Инновационный подход в преподавании физики в 8-м классе

Разделы: Физика


Цель занятия:

  • cоздать условия для формирования целостной системы ведущих знаний по данной теме и установление внутрипредметных связей;
  • содействовать развитию у школьников умения выделять главное в изучаемом объекте и структурировать информацию.

Содержание урока

Слово учителя: Сегодня мы проводим урок обобщения, то есть выделение общих закономерностей в физических явлениях по теме: “Строение вещества. Температура”. Исходя из данной темы, выделите ключевые моменты, на которые нам необходимо обратить внимание.

Уч-ся : Узловые вопросы темы, как из главного получить второстепенное, а также умение применять теоретическое положения на практике.

Учитель: Для достижения поставленной цели нам необходимо:

  1. Свести в одну систему знания о строении вещества.
  2. Выделить доказательства.
  3. Отработать умения пользоваться теоретическими знаниями при решении качественных задач.

Но прежде чем приступить к выделению главного - проведем блиц-опрос, который позволит повторить основные понятия темы.

I. Какие из перечисленных ниже явлений послужили основой для предположения об атомном строении вещества?

  1. Притяжение всех тел к Земле;
  2. Расширение тел при нагревании;
  3. Распространение запахов.

II. Какая из трех частиц входит в состав двух других из перечисленных ниже?

  1. Протон.
  2. Молекула.
  3. Атом.

III. Чем объясняется броуновское движение мелких твердых частиц в газах?

IV. Имеются металлический шар и металлическое кольцо с диаметром отверстия, точно равным диаметру шара. При одинаковой температуре шара и кольца шар с трудом проходит через отверстие в кольце. Каким опытом, используя эти предметы, можно доказать способность твердых тел к расширению при нагревании?

V. Что не состоит из атомов?

  1. Вода.
  2. Воздух.
  3. Звук.

VI. Что такое самая маленькая частица железа?

VII. Водяной пар состоит из молекул воды, движущихся беспорядочно. Что обычно происходит при столкновении этих молекул?

VIII. Каким способом можно увеличить скорость беспорядочного движения молекул воздуха, находящихся в закрытой бутылке?

  1. Бросить бутылку с большой скоростью;
  2. Нагреть бутылку.

IX. В стакан с водой упала капля спирта. Через некоторое время спирт распространился по всему стакану. Какое явление было причиной распространения молекул спирта по всему объему воды? Температура воды в стакане была всюду одинаковой.

X.В веществе атомы непрерывно движутся и сталкиваются друг с другом. Как вы думаете, “изнашиваются” ли атомы от этих ударов, изменяются ли со временем размеры и форма атомов, уменьшается ли со временем их масса?

Будем считать это разминкой, которая подготовила к выделению главного по данной теме.

Что мы знаем о строении вещества? Давайте вместе заполним следующую таблицу.

Основные положения молекулярно-кинетической теории

1-е положение 2-е положение 3-е положение
1. Все тела состоят из отдельных частиц (молекул, атомов). 2. Молекулы непрерывно и беспорядочно движутся; V движения молекул определяет t тела 3. Между молекулами существуют силы взаимодействия: притяжения и отталкивания
Опытные подтверждения
1-го положения 2-го положения 3-го положения
1.Закон Дальтона (из химии)

2.Фото молекул, сделанное электронным микроскопом

3.Определили размеры 1–й молекулы.

1.Диффузия (в газах, жидкостях, твердых телах) – взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга.

Диффузия зависит:

а) от t: чем t ^, тем диффузия протекает быстрее;

б) от агрегатного состояния вещества: в газах быстрее, в твердых телах медленнее.

2.Броуновское движение – тепловое движение молекул жидкости (или газа)

Газообразные

- занимает весь объем (изменить легко)

- формы нет

Например:

Водяной пар

Молекулы почти не взаимодействуют “бродяги”

Жидкие

- объем есть (изменить трудно)

- форма сосуда

Например:

Вода

Взаимодействие сильное “кочевники”

Твердые

- объем есть (изменить очень трудно)

- есть форма

Например:

Лед

Упорядоченное взаимодействие молекул “оседлые”

Испарение (конденсация)

Возможно:

а) при любой t

б) со свободной поверхности жидкости

Интенсивность испарения зависит:

а) от t жидкости;

б) S поверхности жидкости;

в) наличия ветра;

г) рода жидкости

Кипени

Возможно:

а) при t кипения

б) во всем объеме

t кипения зависит:

а) от давления

Вспомнив все необходимые теоретические понятия, приступим к решению задач (В.И. Лукашик, Е.В. Иванова “Сборник задач по физике” )

В заключение урока проводится небольшая тестовая работа.

