ЦЕЛИ:
- Познакомить детей с новыми звуками н, н’ и буквой Нн.
- Воспитывать аккуратность при работе с учебником и дидактическим материалом.
- Развитие коммуникативной функции речи при построении ответов на вопросы.
ХОД УРОКА
1. ОРГМОМЕНТ
- Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Так и я обращаюсь к вам: “Здравствуйте, ребята!”
- И в этот весенний солнечный день, давайте поздороваемся и подарим улыбки друг другу. Глазками поздоровайтесь друг с другом и с учителем.
2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Здравствуй, солнце золотое! (соединяются мизинцы обеих рук)
Здравствуй, небо голубое! (безымянные)
Здравствуй, легкий ветерок! (средние)
Здравствуй, маленький дубок! (указательные)
Мы живем в родном краю, (большие)
Всех я вас приветствую! (ладошки пожимают друг друга)
Звучит песенка из мультфильма “Три поросёнка”: “…Никакой на свете зверь, страшный зверь, не откроет эту дверь, эту дверь…”
- Чья это песенка? (Песенка трёх поросят.)
Сегодня к нам пришли в гости три поросёнка. Они принесли вам новую букву и хотят посмотреть, чему вы научились. Я надеюсь, что на уроке вы будете хорошо работать, отвечать на вопросы полными ответами, читать громко и правильно. Но сначала проведём наши традиционные разминки.
3. ПСИХОГИМНАСТИКА
Изобразите сердитого волка. А сейчас изобразите, как страшно поросятам. Покажите смелых, радостных поросят.
4. САМОМАССАЖ
Поверните ладошки к солнышку, лучики греют их. Делаем массаж лица по схеме, после каждого движения встряхиваем руки.
5. Массаж рук с использованием массажных мячей
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.По столу круги катаю,
И из рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу,
Вправо влево - как хочу.Поиграю я в футбол -
и забью в ладошку гол.Сверху левой,
Снизу правой.
Я его катаю браво.
Поверну, а ты проверь –
Сверху правая теперь.
6. СООБЩЕНИЕ НОВОГО
Наши гости, поросята, приготовили вам первое задание и предлагают нам поиграть с ними в игру “Буква заблудилась”.
Выставляются буквы: а о у м ы
- Какая буква заблудилась? (м)
- Почему? (она – согласная, остальные – гласные).
- Расскажите поросятам всё, что вы знаете о букве М.
Следующее задание поросят.
Послушайте внимательно загадку и назовите отгадку.
Два конца, два кольца.
Посередине гвоздик. (ножницы)
- Для чего нам нужны ножницы? Составьте предложение со словом ножницы.
- Сколько слов в предложении? Составьте схему предложения.
- Давайте произнесём хором слово “ножницы”.
- Сколько в нём слогов? Почему?
- Назовите первый слог. Составьте схему первого слога.
- Назовите второй слог. Составьте схему второго слога.
- Назовите третий слог. Составьте схему третьего слога.
- Назовите первый звук.
- Какой этот звук? (при произношении он встречает преграду – это, значит, согласный звук)
- Какой это звук ещё? (он твёрдый)
- На схеме твёрдый согласный звук обозначим каким квадратом? (синим)
Ещё этот звук звонкий. (Учащиеся определяют звонкость – глухость практически: закрывают пальчиками уши и произносят звук: звонкий будет звенеть, глухой – нет).
- Итак, с каким звуком мы познакомились?
- Какой он?
- А теперь поиграем в игру “Узнайте звук”.
Хлопните в ладоши, если услышите звук н, н’ в словах.
Нос, шкаф, клоун, парта, нитка, луна, стол, ноша, карандаш.
Знакомство с буквой.
- Звуки н, н’ обозначаются буквой Н (эн). Дети хором произносят название буквы и запоминают её.
- Как вы думаете, почему она на “Ленте памяти” живёт в синем домике?
- А почему она поселилась на верхнем этаже? (Она обозначает согласный звонкий звук).
Посмотрите внимательно на букву и скажите - на что похожа буква Н?
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю
Песенки.
Выложите букву Н на пластилиновых досках.
7. ФИЗМИНУТКА
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем.
Мы крутимся потом.
Мы топаем ногами:
- Топ-топ-топ.
Мы руки поднимаем:
- Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом.
8. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
Дети, которые умеют читать, самостоятельно читают текст с карточки.
1.Чтение слогов.
- шепотом;
- хором;
- цепочкой;
2. Работа по странице учебника.
3. Чтение цепочкой.
4. Выборочное чтение.
9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Как зовут наших поросят из сказки? (Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф)
С какой буквы начинаются их имена? Какая она?
Встаньте парами, изобразите букву Н.
Ниф-Ниф предлагает поиграть в игру “Скажи наоборот”
- Высоко …(низко)
- Направо …(налево)
- День …(ночь)
- Верх …(низ)
- Вперёд …(назад)
- Какая буква есть во всех, названных вами словах. Где она стоит в словах?
10. ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.
- С какой буквой мы познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- В какой домик мы её поместили? Почему?
Ребята, посмотрите на доску там домики наших поросят. Первый домик из соломы, значит он какой? (Соломенный). Второй домик из дерева - …? (Деревянный). Третий домик из кирпича - …? (Кирпичный).
Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы хорошо работали – прикрепите свой кирпичик, под кирпичный дом.
Если пока не все удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается - прикрепите свой кирпичик, под деревянный дом.
Если вам было сложно отвечать на вопросы, есть трудности при чтении - прикрепите свой кирпичик, под соломенный дом.