Первый класс
Сентябрь
Тема: “В стране “Аленького цветочка”.
Задачи: Знакомство со школой, ее традициями. Развитие интереса детей к русским народным сказкам. Воспитание любви к школе, чувства коллективизма.
Подготовительная работа: Встреча с родителями, подготовка ими подарков к 1 сентября. Распределение ролей к празднику. Посещение школьного музея.
Октябрь
Тема: Час забавы (русский фольклор).
Задачи: Знакомство с русским народным литературным творчеством малых форм (пословицы, поговорки, потешки, частушки). Развитие интереса к фольклорному искусству. Воспитание любви к русскому языку.
Подготовительная работа. Разучивание скороговорок. Конкурс рисунков “Пословица – к слову молвится”.
Роль родителей: зрители, помощники.
Ноябрь
Тема: Русские потешки (игровая программа).
Задачи: Продолжить знакомство с русским фольклором (игры, докучные сказки). Развитие интереса к жизни и творчеству народа. Формирование гражданской позиции и чувства любви к Родине.
Подготовительная работа. Разучивание народных игр, частушек. Изготовление вместе с родителями русских народных костюмов. Выставка “Народные промыслы”.
Роль родителей: зрители, участники.
Декабрь
Тема: Рождество.
Задачи: Знакомство с традициями русского народа. Развитие интереса к устному творчеству народа. Воспитание человечности, гуманизма.
Подготовительная работа: разучивание рождественских гимнов и песен, колядок. Инсценировка. Беседа: “Что такое рождество”.
Оборудование: елка с фонариками, колокольчики, костюмы волхвов, ангела, свечи на подставках, магнитофон, запись медленной спокойной музыки. Звезда для колядников (переносная). Народные костюмы.
Родители в роли зрителей.
Январь
Тема: Звездный час (детская литература).
Задачи: Формирование условий для развития творческой личности, способности к самообразованию, самовыражению и практическому созиданию. Расширение кругозора ребенка. Воспитание личности, умеющей самостоятельно выбирать, принимать решения.
Подготовительная работа: Чтение произведений А.С. Пушкина, К. Чуковского, А.Л. Барто, С.Я. Маршака, Г.Х. Андерсена.
Роль родителей: 6 участников, зрители, помощники.
Февраль
Тема:: Папа, мама, я – спортивная семья.
Задачи: Формирование активной жизненной позиции. Развитие интереса к жизни народа через народные игры. Воспитание чувства гордости за свою семью, умения сопереживать.
Подготовительная работа: Беседа с семьями-участниками. Подготовка команд.
Роль родителей: участники 3-4 семьи.
Март
Тема: Праздник бабушек и мам (семейный праздник).
Задачи: Воспитание любви и уважения к матери на лучших традициях русского народа. Развитие умения практической помощи старшим. Знакомство с разнообразием традиций проведения семейных праздников.
Подготовительная работа: Беседа с семейными командами. Подготовка номеров художественной самодеятельности.
Роль родителей: 6 участников, зрители, жюри.
Апрель
Тема: “Красная горка” народный праздник.
Задачи: Развитие духовного кругозора личности, способности к художественно-образному восприятию мира. Формирование любви к родному краю, осознание своей причастности к его истории. Подготовительная работа: Беседа о празднике Пасхи и пасхальной неделе.
Разучивание игр, закличек. Изготовление сувенирных яиц из папье-маше.
Роль родителей: зрители, участники.
Май
Тема: Праздник славянской письменности и культуры.
Задачи: Воспитание личности ребенка на лучших традициях русской культуры, через возрождение духовности. Развитие интереса к истории русского народа. Знакомство с историей русского языка.
Подготовительная работа. Беседа о святых Кирилле и Мефодии. Инсценировка русской народной сказки. Выставка рисунков.
Роль родителей: помощники, зрители.
Поле чудес для любимых мам.
Тема: “Легенды о цветах”
Цель: Формировать национальное самосознание. Работать над обогащением словарного запаса детей. Воспитывать взаимоуважение, формировать культуру достоинства.
Оборудование: Класс украшен к празднику 8 марта. Карточки с буквами. Барабан “поле чудес” или юла со стрелкой. Призы.
Подготовка: Подготовить помощников, выучить с ними стихи, инсценированные зарисовки. Подготовить несколько номеров художественной самодеятельности для музыкальных пауз.
