Тема урока: "Получение альдегидов"

Разделы: Химия


Цель: расширение и углубление знаний учащихся о составе, строении, свойствах и практическом использовании альдегидов.

Задачи:

  • Обучающие:
    • познакомить учащихся со свойствами, получением и практическим применением альдегидов;
    • продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;
    • продолжить формирование практических умений проводить эксперимент;
  • Рразвивающие:
    • развивать ОУУН (составление конспекта, систематизация материала, моделирование процесса, выделение главного);
    • реализовать элементы программ развития: мотивации, внимания, мышления (прогнозирование продуктов реакции);
  • Воспитательные:
    • формирование химической культуры;
    • продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других.

Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, спички, формальдегид, уксусный альдегид, аммиачный раствор Ag2O,  Cu(OH)2, уротропин, кальцекс, коллекция фенолформальдегидных пластмасс, уксусный ангидрид, этиловый спирт, альдоль, бутиловый спирт.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Постановка цели и задач на данном уроке.
Учитель предлагает ученикам выбрать карточки «настроения», с каким пришли на урок – это улыбающиеся, серьезные или грустные рожицы. Можно использовать цветные геометрические фигуры. Кружок – отличное настроение, квадрат – хорошее, треугольник – плохое.

II. Проверка знаний

Дифференцированный опрос (выполняет весь класс).

1) Какие соединения относятся к альдегидам? Привести общую формулу альдегидов.
2) На основе представления об электронных облаках поясните, каково строение функциональной группы альдегидов и чем отличается от строения функциональных групп спиртов. Назовите виды связей в молекуле уксусного альдегида.
3) Изобразите структурные формулы всех альдегидов, молекулярная формула которых С5Н10О.
4) Какая характерна реакция, которая идет по -связи  в альдегидной группе? Написать уравнение реакции.
5) Проделать реакцию окисления муравьиного альдегида оксидом серебра и записать уравнение реакции.
6) Проделать реакцию окисления уксусного альдегида гидроксидом меди (II) и записать уравнение реакции.
7) Каковы способы получения альдегидов в лаборатории?
8) Каковы промышленные способы получения альдегидов (реакция Кучерова, новый метод из смеси этилена и кислорода)?
9) С какими из перечисленных веществ: Н2, Cu(OH)2, H2O, C2H5OH, Ag2O, Na – будет взаимодействовать С3Н6О?  Написать уравнения соответствующих реакций.

III. Изучение нового материала

Учащиеся прослушивают сообщения и заполняют таблицу (см. Приложение 3).

Применение

На каком свойстве основано данное применение?

   

 

1. Сообщение: Применение муравьиного альдегида (см. Приложение 1).

2. Сообщение: Применение уксусного альдегида (см. Приложение 2).

Учащиеся прочитывают текст учебника и дополняют записи.

3. Проверка записанного материала.

IV. Закрепление

Выполнение теста, который проверяется и оценивается на уроке самими учащимися:

  • 6 правильных ответов – оценка 5;
  • 5 правильных ответов – оценка 4;
  • 3 правильных ответа  – оценка 3.

Тест

1) Как называется функциональная группа альдегидов?

а) гидроксильная
б) карбоксильная
в) карбонильная.

2) Сколько - и - связей в молекуле метаналя?

а) 2 – и 2 –
б) 3 – 1–
в) 1– и 3–  

3) Для альдегидов характерна изомерия:

а) изомерия кратных связей;
б) изомерия углеводородного радикала;
в) изомерия кратных связей и углеводородного скелета.

4) Что образуется при окислении уксусного альдегида?

а) спирт;
б) уксусная кислота;
в) муравьиная кислота. 

5) Какой реакцией получают формальдегидные пластмассы?

а) окисления;
б) полимеризацией;
в) поликонденсацией.

6) Как действует ацетальдегид на организм:

а) это газ, действующий на сердечно-сосудистую систему, вызывает остановку сердца;
б) это жидкость, вызывающая раздражение слизистых оболочек, головную боль, удушье;
в) это жидкость, действующая на опорно-двигательную систему, вызывая боль в мышцах.

V. Генетическая связь альдегидов с другими классами органических соединений (см. Приложение 4)

Предложите типы реакций, благодаря которым возможно осуществить данную схему:

алканы ––> алкены ––> спирты ––> альдегиды ––>  карбоновые кислоты

VI. Подведение итога урока

Определяем, с каким настроением уходим  с урока. Поднять карточки настроения. 

VII. Домашнее задание: § 19, упр. 5–9, (применение альдегидов).