Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-хклассов общеобразовательной школы. Он расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая её целостности.
Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средством их решения. В основной школе представление о модуле учащиеся получают, но строить графики функций с модулем, как правило, не умеют. В 10-11 классах при решении заданий с параметром очень часто приходится рассматривать и строить такие графики. В связи с этим этот курс ориентирован на развитие у учащихся навыков построения графиков функций с модулем.
Цели и задачи курса:
Планируемые результаты:
По окончании изучения курса учащиеся должны:
- Знать алгоритмы построения графиков функций и зависимостей с модулем;
- Уметь строить графики таких функций и зависимостей;
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части—лекции, консультации, практикумы, самостоятельную и творческую работы. Итоговый контроль предусматривает выполнение творческого задания и его презентация.
Формы работы: лекционная, групповая, практикум.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание и рекомендации по проведению занятий
Тема 1. Определение модуля. Свойства и график функции у = |х|
Рассмотреть теоретический материал. Построение графиков функций рассмотреть двумя способами:
- Используя определение модуля;
- Применяя сдвиг графика вдоль оси ОХ, вдоль оси ОУ, растяжение, сжатие.
- у = |х| + 2; у = - | х |; у = | х| -3;
- у = 3|х|; у = - 0,4| х |
- у = |х – 1 |; у = - | х + 2 |;
- у = |х + 1| - 1; у = 4 - | х – 2 |
Примеры для решения в классе и дома:
Тема 2. График функции у = | f( х)|
По определению модуля:
Правило Для построения графика функции у = | f(х)| для всех х из области определения, надо ту часть графика функции у = f(х), которая расположена ниже оси ОХ, отобразить симметрично этой оси.
Таким образом, график функции у = | f(х)| расположен только выше оси ОХ.
План построения:
- построить график функции у = f(х)
- часть графика, которая располагается выше оси ОХ, остаётся без изменений;
- часть графика, которая расположена ниже оси ОХ , симметрично отображается относительно этой оси.
Примеры: построить графики
Тема 3. График функции у = f( | х | )
По определению модуля:
Правило Функция у = f(| х|) –чётная, поэтому для построения её графика достаточно построить график функции у = f( х ) для всех из области определения и отобразить построенную часть симметрично оси ОУ.
План построения:
- построить график функции у = f(х);
- выделить ту часть графика, которая расположена правее оси ОУ, т.е. на множестве х > 0;
- выделенную часть симметрично отобразить относительно оси ОУ.
Примеры: построить графики
Тема 4. график зависимости | у | = f( х )
Эту зависимость можно записать так у = ± f( х )
Правило. Для построения графика этой зависимости достаточно построить график функции
у = f( х ) для тех х из области определения, при которых f( х )>=0, и отобразить её симметрично относительно оси ОХ.
План построения:
- построить график функции у = f( х );
- выделить ту часть графика, для которой ;
- выделенную часть графика отобразить симметрично относительно оси ОХ.
Примеры: построить графики
Тема 5. График зависимости | у | = | f( х )|
Используя свойство модуля, получаем: у = f(х) и у = - f(х). Значит, графиком этой зависимости будет объединение двух графиков у = f(х) и у = - f(х).
План построения:
- построить график у = f(х);
- построить график у = - f(х).
Примеры: построить графики
Тема 6. Построение графиков функций и зависимостей более сложного вида
Примеры: построить графики
Тема 7. Практикум
Учащиеся разбиваются на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает своё задание, которое выполняет самостоятельно. Выполнив её, они отчитываются перед всеми о своей работе. На этом занятии каждый ученик получает творческое задание, которое выполняет дома и готовит презентацию. Графики функций или зависимостей ученики строят на отдельном листе крупным планом, чтобы можно было организовать выставку-вернисаж этих работ.
Задания для практикума: построить график
Творческие задания: построить график
Рекомендуемая литература
- А.М. и Л.Д. Назаренко " Тысяча и один пример" 1994.
- А.И. Громов, В.М. Савчин " Математика для поступающих в ВУЗы" 1997.
- М.А. Иванов " Математика без репетитора" –М. ВЕнтана-Граф 2002.
- Я.С. Фельдман, А.Я. Жаржевский "Математика. Решение задач с модулями"— СПб. Оракул 1997.
- "Математика" приложение к газете
- "Математика в школе" журнал