Интегрированный урок по геометрии и информатике с использованием психологического теста М.Люшера: "Построение сечений с помощью компьютерной программы «Живая геометрия»"

Разделы: Математика, Информатика, Школьная психологическая служба


Возраст учащихся: X класс.

Тип урока: урок обобщения и закрепления.

Цели урока:

  • закрепить навыки решения задач на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда, используя компьютерную программу “Живая геометрия” (цель учителя математики);
  • изучить принципы построения геометрических моделей с использованием программы “Живая геометрия” (цель учителя информатики) (с интерпретационной характеристикой по цветовым выборам согласно тесту М.Люшера).

Задачи урока:

  • образовательные – закрепить теоретический материал с применением на практике темы “Параллельность плоскостей”; способствовать формированию умений переноса знаний в новую ситуацию; закрепить умение строить сечения, используя компьютерную программу “Живая геометрия”.
  • развивающие - развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности; способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • воспитательные – побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности; способствовать развитию эстетического видения при построении чертежей.

Средства обучения:

технические:

  • компьютер с установленной операционной системой MS Windows;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютерная программа “Живая геометрия”.

программные:

  • презентация на тему “Золотое сечение” (выполненная учащимся);
  • раздаточные материалы (см. Приложение №1):
  • комплект карточек.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Повторение теоретического материала.
  4. Обобщение и закрепление полученных знаний (практическая часть урока).
  5. Интерпретация характеристик учащихся по цветовым выборам согласно теста М. Люшера (см. Приложение №2).
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель объявляет тему и цели урока.

II. Актуализация знаний (повторение теоретического материала).

Познавательный материал о золотом сечении – доклад в форме компьютерной презентации, составленный ученицей (5-7 минут).

III. Повторение теоретического материала.

Предлагается задача для всего класса, показанная с помощью проектора на экране, в процессе решения которой повторяется теоретический материал: свойства параллельности прямой и плоскости, свойства параллельности плоскостей,

Наглядно с использованием программы “Живая геометрия”, рассматривается процесс построения сечения параллелепипеда через три точки K, M, C1.

IV. Обобщение и закрепление полученных знаний (практическая часть урока).

Весь класс разбивается на семь групп по два человека в каждой. Каждой группе предлагается практическое задание, состоящее из 3 задач (4 варианта), которые необходимо выполнить в компьютерной программе “Живая геометрия”.

1, 2 задача – построение сечения тетраэдра или параллелепипеда через заданные три точки.

3 задача – более усложненная задача за счет того, что учащимся предлагается самим построить требуемую фигуру и сечение через заданную точку, параллельно одной из грани фигуры.

1 вариант

1) 2)

3) Изобразите параллелепипед ABCDA1B1C1D1 и отметьте на ребре CD точку Е. Постройте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точку Е и параллельно плоскости AA1D1.

2 вариант

1) 2)

3) Изобразите параллелепипед ABCDA1B1C1D1 и отметьте на ребре A1D1 точку Е. Постройте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точку Е и параллельно плоскости CDD1.

3 вариант

1) 2)

3) Изобразите параллелепипед ABCDA1B1C1D1 и отметьте точку Е на грани AA1D1D. Постройте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точку Е и параллельно плоскости BB1A1.

4 вариант

1) 2)

3) Изобразите параллелепипед ABCDA1B1C1D1 и отметьте точку Е на грани ABCD . Постройте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точку Е и параллельно плоскости BB1C1.

V. Интерпретация характеристик учащихся по цветовым выборам согласно теста М. Люшера.

В процессе решения задач учащимся было предложено выделить построенное сечения в понравившейся им цветовой фгамме. Методика ЦВ выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но также неосознанные реакции на них, что позволяет считать метод глубинным проективным. Исходя из символики цветов и накопленного в многолетней практике опыта, структурное значение каждого цвета, выбираемого на первых позициях, описано Максом Люшером следующим образом:

  • зеленый – упорство, целеустремленность, волевое усилие, эластичное напряжение, высокий уровень притязания, стремление к самовыражению;
  • красный – выражение жизненной силы, воли к победе, стремление к успеху, потребность в достижении самоутверждении;
  • желтый – раскованность, потребность в эмоциональной активности, стремление к новому и расширение возможностей;
  • синий – состояние покоя, эмоциональная стабильность, тенденция к эмоциональному комфорту;
  • серый – тенденция к пассивности, потребность в отдыхе, социальная отгороженность;
  • фиолетовый – потребность в уходе от реальной действительности, нереальные требования к жизни, мечтательность, индивидуалстичность;
  • коричневый – потребность снижения тревожности, ощущение физиологического дискомфорта, стресс;
  • черный – отказ, неприятие, огорчение, протест против существующего положения вещей, потребность в независимости, негативизм по отношению к любым авторитетам.

Большинство учащихся выбрали следующие цвета: зеленый, красный, желтый. Это свидетельствует о том, что на данном уроке учащиеся испытывают эмоционально благополучное активное работоспособное состояние. Черный и коричневый цвет отсутствовал. Следовательно, на уроке не было выявлено учащихся с эмоционально неблагополучным нерабочим состоянием.

VI. Подведение итогов урока.

Таким образом, учащиеся на уроке обладали высоким уровнем работоспособности, готовностью проявлять волевые усилия, эмоциональным благополучием, душевным комфортом.

Все ребята получили хорошие и отличные оценки за урок.

Мы считаем, что интегрированные уроки с учетом рекомендаций психолога и интерпретаций характеристик психологических тестов необходимы в педагогической деятельности.