствора исчезает;
- исходная смесь «шипит» и «кипит»;
- взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия – это реакция присоединения  по месту разрыва  в молекуле органического вещества;
- взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия – это реакция окисления по месту разрыва  в молекуле органического вещества;
- реакция протекает очень бурно;
- выделяется бесцветный газ;
- горение ацетилена – это экзотермическая реакция;
- горение ацетилена – это каталитическая реакция.

4. Подведите итоги своей деятельности (запишите общий вывод).

Образец задания для самоконтроля и самопроверки.

Действия

Наблюдения

Уравнения реакций

Выводы

1.Получение ацетилена Реакция протекает очень бурно, выделяется бесцветный газ. CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 +  C2H2 Получение ацетилена является реакцией гидролиза карбида кальция.
2. Взаимодействие с бромной водой Ацетилен обесцвечивает бромную воду. C2H2 + 2Br2 = C2H2Br4 (1,1,2,2-тетрабромэтан) Обесцвечивание бромной воды – это качественная реакция на образующийся газ ацетилен, взаимодействие с бромной водой – это реакция, сопровождающаяся разрывом и присоединением молекулярного брома.
3.Окисление раствором перманганата калия Малиновая окраска раствора исчезает. 3C2H2 + 10KMnO4 + 2H2O = 6CO2 + 10KOH + 10MnO2 Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия – реакция окисления по месту разрыва img2.gif (122 bytes) в молекуле органического вещества.
4.Горение ацетилена Ацетилен горит светящимся, коптящим пламенем. Горение ацетилена – это экзотермическая реакция. C2H2 + O2 = C + CO + H2O + Q
C2H2 + 2,5O2 = 2CO2 + H2O
Ацетилен – горючий газ.
Т.О. – изучить некоторые химические свойства ацетилена можно в лаборатории.

Библиография:

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы – М.: Экзамен, 1999.
Органическая химия для учащихся школ с углублённым изучением химии / В.Ф.Травеня / РХТУ им. Д.И.Менделеева – М., 2003.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983
Куверина О.А. Концепция образования: современный взгляд. – М., 1999.