Ход.
Музыкальное вступление.
Ребенок:
Дорогие наши мамы и бабушки!
Пусть будет каждый день весны
Для Вас особенно чудесным
И полным ясной глубины
И пряных запахов древесных.
Пусть алый цвет и бирюза
Рождают праздничность и песни,
И будут яркими глаза,
И будут радостными вести.
Ведущий:
Представление 1 тройки игроков. (3 мамы со своими детьми)
1 тур.
Ведущий: По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал сердце любимице полей Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег реки и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, вырос цветок – символ любви и грусти. Назовите этот цветок? (Ландыш)
2 тур.
Ведущий: Древние люди наделили этот цветок сверхъестественными свойствами, предполагая, что в цветок переселяется душа человека, чтобы пообщаться с живущими родственниками и друзьями. (Бессмертник)
3 тур.
Ребенок:
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
Ведущий: Вы, наверное, все слышали о цветочных часах. Так, например, в 7 часов просыпается осот, в 8 ч – раскрывается вьюнок, в 9 ч– полевая гвоздика, а какой цветок просыпается в 6 ч утра? (Одуванчик)
Игра со зрителями.
Ведущий: Как называется растение, которое в древнем Перу называли Маис?
(Кукуруза).
Финал.
Ведущий: По русским преданиям, жила в деревне красавица. И ценила она выше всех достоинств верность, чистоту и взаимность.
Любила эта девушка ходить в венке, сплетенного из любимого растения: весной – с белыми цветами, а осенью – с красными ягодами.
На беду подрастающей красавицей любовались не только жители деревни, но и внук Чингисхана, будущий Батухан. Но, увы, девушка любила своего жениха.
Не выдержал Бату. Воровски выследил россиянку и бросился к ней. Выхватила она из-под шушпана кинжал.
А когда Бату все-таки приблизился к ней, ударила себя в грудь кинжалом и упала на куст с белыми цветами.
Никто не помнит, как звали молодую россиянку, но знают, что в честь этой девушки и ее любимого растения стали называть на Руси всех девушек и молодых женщин.
Что это за растение? (Боярышник).
Суперфинал.
Ведущий:
Однажды небо упрекнуло ниву:
- Все что населяет землю, славит меня, а ты нет.
-Я тебе благодарна, но не умею выразить свою любовь.
Хорошо,- сказало небо – Если ты не можешь подняться ко мне, я сойду к тебе.
И случилось чудо: на ниве выросли цветы, похожие на небо. С тех пор колосья хлеба при каждом дуновении склоняются к посланцам неба.
Назовите посланца неба? (Василек)
Вручение призов победителям и всем участникам.
Праздник для мам завершается небольшим концертом и чаепитием.
Колесо истории
День защитника Отечества для лучших пап.
Цели: Воспитывать любовь к Родине, уважению к ее защитникам. Развивать умение работать коллективно, уважать мнение других, высказывать свое мнение. Учить анализировать исторические факты на примере самых известных событий в истории российского государства.
Оборудование: цветные шары, рисунки карет, варианты ответов, круг с цветными лентами, карточки с цифрами 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800.
Магнитофон.
Ход.
Представление участников-пап. Разыгрываются сектора, в которых будет каждый из трех пап командиром.
1 тур.
Помните ли вы картину Васнецова “Богатыри”?
1 вопрос: С каким оружием изображен Алеша Попович?
Варианты ответов: 1. Копье, 2. меч, 3. лук.
Инсценировка.
Деревенский дом. Хозяйка стряпает. Маленький мальчик играет, скачет на импровизированной лошадке.
Заходит девочка: “ Ой, матушка, колокола раззвонились нынче. Праздник, что ли какой? Народ веселиться.”
Матушка: “Так как же не праздник, у князя то нашего Всеволода Большое Гнездо еще один внук родился, еще один защитник будет земли нашей. Вот подрастет чуть, отец его на коня посадит и деревянный меч в руки.”
Мальчик: И я хочу защитником быть, меч хочу.
Матушка: Погоди, отец с работы вернется, сделает меч тебе липовый. Пойдемте и мы на улицу выйдем. (Надевают платки на голову и выходят.)
2 вопрос: Какой великий полководец родился в 1220 году?
