Урок по химии "Мир металлов"

Разделы: Химия


Идея: создать условия для формирования устойчивого интереса учащихся к теме раздела “Металлы”, через использование различных методических приемов и средств обучения.

Цели:

  1. Создать условия способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний о нахождении металлов в природе, положения их в периодической системе и особенностях строения их атомов, а также осознанного понимания биологической роли металлов в жизнедеятельности человека.
  2. Способствовать на уроке развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также формированию навыков работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами, опорными конспектами, тетрадями на печатной основе.
  3. Обеспечить условия для формирования коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности.

Оборудование:

Коллекции металлов, периодическая таблица химических элементов, предметы, изготовленные из металлов, опорные конспекты: “Биологическая роль металлов в организме человека”, “Металлы в продуктах питания”, макет торса человека, карточки с символами металлов.

Структура урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методическое обоснование
Орг. момент. 1. Приветствие

2. Читает загадку, написанную на доске:

Я твердый, ковкий и пластичный,

Блестящий, нужный всем, практичный.

Я вам уже подсказку дал,

Так кто же я такой…? и предлагает записать отгадку в тетрадь в виде темы урока?

Выслушивает ответы учащихся.

?: Как вы догадались (по каким признакам), что речь идет о металлах.

После ответов уточняет тему урока, прописывает ее на доске.

1. Подготовка рабочего места

2. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока в тетрадь.

Создание положительного эмоционального и внутреннего настроя на работу всех уч-ся.

Акцентирование внимания на теме урока.

Развитие умения обосновывать свою точку зрения

Актуализация знаний 1. ?: Какие Ме вам известны?

Учитель фиксирует ответы школьников на доске.

2. Организует игровую ситуацию

- Создайте рекламу любому Ме, используя шаблон (на доске):

Я…….(металл),

Я самый …….(какой),

Потому что ….. .

Фиксирует свойства металлов на доске, без комментариев

3. Предлагает обратится к историческим сведениям, заслушать краткие (1-2 мин.) сообщения товарищей (было дано перспективное задание (по параграфу 4 и доп литературе) и выстроить схему смены эпох, связанную с историей открытия Ме и их сплавов.

Отвечают с места

 

 

 

Презентация рекламы, запись формулировки в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заслушивают сообщения.

Докладчики выстраивают схему на доске, используя таблички, остальные - фиксируют в тетрадь (по желанию).

Рассматривают предметы выставки из Ме соответствующих веков, рисунки в учебнике.

Актуализация знаний.

Создание ситуации успеха для слабых уч-ся.

Выявление субъектного опыта уч-ся.

“Проживание роли”

 

 

 

 

Расширение кругозора.

Реализация межпредметных связей (история)

Развитие коммуникативных умений: слушать и слышать.

Целеполагание. 1. Предлагает создать кластер по теме “Металлы” (обязательные компоненты кластера прописаны на доске (см приложение) и закрыты белыми листами) на основе имеющихся знаний уч-ся и того, что бы они хотели узнать о Ме.

2. Открывает обязательные элементы кластера на доске и добавляет в пустые ячейки элементы, названные детьми (т.е. то, что будет изучено сверх темы).

3. Предлагает провести ранжирование кластера, и т.о. определить порядок изучение всей темы.

4. Проговаривает, уточняет задачи и объем материала данного урока.

Обсуждают в парах и предлагают компоненты кластера, что они хотели бы узнать о металлах.

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

Предлагают варианты и нумеруют элементы кластера совместно с учителем.

Делают вывод о последовательности изучения тем, в связи с этим определяют основную задачу на данном и последующих уроках: “Продолжить изучение темы “Металлы” по составленному плану”.

Конкретизация субъектного опыта учащихся

Обеспечение понимания уч-ся личностной значимости темы, а также порядка и способов ее познания.

 

 

 

 

 

Развитие логического, критического мышления

“Открытие детьми новых знаний” 1. Организует групповую работу с коллекциями Ме и физической картой Алтая.

Зад: Рассмотрите образцы Ме и проанализируйте физ карту Алтая.

Определите месторождения каких Ме и где находятся на территории нашего края? Ответ зафиксируй те в тетради в произвольной форме.

 

 

 

 

2. Обращает внимание ребят на кластер и просит ответить на вопросы: На каком этапе изучения темы они находятся? Что особенное, необычное, полезное они уже узнали о металлах? И, чем мы будем заниматься сейчас?

 

 

3. Имитационная ситуация “Снегопад”

Организует работу в группах с использованием дидактического материала (см Приложения).

Зад: Расписать электронное строение атома и карточки с символами Ме прикрепить на доску рядом с электронной формулой элемента.

