Урок русского языка в 3-м классе по УМК "Школа-2100". Тема: "Суффикс. Его роль в слове"

Разделы: Начальная школа


Цель: Закреплять части слова; определить роль суффикса в слове; развивать речь, воображение, внимание, память, мышление.

Ход урока

1. Организационный момент

Игра-приветствие “Здравствуйте!” (Учащиеся поочередно касаются пальцами пальцев рук своего соседа, начиная с больших)

- Желаю (соприкасаются большими пальцами)

  • успеха (указательными)
  • большого (средними)
  • во всем ( безымянными)
  • и везде (мизинцами)

- Здравствуйте! (Прикасаются всей ладонью)

2. Чистописание

- Ребята, работа на уроке предстоит серьезная, поэтому настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь и правильно положите ее на парте.

- Запишите число, классная работа.

- Посмотрите на доску:

лЛл МмМ ЛЛлл мМмМ

- Зимний декабрьский ветер надул в нашем городе большие сугробы и, чтобы двигаться вперед, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, напоминающие зимний узор.

3. Словарная работа.

- Отгадайте загадку:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)

- Зачем нужны кормушки?

- Что страшнее для птиц зимой: голод или холод?

- Посмотрите на кормушку (изображение кормушки на доске)

- Назовите птиц, сидящих на ней? (ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, дятел: в клювах они держат буквы: С, У, ФФ, И, К, С)

- Какие птицы здесь собрались?

- Какая птица лишняя, почему? (Снегирь)

- Чем схожи слова, обозначающие названия птиц? (Словарные)

Доска закрывается.

- Запишите названия птиц, которые вы запомнили, обозначьте орфограмму.

(В это время с доски убирается одна птичка, доска открывается).

- Что изменилось?

- Какую букву держала птичка в клюве?

- Составьте и запишите предложение с одним из этих слов.

- А сейчас из букв, находящихся в клювах птиц, соберите слово, которое и будет являться темой нашего урока.

СУФФИКС

4. Работа над темой урока

- Давайте вспомним все , что мы знаем о суффиксе? (Ответы детей вывешиваются на доску)

ЧАСТЬ СЛОВА СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ

- Эти высказывания мы и будем проверять на уроке.

- Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках. У вас в тетрадях изображен грамматический человечек, с которым встречаемся на уроках русского языка.

- Вот сейчас давайте сформируем лицо этого человечк .Вы проверите себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо примет определенное выражение.

Меня в окошко обозначат.

Для связи слова я служу.

Какой смысл в каждом предложении,

Я всем и сразу расскажу.

(Окончание)

Графически обозначаем левый глаз.

Ну а я частичка.

Обозначусь я как птичка,

Только вот наоборот.

Это каждый разберет.

(Суффикс)

Графически обозначаем правый глаз.

Я и часть, я и предлог.

Без меня никто не смог.

Я и слово, и добавка,

Называюсь я… (приставка)

Графически обозначаем нос.

Часть я очень главная,

В слове я живу.

Без меня нет смысла

Ни розе, ни ежу.

(Корень)

Графически обозначаем рот.

Без окончания, часть слова.

Называюсь я… (основа)

Графически обозначаем челку над глазами.

Да, лицо у нашего человечка получилось немного грустное, но я думаю, что к концу урока он улыбнется. А для этого надо выполнить все задания.

- Пока мы с вами работали, зимний ветер навеял нам такие слова (на доске слова)

снежок

зима

сугроб

зимний

зимушка

- Чем схожи эти слова?

- Выделите из этих слов группу слов, объединенных по какому-либо признаку, выделите в этих словах корень, окончание, основу.

- Какую часть слова не обозначили? (Суффикс)

Вернуться к началу урока.

- Доказали ли мы, что суффикс является частью слова?

Каждая часть слова выполняет свою работу. Какая работа у суффикса?

- Какие еще однокоренные слова с суффиксами можно подобрать? (Зимовье, зимовать)

Вы хорошо справились с заданием. Я думаю, что наш человечек остался доволен.

5. Работа с учебником.

Упр.194 стр.131

- Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? (Стих-е)

- В какое время происходят события? Почему? (Докажите строчками из стих-я)

- Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку?

ПЕСИК, ЛАПКА, НОСИК

- Какие это чувства? (Доброта, любовь, сочувствие)

- Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку?

- ИК, -ЕК, -К

- Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)

- Какие еще суффиксы играют такую же роль? (-ЕЧК,- ОЧК, -ЕНЬК)

Орфографическое задание.

- Найдите слова с безударной гласной в корне и в приставке.

(Ребята, у которых голубые снежинки- 8 строчек, белые снежинки- 4 строчки)

Проверка по шаблону с доски.

Лексическая работа.

- Прочитайте слова в рамке. Что можете о них сказать?(Синонимы)

- Какие слова называются синонимами?

- С одним словом устно составьте предложение.

Разбор слов по-составу.

ЛАПА, ЛАПКА

6. Итог урока.

Быстро время пролетело

И идет к концу урок.

Так давайте без задержки

Подведем всему итог.

- Доказали ли мы, что суффикс-это часть слова, нужен для образования новых слов?

- Может ли измениться лицо человечка? Что для этого нужно сделать?

- Выставление оценок (самооценка на снежинках)

7. Домашнее задание.

Упр.194 стр.131 - закончить.