Цель: Закреплять части слова; определить роль суффикса в слове; развивать речь, воображение, внимание, память, мышление.
Ход урока
1. Организационный момент
Игра-приветствие “Здравствуйте!” (Учащиеся поочередно касаются пальцами пальцев рук своего соседа, начиная с больших)
- Желаю (соприкасаются большими пальцами)
- успеха (указательными)
- большого (средними)
- во всем ( безымянными)
- и везде (мизинцами)
- Здравствуйте! (Прикасаются всей ладонью)
2. Чистописание
- Ребята, работа на уроке предстоит серьезная, поэтому настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь и правильно положите ее на парте.
- Запишите число, классная работа.
- Посмотрите на доску:
лЛл МмМ ЛЛлл мМмМ
- Зимний декабрьский ветер надул в нашем городе большие сугробы и, чтобы двигаться вперед, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, напоминающие зимний узор.
3. Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)
- Зачем нужны кормушки?
- Что страшнее для птиц зимой: голод или холод?
- Посмотрите на кормушку (изображение кормушки на доске)
- Назовите птиц, сидящих на ней? (ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, дятел: в клювах они держат буквы: С, У, ФФ, И, К, С)
- Какие птицы здесь собрались?
- Какая птица лишняя, почему? (Снегирь)
- Чем схожи слова, обозначающие названия птиц? (Словарные)
Доска закрывается.
- Запишите названия птиц, которые вы запомнили, обозначьте орфограмму.
(В это время с доски убирается одна птичка, доска открывается).
- Что изменилось?
- Какую букву держала птичка в клюве?
- Составьте и запишите предложение с одним из этих слов.
- А сейчас из букв, находящихся в клювах птиц, соберите слово, которое и будет являться темой нашего урока.
СУФФИКС
4. Работа над темой урока
- Давайте вспомним все , что мы знаем о суффиксе? (Ответы детей вывешиваются на доску)
ЧАСТЬ СЛОВА СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ
- Эти высказывания мы и будем проверять на уроке.
- Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках. У вас в тетрадях изображен грамматический человечек, с которым встречаемся на уроках русского языка.
- Вот сейчас давайте сформируем лицо этого человечк .Вы проверите себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо примет определенное выражение.
Меня в окошко обозначат.
Для связи слова я служу.
Какой смысл в каждом предложении,
Я всем и сразу расскажу.
(Окончание)
Графически обозначаем левый глаз.
Ну а я частичка.
Обозначусь я как птичка,
Только вот наоборот.
Это каждый разберет.
(Суффикс)
Графически обозначаем правый глаз.
Я и часть, я и предлог.
Без меня никто не смог.
Я и слово, и добавка,
Называюсь я… (приставка)
Графически обозначаем нос.
Часть я очень главная,
В слове я живу.
Без меня нет смысла
Ни розе, ни ежу.
(Корень)
Графически обозначаем рот.
Без окончания, часть слова.
Называюсь я… (основа)
Графически обозначаем челку над глазами.
Да, лицо у нашего человечка получилось немного грустное, но я думаю, что к концу урока он улыбнется. А для этого надо выполнить все задания.
- Пока мы с вами работали, зимний ветер навеял нам такие слова (на доске слова)
снежок
зима
сугроб
зимний
зимушка
- Чем схожи эти слова?
- Выделите из этих слов группу слов, объединенных по какому-либо признаку, выделите в этих словах корень, окончание, основу.
- Какую часть слова не обозначили? (Суффикс)
Вернуться к началу урока.
- Доказали ли мы, что суффикс является частью слова?
Каждая часть слова выполняет свою работу. Какая работа у суффикса?
- Какие еще однокоренные слова с суффиксами можно подобрать? (Зимовье, зимовать)
Вы хорошо справились с заданием. Я думаю, что наш человечек остался доволен.
5. Работа с учебником.
Упр.194 стр.131
- Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? (Стих-е)
- В какое время происходят события? Почему? (Докажите строчками из стих-я)
- Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку?
ПЕСИК, ЛАПКА, НОСИК
- Какие это чувства? (Доброта, любовь, сочувствие)
- Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку?
- ИК, -ЕК, -К
- Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)
- Какие еще суффиксы играют такую же роль? (-ЕЧК,- ОЧК, -ЕНЬК)
Орфографическое задание.
- Найдите слова с безударной гласной в корне и в приставке.
(Ребята, у которых голубые снежинки- 8 строчек, белые снежинки- 4 строчки)
Проверка по шаблону с доски.
Лексическая работа.
- Прочитайте слова в рамке. Что можете о них сказать?(Синонимы)
- Какие слова называются синонимами?
- С одним словом устно составьте предложение.
Разбор слов по-составу.
ЛАПА, ЛАПКА
6. Итог урока.
Быстро время пролетело
И идет к концу урок.
Так давайте без задержки
Подведем всему итог.
- Доказали ли мы, что суффикс-это часть слова, нужен для образования новых слов?
- Может ли измениться лицо человечка? Что для этого нужно сделать?
- Выставление оценок (самооценка на снежинках)
7. Домашнее задание.
Упр.194 стр.131 - закончить.