Посредством побудительного и подводящего диалога, подводит детей к выводу об особенностях е-го строения атомов Ме , их месте в ПС и изменении металлических свойств.

4. Предлагает задание на первичное закрепление материала: выполнить 1 и 2 задание в тетрадях на печатной основе стр.32.

Обращает внимание на возможность использования учебника как источника непонятой информации.

Помогает слабым учащимся.

Уточняет: Где металлы расположены в ПС

5. Проблемные вопросы:

- Почему бор неметалл, ведь у него 3 электрона на внешнем уровне.

- Почему висмут и полоний – металлы, хотя у них 5 и 6 электронов на внешней электронной оболочке.

 

 

 

6. Вновь организует работу с кластером, выясняя, насколько ученики продвинулись в изучении темы урока

7. Организует работу с опорными конспектами, макетом в группах.

Зад: Используя дидактические материалы (опорные конспекты и макет торса человека, с прикрепленными на разные органы карточки с символами металлов), подготовить рассказ о биологической роли металла (по выбору учащихся).

Выслушивает ответы учащихся, задает уточняющие вопросы, подводит учащихся к выводу о роли металлов для жизнедеятельности человека.

Организует работу для первичного закрепления изученного материала:

Задание: дополнить записи в печатных тетрадях (2-ой вопрос, стр. 32), используя новые знания.

1. Рассматривают коллекции, работают с картой, обсуждают, фиксируют результаты работы.

Делают вывод о распространенности Ме на территории Алтая.

 

 

 

 

 

 

 

2. Отвечают на вопросы, делают выводы, прогнозы.

 

 

 

 

3. Учащиеся работают с предложенным материалом, обсуждают, делают выводы и обобщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Работают с ПТ, выполняют задания в печ. тетрадях.

 

 

Слабые находят ответы в учебнике.

 

 

 

5. Дают мотивированный ответ, делают вывод о том, что в строении атомов металлов нужно учитывать 2 фактора:

- число внешних электронов

- радиус атомов.

 

 

 

6. Анализируют свою работу на данном этапе,

отвечают на вопрос: Что помогло мне хорошо понять этот элемент кластера?

7. Работают с предложенным материалом, обсуждают в группах, составляют рассказ, выступают.

Делают вывод о роли металлов и их содержании в организме человека.

Работают в печатных тетрадях самостоятельно.

1. Реализация межпредметных связей (география)

Реализация принципа вариативности (выбор вида и формы уч. содерж., способа оформления и представления информации)

Развитие сенсорной сферы

Активизация мыслительной, познавательной деятельности.

Применение знаний в новых условиях

Развитие коммуникативных качеств, также сохранение активной позиции ученика на уроке

2. Промежуточная рефлексия позволяет развивать умения анализировать и прогнозировать детьми свою деятельность

 

 

3. Реализация эвристического подхода

Развитие умений анализировать, сопоставлять, выделять главное и особенное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Организация индивидуальной самостоятельной работы, в том числе и с учебником

Учет индивидуального темпа работы, что ведет к усвоению ГОС и осознанию темы даже слабыми уч-ся

Первичное закрепление материала

Развитие интеллектуальных способностей, умений анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

 

 

 

Промежуточная рефлексия

 

 

 

 

Формирование навыков работы с различными источниками информации, а также умений работы в группе: общение, распределение роле, взаимоподдержка и взаимопомощь.

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает вернуться к кластеру и выделить те компоненты, которые уже изучены (что знал и что узнал)

Уточняет, что на последующих уроках продолжится работа с кластером и, возможно, появятся новые компоненты.

Предлагает создать синквейн по теме.

?:

1. Что наиболее значимое для меня я сегодня узнал?

2. Где эти знания пригодятся мне в жизни?

 

Обращается к учащимся с просьбой оценить свою работу на уроке и поставить оценку себе в тетрадь

Выделяют, проговаривают вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают самостоятельно в тетрадях, затем представляют синквейн.

Рефлексивный анализ деятельности, осознание плана действий, а возможно и целей, последующих уроков по данной теме.

 

 

Закрепление материала.

 

Осознание личностной значимости темы для учащихся.

 

Самоанализ своего участия в работе на уроке, самооценка.

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязательная часть:

П. 5 – в учебнике;

Стр. 32, №3,4 –печатная тетрадь

Дополнительная часть:

1. Обосновать рекламу, созданную металлу на уроке, используя справочную и научную литературу.

2. Вспомнить или отыскать в литературных произведениях строки с упоминанием элементов металлов, а также образные выражения, такие как “золотое сердце”, “железная воля” и т.д.

Записывают задание в тетрадь Реализация дифференцированного подхода (задания разноуровневые)

Создание ситуации успеха – ребенок может реализовать себя в том или ином виде деятельности

Приложеия