Варианты ответов: 1) Александр Невский. 2) Дмитрий Донской. 3) Ярослав Мудрый
3 вопрос. Защищая, какой город и одержав в бою победу, князь Александр Ярославович получил свое прозвище Невский?
Варианты ответов: 1) Москва. 2) Тверь. 3) Новгород.
Игра “Удачное путешествие”. После каждого тура вызываются по 1 ребенку из команды в руках у них воздушные шары, соответствующие названию команды. Дети под музыку бегут вокруг круга с цветными секторами. Музыка резко обрывается. Участник этой игры, чей шар по цвету совпал с цветом сектора, на котором стоит, приносит своей команде дополнительные 100 верст.
2 тур.
Инсценировка. Девушка-крепостная чистит самовар, напевая под нос какую-то песенку. Вбегает вторая девушка: “Ой, что я сейчас видела! Ваш молодой барин скинул тулуп и в прорубь – бултых!”.
1 девушка: Ну и что же?
2 девушка: Заболеет.
1 девушка: Нет, он это каждый день делает и зимой, и летом. Уж как решил, так и будет. Хороший у нас барин, вот только уедет скоро в армию служить.
2 девушка: А что так грустно? Ну и что, что армия…погоны, усы – генерал!
1 девушка: Да, генерал! Наш то барин рядовым пойдет!
2 девушка: Это еще почему?
1 девушка: В господских семьях как… Родился мальчик – его сразу в армию записывают. Он еще с няньками гуляет, а числится лейтенантом. Барский сынок растет – растут его чины, да звания. А наш барин так много болел в детстве, что его родители решили: никогда не будет их сын военным. Не стали его никуда записывать. Но наш барин, что решит так тому и быть. Уйдет в армию рядовым.
2 девушка: Ну, надо же какой упорный.
1 девушка: Ладно, некогда мне тут с тобой, пора самовар ставить. (уходит)
1 вопрос: О ком из полководцев идет речь?
Варианты ответов: 1) А. В. Суворов. 2) Ушаков 3) Нахимов.
2 вопрос:
Ребенок рассказывает:
По настоянию Петра 1 Боярская дума в октябре 1696 года приняла решение: “Морским судам быть!” В ту пору государева казна была пуста.
Петр 1 опять обратился к Думе. В ноябре 1696 года Боярской думе пришлось принять решение: владельцы крестьянских дворов, монастыри и люди, имевшие крепостных крестьян, должны были организовать так называемые компании. К началу 1697 года было создано 52 такие компании, обязанных за год за свой счет построить по кораблю и направить по одному плотнику в центр кораблестроения.
Вопрос: Где был центр кораблестроения?
Варианты ответов: 1) Архангельск. 2) Воронеж 3) Санкт-Перебург.
3 тур.
1. Покажите дату, которая соответствует изображенному поединку Челубея с Пересветом. Учитель открывает картину М. Авилова “ Поединок Пересвета с Челубеем.”
Варианты ответа: 1) 1220 г. 2) 1480 г. 3) 1380 г.
2. В 1242 году произошло “Ледовое побоище”. Как назывался месяц в древнерусском календаре?
Варианты ответа: 1) Студен 2) Березозол 3) Зарев.
3. В войне 1812 года участвовали башкирские полки. Сколько их было?
Варианты ответа: 1) 1. 2) 28. 3) 20.
4 тур.
1. Где родился Павел Степанович Нахимов?
Варианты ответа: 1) Рязанщина 2) Томбовщина 3) Смоленщина.
Ребенок дает справку о П.С. Нахимове.
2. Блокада какого города во время Великой Отечественной войны длилась 900 дней.
Варианты ответа: 1) Брест 2) Ленинград 3) Одесса
3. На доске фотографии героев Советского Союза, выберите портрет трижды героя Советского Союза. Кто он?
Вариант ответа: Кожедуб, Матросов, Губайдуллин.
Финал.
1 шаг. Решающее сражение в Великой Отечественной войне произошло под Сталинградом. Как сейчас называется этот город?
2 шаг. Назовите год и месяц победы в Великой Отечественной войне.
3 шаг. Вам предстоит назвать имя человека, участника русско-японской войны, который побывал с экспедицией на северном полюсе, а после октябрьской революции не оставил своих убеждений и сражался на стороне белой гвардии.
Варианты ответа: 1) Врунгель. 2) Врангель. 3) Врубель.
Вручение призов участникам. Поздравления детьми ветеранов и пап.