Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках предмета “Мир вокруг нас” при изучении темы “Полезные ископаемые России и Воронежской области”.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- сформировать представления учащихся о подземных богатствах России и Воронежской области;
- познакомить детей с полезными ископаемыми Воронежской области, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
2. Воспитательная:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам;
- воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.
3. Развивающая:
- развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом-определителем “От земли до неба”, коллекционным материалом;
- развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
4. Здоровьесберегающая:
- соблюдать последовательность этапов урока, провести физкультминутку при смене деятельности учащихся на уроке.
Наглядность: физическая карта России, карта Воронежской области, таблицы добычи полезных ископаемых, коллекции полезных ископаемых, изделия из камней и глины.
Оборудование: раздаточный материал: образцы полезных ископаемых, карточки “Помогай-ка”, “Условные обозначения полезных ископаемых”, карты Воронежской области, атласы-определители “От земли до неба”.
План проведения урока
- Организационный момент.
- Опрос-повторение по теме: “Водоемы нашего края”.
- Работа над новой темой “Наши подземные богатства”.
- Рассказ учителя о полезных ископаемых России.
- Работа учащихся в группах.
- Составление таблицы “Полезные ископаемые”.
- Физкультминутка.
- Рассказ учителя о полезных ископаемых Воронежской области.
- Сообщения учащихся о полезных ископаемых Воронежской области.
- Обсуждение проблемы охраны, бережного и экономного использования природных богатств.
- Решение кроссворда.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Сообщение темы и цели урока.
Вот уже звенит звонок
Начинается урок
Хозяйка подземных богатств
В свое царство зовет сегодня нас.
2. Опрос-повторение по теме: “Водоемы нашего края”. Сегодня вы узнаете о сокровищах Земли, ее подземных богатствах. Но сначала вы должны получить пропуск в мир подземных богатств. Хозяйка подземных богатств просит ответить на вопросы:
- Какие океаны омывают Россию? (Северный Ледовитый, Тихий и Атлантический океаны)
- Какой водоем находится в г. Воронеже? (Воронежское водохранилище).
- Какие правила должны соблюдать люди, отдыхающие у водоемов? (Не бросать мусор в воду и не оставлять его на берегу водоема, не мыть транспортные средства у водоема, быть осторожными в воде).
3. Работа над новой темой “Наши подземные богатства”.
3.1. Рассказ учителя о полезных ископаемых России.
О водоемах знаете вы,
Ответы ваши достойны похвалы.
Открыты ворота подземной страны.
Перед вами физическая карта России. На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых. Полезные ископаемые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Одни из них используются в строительстве – это песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом – торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубины земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Некоторые соли используют как удобрение, а поваренную соль мы используем при приготовлении пищи.
В России большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральского бассейна. Имеются многочисленные месторождения каменного и бурого угля. Самыми знаменитыми являются месторождения каменного угля в районе Воркуты, Донецком бассейне, в Сибири месторождения Кузнецкого бассейна.
Огромные месторождения железных руд находятся на территории Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова.
Особенно богаты рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов – меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Северный Кавказ, Приморье), сырье для получения алюминия – бокситы. Есть в России богатейшие месторождения золота, платины, алмазов.
3.2. Работа учащихся в группах. Сегодня в группах, при помощи карточки – “Помогай-ки”, учебника и атласа-определителя вы познакомитесь и определите свойства следующих полезных ископаемых:
1 группа – знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (с.160-162 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями, атлас-определитель, “Помогай-ка”)..
2 группа – изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (с.163-167 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями, атлас-определитель, “Помогай-ка”).
3 группа – знакомится со свойствами и применением железной руды (с.164-165 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями, атлас-определитель, “Помогай-ка”).
Карточка “Помогай-ка”. (Приложение1.doc)
Группы работают самостоятельно.
3.3. Составление таблицы “Полезные ископаемые”. Проводится обсуждение изученного материала. Рассказы учеников с показом образцов, картинок. Добыча полезных ископаемых.
Найдите на карте России месторождения полезных ископаемых. Назовите их. Сейчас мы заполним таблицу-схему.
Полезные ископаемые |
||
Рудные |
Нерудные |
|
Строительные |
Горючие |
|
Железная руда Медная руда |
Гранит, известняк, песок, глина |
Уголь, торф, нефть, природный газ. |
3.4. Физкультминутка
По дорожке шли, шли (шагаем)
Много камешков нашли.
Присели (сели), собрали (встали)
Дальше пошли.
3.5. Рассказ учителя о полезных ископаемых Воронежской области. Наша Воронежская область тоже богата полезными ископаемыми. Многие из них по запасам и качеству имеют промышленное значение, особенно для производства строительных материалов. Это различные виды глин, известняка, песчаники, мел, граниты, кварцевые пески, бурые угли, торф, железная руда, горючие сланцы.
3.6. Сообщения учащихся о полезных ископаемых Воронежской области. Наши ученики подготовили несколько сообщений о полезных ископаемых Воронежского края (гранит, мел, глина, известняк). (Приложение2.doc)
3.7. Обсуждение проблемы охраны, бережного и экономного использования природных богатств. Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как и все на Земле, подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании.
– Прочитайте статью “Охрана подземных богатств” (с.168-169 учебника).
Сделайте вывод: Что мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.)
В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (В твердом – гранит, уголь, мел, руда, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ).
3.8. Решение кроссворда. Молодцы! Хозяйка подземных богатств просит вас разгадать кроссворд (Приложение 3. doc) и прочесть ключевые слова:
1. Он очень нужен детворе
Он на дорожке во дворе
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)2. Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)3. Белый камушек растаял
На доске он след оставил. (Мел)4. Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)5. Без нее не побежит
Не автобус, не такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)6. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Черный, блестящий –
Труженик настоящий. (Уголь)7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)8. По трубе течет –
Пироги печет. (Газ)9. Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением. (Торф)10. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе
Сам он удобрение. (Известняк)
4. Итог урока. Выставление оценок. Вывод с. 169.
5. Домашнее задание. С.159-170, вопросы “Проверь себя”.
Молодцы, ребята! Спасибо за урок!