Цель: расширение и углубление знаний учащихся о составе, строении, свойствах и практическом использовании альдегидов.
Задачи:
- Обучающие:
- познакомить учащихся со свойствами, получением и практическим применением альдегидов;
- продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;
- продолжить формирование практических умений проводить эксперимент;
- Рразвивающие:
- развивать ОУУН (составление конспекта, систематизация материала, моделирование процесса, выделение главного);
- реализовать элементы программ развития: мотивации, внимания, мышления (прогнозирование продуктов реакции);
- Воспитательные:
- формирование химической культуры;
- продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других.
Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, спички, формальдегид, уксусный альдегид, аммиачный раствор Ag2O, Cu(OH)2, уротропин, кальцекс, коллекция фенолформальдегидных пластмасс, уксусный ангидрид, этиловый спирт, альдоль, бутиловый спирт.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Постановка цели и задач на данном уроке.
Учитель предлагает ученикам выбрать карточки
«настроения», с каким пришли на урок – это
улыбающиеся, серьезные или грустные рожицы.
Можно использовать цветные геометрические
фигуры. Кружок – отличное настроение, квадрат –
хорошее, треугольник – плохое.
II. Проверка знаний
Дифференцированный опрос (выполняет весь класс).
1) Какие соединения относятся к альдегидам?
Привести общую формулу альдегидов.
2) На основе представления об электронных облаках
поясните, каково строение функциональной группы
альдегидов и чем отличается от строения
функциональных групп спиртов. Назовите виды
связей в молекуле уксусного альдегида.
3) Изобразите структурные формулы всех
альдегидов, молекулярная формула которых С5Н10О.
4) Какая характерна реакция, которая идет по -связи в
альдегидной группе? Написать уравнение реакции.
5) Проделать реакцию окисления муравьиного
альдегида оксидом серебра и записать уравнение
реакции.
6) Проделать реакцию окисления уксусного
альдегида гидроксидом меди (II) и
записать уравнение реакции.
7) Каковы способы получения альдегидов в
лаборатории?
8) Каковы промышленные способы получения
альдегидов (реакция Кучерова, новый метод из
смеси этилена и кислорода)?
9) С какими из перечисленных веществ: Н2,
Cu(OH)2, H2O, C2H5OH, Ag2O, Na – будет
взаимодействовать С3Н6О?
Написать уравнения соответствующих реакций.
III. Изучение нового материала
Учащиеся прослушивают сообщения и заполняют таблицу (см. Приложение 3).
Применение |
На каком свойстве основано данное применение? |
|
1. Сообщение: Применение муравьиного альдегида (см. Приложение 1).
2. Сообщение: Применение уксусного альдегида (см. Приложение 2).
Учащиеся прочитывают текст учебника и дополняют записи.
3. Проверка записанного материала.
IV. Закрепление
Выполнение теста, который проверяется и оценивается на уроке самими учащимися:
- 6 правильных ответов – оценка 5;
- 5 правильных ответов – оценка 4;
- 3 правильных ответа – оценка 3.
Тест
1) Как называется функциональная группа альдегидов?
а) гидроксильная
б) карбоксильная
в) карбонильная.
2) Сколько - и - связей в молекуле метаналя?
а) 2 – и 2 –
б) 3 – 1–
в) 1– и 3–
3) Для альдегидов характерна изомерия:
а) изомерия кратных связей;
б) изомерия углеводородного радикала;
в) изомерия кратных связей и углеводородного скелета.
4) Что образуется при окислении уксусного альдегида?
а) спирт;
б) уксусная кислота;
в) муравьиная кислота.
5) Какой реакцией получают формальдегидные пластмассы?
а) окисления;
б) полимеризацией;
в) поликонденсацией.
6) Как действует ацетальдегид на организм:
а) это газ, действующий на сердечно-сосудистую систему, вызывает остановку сердца;
б) это жидкость, вызывающая раздражение слизистых оболочек, головную боль, удушье;
в) это жидкость, действующая на опорно-двигательную систему, вызывая боль в мышцах.
V. Генетическая связь альдегидов с другими классами органических соединений (см. Приложение 4)
Предложите типы реакций, благодаря которым возможно осуществить данную схему:
алканы ––> алкены ––> спирты ––> альдегиды ––> карбоновые кислоты
VI. Подведение итога урока
Определяем, с каким настроением уходим с урока. Поднять карточки настроения.
VII. Домашнее задание: § 19, упр. 5–9, (применение альдегидов).