Вариант 1

1. При нагревании газа при постоянном объеме...

  1. Кинетическая и потенциальная энергия молекул газа увеличиваются.
  2. Кинетическая энергия молекул газа увеличивается, а потенциальная — остается неизменной.
  3. Кинетическая энергия молекул газа увеличивается, а потенциальная — уменьшается.
  4. Кинетическая энергия молекул газа остается неизменной, а потенциальная — увеличивается.

2. Плотность воды при температуре 100 °С равна 950 кг/м3, а наибольшая плотность водяного пара при 100 °С равна 0,59 кг/м3. Такое различие плотностей можно объяснить тем, что...

  1. Молекулы жидкости и пара имеют разные массы.
  2. Молекулы жидкости и пара движутся с разными скоростями.
  3. Число молекул в 1 м3 пара меньше, чем в 1 м3воды.
  4. При переходе молекул из жидкости в пар уменьшается энергия их взаимодействия.

3. При температурах, далеких от температуры плавления кристаллического тела, в процессе его нагревания почти вся поступающая энергия идет...

  1. На постепенное разрушение кристаллической решетки.
  2. На постепенное расширение тела.
  3. На увеличение энергии движения частиц в узлах кристаллической решетки.
  4. На расширение атомов вещества.

4. Если надутый и завязанный воздушный шарик нагреть, то он может лопнуть. Это объясняется тем, что...

  1. Увеличивается механическая энергия шарика.
  2. Давление газа зависит от температуры.
  3. Шарик электризуется при надувании.
  4. Давление газа зависит от объема.

5. При конденсации (сжижении) водяного пара выделяется некоторое количество энергии. Это происходит потому, что при конденсации воды...

  1. Увеличивается энергия взаимодействия ее молекул.
  2. Увеличивается энергия движения ее молекул.
  3. Уменьшается энергия движения ее молекул.
  4. Уменьшается энергия взаимодействия ее молекул.

Вариант 2

1. Если положить огурец в соленую воду, то через некоторое время он станет соленым. Это можно объяснить...

  1. Диффузией.
  2. Конвекцией.
  3. Инерцией.
  4. Теплопередачей.

2. Двигатель внутреннего сгорания предназначен для преобразования внутренней энергии топлива в...

  1. Потенциальную энергию поршня.
  2. Кинетическую энергию поршня.
  3. Кинетическую энергию выхлопных газов.
  4. Потенциальную энергию выхлопных газов.

3. Если содержащийся в закрытом пробкой сосуде газ нагреть, удерживая пробку, а затем пробку отпустить, то она вылетит. При выталкивании пробки происходит преобразование...

  1. Потенциальной энергии газа в потенциальную энергию пробки.
  2. Внутренней энергии газа в потенциальную энергию пробки.
  3. Внутренней энергии газа в кинетическую энергию пробки.
  4. Кинетической энергии газа в кинетическую энергию пробки

4. При разработке нового автомобиля необходимо решать экологическую проблему…

  1. Увеличения мощности двигателя.
  2. Уменьшения токсичности выхлопных газов.
  3. Улучшения комфортности салона.
  4. Уменьшения мощности двигателей.

5. Металлические баллоны с газом нельзя нагревать выше определенной температуры, так как иначе они могут взорваться. Это связано с тем, что...

  1. Внутренняя энергия газа зависит от температуры.
  2. Давление газа зависит от температуры.
  3. Объем газа зависит от температуры.
  4. Молекулы газа распадаются на атомы, и при этом выделяется энергия.

Таким образом, обобщив знания по теме “Строение вещества. Температура”, мы подготовили теоретическую базу для решения практических задач по следующей теме.

Литература

1. Гладышева Н.К., Нурминский И.И. Тесты. Физика. - М., 2003

2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты. 7-9 классы. - М., 1998

3. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике. – М., 2000