Цель: через активную интеллектуально-творческую деятельность формировать у педагогов систему теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для научного познания.
Форма проведения: тренинг.
Ход мероприятия
Слайд №1
УЧИТЕЛЬ 1: Одной из главных задач, поставленных в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, является “изменение содержания образования от знаниецентрического к компетентностному”. Юному поколению, сидящему сегодня за школьными партами, предстоит реализовывать в третьем тысячелетии долгосрочные программы развития и процветания республики.
УЧИТЕЛЬ 2: Современному обществу нужны одаренные люди и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Индивидуальный подход в образовании занимает центральное место в новой школе. Он чрезвычайно важен для всех детей без исключения, но особенно для тех, природные задатки которых требуют особого внимания. Именно с развитием талантов и способностей, подкрепленных с раннего возраста личным трудолюбием и активной гражданской позицией, мы связываем будущее интеллектуального потенциала нашего общества.
УЧИТЕЛЬ 1: К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
УЧИТЕЛЬ 2: Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть потенциальные возможности ребенка;
УЧИТЕЛЬ 1: Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы.
УЧИТЕЛЬ 2: Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им недостаточно работы на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
УЧИТЕЛЬ 1: Сама по себе научная деятельность реализует одну из естественных потребностей человека - познавательную, и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. Поэтому так важно именно в школьном возрасте выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести учащихся на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. (Слайд №2).
УЧИТЕЛЬ 2: Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь? (Слайд №3)
По нашему мнению исследователь должен уметь: сформулировать проблему исследования в виде познавательной задачи; определить цель исследования; собрать необходимую информацию; разработать ведущий замысел; разработать гипотезу решения познавательной задачи; разработать мысленную (или реальную) модель объекта исследования; разработать методику проведения исследования; провести исследование (анализ фактов, причинно-следственных связей, наблюдения, анкетирование, эксперимент и т.д.); описать и объяснить полученные результаты; разработать предложения по применению полученных знаний; публично отстаивать результаты своего исследования.
УЧИТЕЛЬ 1: (Слайд №4) Сегодня мы говорим об исследовательском проекте. А что- же такое исследование.
- Мы предлагаем поработать в группе и выяснить, что же такое исследование. Сформулировать это понятие. (5 мин)
Исследование - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.
УЧИТЕЛЬ 2: (Слайд №5)
Различают два взаимосвязанных уровня исследования: эмпирический и теоретический.
УЧИТЕЛЬ 1: (Слайд №6)
На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.
Слайд №7
Виды исследовательских работ
Форма | Структура |
УЧИТЕЛЬ 2 Доклад |
в кратких вводных замечаниях - научно-практическая ценность темы; сущность темы, обоснованные научные предложения; выводы и предложения. |
УЧИТЕЛЬ1 Тезисы доклада |
основные положения доклада; основные выводы и предложения; |
УЧИТЕЛЬ 2 Научная статья |
заголовок; вводные замечания; краткие данные о методике исследования; анализ собственных научных результатов и их обобщение; выводы и предложения; ссылки на цитируемую литературу; |
УЧИТЕЛЬ 1 Научный отчет |
краткое изложение плана и
программы законченных этапов научной работы; значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; детальная характеристика применявшихся методов; существование новых научных результатов; заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы; выводы и предложения; |
УЧИТЕЛЬ 2 Реферат |
вводная часть; основной текст; заключительная часть; список литературы; указатели |
УЧИТЕЛЬ 1: Возьмем научный проект Кашина Владислав, ученика 10 класса, и на его примере рассматриваем требования к содержанию НИР. Слайд №8
УЧИТЕЛЬ 2 Слайд 9
УЧИТЕЛЬ 1 Слайд 10
УЧИТЕЛЬ 2 Слайд 11
УЧИТЕЛЬ 1 Слайд 12
Цели и задачи исследования.
Выбрав тему, важно уяснить, в чем заключается цель, конкретные задачи и аспект ее разработки.
Цель - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Цель неразрывно связана с актуальностью проводимого исследования, формулируется после ее изложения и включает в себя, что конкретно будет выполнено автором, какая задача будет решаться в работе. Цель исследований обычно излагается в виде одного или двух предложений и отражает последовательность тех предполагаемых действий, которые предпримет автор, чтобы достигнуть конечного результата. Различают следующие пути достижения цели: общепринятые, общеизвестные, нестандартные и альтернативные.
УЧИТЕЛЬ 2: (Слайд№13)
Гипотеза - обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. По существу, научная гипотеза - это предположительный ответ на вопрос, сформулированный в проблеме исследования, это описание продвижения исследователя к цели, это развернутое предположение, своеобразное исследование в уме, одна из форм теоретического мышления, благодаря которой происходит открытие нового в науке.
Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения: “Если ..., то ..., так как...”. Первая часть гипотезы содержит формулировку условий, которые предполагает создать исследователь для решения заявленной проблемы, вторая часть гипотезы показывает предположительный результат будущего исследования, и третья часть гипотезы заключает теоретическое обоснование причины того, почему специально созданные условия, заявленные исследователем, обуславливают этот результат.
Формулирование гипотезы требует от исследователя терпения, интеллектуального напряжения, гибкости мышления.
УЧИТЕЛЬ 1: Приведем примеры гипотез из научных работ наших учеников………
УЧИТЕЛЬ 2 Слайд №14
Задача представляет собой шаг, звено, этап достижения цели: обобщение результатов, нахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации опытных данных; расширение результатов исследования на ряд подобных объектов без повторения всего объема исследования; повышение надежности экспериментального исследования объекта. Это последовательное доказательство выдвинутой гипотезы. Причем, если цель исследования определяется общим состоянием изучаемой проблемы, то задачи исследования логические вытекают из цели исследования и учета требования практики.
УЧИТЕЛЬ 1: Слайд №15-16
УЧИТЕЛЬ 2: Слайд 17
УЧИТЕЛЬ 1: Слайд 18
УЧИТЕЛЬ 1: Демонстрация грамотного оформления научного проекта на примере научной работы одного из учеников. Демонстрация электронного учебника по анатомии человека, созданного учениками школы.
УЧИТЕЛЬ 2: Тренинг.
Разделим участников по группам.
Каждая группа получает тему, в работе над которой, им предстоит описать ее актуальность, выдвинуть гипотезу, определить цель, сформулировать задачи.
Приведем примеры тем:
- Сохранение семьи в условиях перехода на 12-летнее образование.
- Способы знакомства с молодыми людьми при наличии комплекса “Я ещё не готова к урокам”.
- У всех мама как мама, а у меня учительница.
- На работе я – руководитель, а дома …
- Интернет-знакомства: реальность или миф в жизни учителя.
Выступление спикеров от групп.
Рефлексия:
- Готовы ли вы к исследовательской работе?
- Понравилась ли Вам тренинговая форма работы?
- Желаете ли Вы, чтобы мы продолжили тренинги по проектной деятельности?
- Какие упражнения Вам запомнились больше всего?
- Что Вам не понравилось в тренинге?
Закончить наш тренинг хочется словами Дмитрия Лихачева: “Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца”.