Цели урока:
- Систематизировать, обобщить знания учащихся, проверить уровень усвоения темы.
- Активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения самостоятельной работы.
- Развивать навыки самоконтроля и интерес к предмету.
Оборудование: карточки-задания для групп, листки учета на уроке, таблица результатов на доске для групп, учебник “Математика 6 класс” автор А.Г. Мордкович.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Великий математик Фалес когда-то сказал: “Самое трудное – познать самого себя” и я думаю, что целью на уроке у каждого из вас будет девиз “Познать самого себя”. В течение урока вы будите набирать баллы для себя и для вашей команды. В конце урока мы подведем итоги.
Класс поделен на 4 группы по 6 человек (по уровню успеваемости так, чтобы в группах были сильные, средние и слабые ученики), в каждой группе есть консультант.
II. Теоретическая разминка.
В барабан (коробка) помещаем шарики (свернутые в трубочку бумажки) с номерами тех пунктов учебника, которые повторяем.
Команды составляют по 4-5 вопросов по каждому пункту.
Учитель крутит барабан и достает из него шарик, показывает номер пункта. Соперники поочередно задают друг другу вопросы.
Вопрос оценивается в 1 балл, ответ – в 3 балла. Затем подсчитывается сумма баллов у каждой группы и у каждого ученика. Консультант каждой группы ведет учет баллов.
III. Самостоятельная работа.
Наша разминка закончена, перейдем к самостоятельной работе на листочках, которую проверяют консультанты из группы соперников.
Задания подготовлены на доске и закрыты. Учащиеся, получившие оценки “4” и “5”, приносят по 1 баллу группе и по 3 балла себе.
Задания первого варианта:
Сравните дроби: и ; и .
Вычислите: - .
Решите уравнение: = 2.
Найдите число, которого равна от 15.
IV. “Найди ошибку”
На доске записаны задания, в которых требуется найти ошибку. Задания открываются по очереди. Учащиеся отвечают по желанию. За правильный ответ с пояснениями ученик получает 3 балла.
: 4 = · ; г) 42 : ; д)
е) .
V. Физминутка.
VI. В мире интересного.
После небольшой паузы приступаем к работе по карточкам. Задание общее для всех групп, но с разными задачами и примерами. В каждой карточке есть разноуровневые задания. Ученик сам определяет свой уровень или консультант помогает ему. За правильное решение ученик получает по 2, 3, 4 балла, в зависимости от выбранного им уровня.
Учитель: Сейчас мы с вами побываем на Олимпийских играх в древности и узнаем очень много интересного.
На Олимпийских играх проводились состязания, в которых участники должны были соревноваться в пяти видах.
а) Узнайте, как назывались эти состязания. Для этого выполните действия, и заполните буквами вторую строку таблицы, учитывая найденные ответы.
б) Узнайте, какие виды эти состязания включали. Для этого решите уравнения. Используя ответы, заполните таблички названиями видов соревнований.
Гонки на колесницах | Бег | Прыжки в длину: |
Метание диска | Метание копья |
. | · 44 = 16. |
Верховая езда: | Борьба |
|х| - 2 = 22. |
в) Решите задачи и, используя данные таблицы и найденные ответы, узнайте:
1. Как назывались победители Олимпийских игр в древности:
Отремонтировали квартиры площадью 56 м2. оставшейся части не требуют ремонта. Сколько м2 осталось отремонтировать?
2. Как назывались судьи и распорядители игр:
Площадь земельного участка 120 га. Картофелем занята часть, а капустой 40% оставшейся части. Сколько га занимает капуста?
Ответ:
18 | 17 | 14 | 25 | 7 | 45 |
Элладоники | Лауреаты | Атлеты | Чемпионы | Олимпионики | Гоплиты |
Подведение итогов урока.
- Заполнение оценочного листа.
- Отчет консультантов группы и выставление оценок.
- Учитель оценивает работу групп, отмечает наиболее выделившихся учеников.
Литература.
- Математика. 5 -8 классы: игровые технологии на уроках/ авт.-сост. И.Б.Ремчукова. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными)/ Авт.-сот. Т.Д.Гаврилова. Волгоград: Учитель, 2004.