Идея: создать условия для формирования устойчивого интереса учащихся к теме раздела “Металлы”, через использование различных методических приемов и средств обучения.
Цели:
- Создать условия способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний о нахождении металлов в природе, положения их в периодической системе и особенностях строения их атомов, а также осознанного понимания биологической роли металлов в жизнедеятельности человека.
- Способствовать на уроке развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также формированию навыков работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами, опорными конспектами, тетрадями на печатной основе.
- Обеспечить условия для формирования коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности.
Оборудование:
Коллекции металлов, периодическая таблица химических элементов, предметы, изготовленные из металлов, опорные конспекты: “Биологическая роль металлов в организме человека”, “Металлы в продуктах питания”, макет торса человека, карточки с символами металлов.
Структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование |
Орг. момент. | 1. Приветствие 2. Читает загадку, написанную на доске: Я твердый, ковкий и пластичный, Блестящий, нужный всем, практичный. Я вам уже подсказку дал, Так кто же я такой…? и предлагает записать отгадку в тетрадь в виде темы урока? Выслушивает ответы учащихся. ?: Как вы догадались (по каким признакам), что речь идет о металлах. После ответов уточняет тему урока, прописывает ее на доске. |
1. Подготовка рабочего
места 2. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока в тетрадь. |
Создание положительного
эмоционального и внутреннего настроя на работу
всех уч-ся. Акцентирование внимания на теме урока. Развитие умения обосновывать свою точку зрения |
Актуализация знаний | 1. ?: Какие Ме вам
известны? Учитель фиксирует ответы школьников на доске. 2. Организует игровую ситуацию - Создайте рекламу любому Ме, используя шаблон (на доске): Я…….(металл), Я самый …….(какой), Потому что ….. . Фиксирует свойства металлов на доске, без комментариев 3. Предлагает обратится к историческим сведениям, заслушать краткие (1-2 мин.) сообщения товарищей (было дано перспективное задание (по параграфу 4 и доп литературе) и выстроить схему смены эпох, связанную с историей открытия Ме и их сплавов. |
Отвечают с места
Презентация рекламы, запись формулировки в тетрадь.
Заслушивают сообщения. Докладчики выстраивают схему на доске, используя таблички, остальные - фиксируют в тетрадь (по желанию). Рассматривают предметы выставки из Ме соответствующих веков, рисунки в учебнике. |
Актуализация знаний. Создание ситуации успеха для слабых уч-ся. Выявление субъектного опыта уч-ся. “Проживание роли”
Расширение кругозора. Реализация межпредметных связей (история) Развитие коммуникативных умений: слушать и слышать. |
Целеполагание. | 1. Предлагает создать
кластер по теме “Металлы” (обязательные
компоненты кластера прописаны на доске (см
приложение) и закрыты белыми листами) на основе
имеющихся знаний уч-ся и того, что бы они хотели
узнать о Ме. 2. Открывает обязательные элементы кластера на доске и добавляет в пустые ячейки элементы, названные детьми (т.е. то, что будет изучено сверх темы). 3. Предлагает провести ранжирование кластера, и т.о. определить порядок изучение всей темы. 4. Проговаривает, уточняет задачи и объем материала данного урока. |
Обсуждают в парах и
предлагают компоненты кластера, что они хотели
бы узнать о металлах.
Записывают в тетрадь.
Предлагают варианты и нумеруют элементы кластера совместно с учителем. Делают вывод о последовательности изучения тем, в связи с этим определяют основную задачу на данном и последующих уроках: “Продолжить изучение темы “Металлы” по составленному плану”. |
Конкретизация субъектного
опыта учащихся Обеспечение понимания уч-ся личностной значимости темы, а также порядка и способов ее познания.
Развитие логического, критического мышления |
“Открытие детьми новых знаний” | 1. Организует групповую
работу с коллекциями Ме и физической картой
Алтая. Зад: Рассмотрите образцы Ме и проанализируйте физ карту Алтая. Определите месторождения каких Ме и где находятся на территории нашего края? Ответ зафиксируй те в тетради в произвольной форме.
2. Обращает внимание ребят на кластер и просит ответить на вопросы: На каком этапе изучения темы они находятся? Что особенное, необычное, полезное они уже узнали о металлах? И, чем мы будем заниматься сейчас?
3. Имитационная ситуация “Снегопад” Организует работу в группах с использованием дидактического материала (см Приложения). Зад: Расписать электронное строение атома и карточки с символами Ме прикрепить на доску рядом с электронной формулой элемента. Посредством побудительного и подводящего диалога, подводит детей к выводу об особенностях е-го строения атомов Ме , их месте в ПС и изменении металлических свойств. 4. Предлагает задание на первичное закрепление материала: выполнить 1 и 2 задание в тетрадях на печатной основе стр.32. Обращает внимание на возможность использования учебника как источника непонятой информации. Помогает слабым учащимся. Уточняет: Где металлы расположены в ПС 5. Проблемные вопросы: - Почему бор неметалл, ведь у него 3 электрона на внешнем уровне. - Почему висмут и полоний – металлы, хотя у них 5 и 6 электронов на внешней электронной оболочке.
6. Вновь организует работу с кластером, выясняя, насколько ученики продвинулись в изучении темы урока 7. Организует работу с опорными конспектами, макетом в группах. Зад: Используя дидактические материалы (опорные конспекты и макет торса человека, с прикрепленными на разные органы карточки с символами металлов), подготовить рассказ о биологической роли металла (по выбору учащихся). Выслушивает ответы учащихся, задает уточняющие вопросы, подводит учащихся к выводу о роли металлов для жизнедеятельности человека. Организует работу для первичного закрепления изученного материала: Задание: дополнить записи в печатных тетрадях (2-ой вопрос, стр. 32), используя новые знания. |
1. Рассматривают
коллекции, работают с картой, обсуждают,
фиксируют результаты работы. Делают вывод о распространенности Ме на территории Алтая.
2. Отвечают на вопросы, делают выводы, прогнозы.
3. Учащиеся работают с предложенным материалом, обсуждают, делают выводы и обобщения.
4. Работают с ПТ, выполняют задания в печ. тетрадях.
Слабые находят ответы в учебнике.
5. Дают мотивированный ответ, делают вывод о том, что в строении атомов металлов нужно учитывать 2 фактора: - число внешних электронов - радиус атомов.
6. Анализируют свою работу на данном этапе, отвечают на вопрос: Что помогло мне хорошо понять этот элемент кластера? 7. Работают с предложенным материалом, обсуждают в группах, составляют рассказ, выступают. Делают вывод о роли металлов и их содержании в организме человека. Работают в печатных тетрадях самостоятельно. |
1. Реализация
межпредметных связей (география) Реализация принципа вариативности (выбор вида и формы уч. содерж., способа оформления и представления информации) Развитие сенсорной сферы Активизация мыслительной, познавательной деятельности. Применение знаний в новых условиях Развитие коммуникативных качеств, также сохранение активной позиции ученика на уроке 2. Промежуточная рефлексия позволяет развивать умения анализировать и прогнозировать детьми свою деятельность
3. Реализация эвристического подхода Развитие умений анализировать, сопоставлять, выделять главное и особенное.
4. Организация индивидуальной самостоятельной работы, в том числе и с учебником Учет индивидуального темпа работы, что ведет к усвоению ГОС и осознанию темы даже слабыми уч-ся Первичное закрепление материала Развитие интеллектуальных способностей, умений анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.
Промежуточная рефлексия
Формирование навыков работы с различными источниками информации, а также умений работы в группе: общение, распределение роле, взаимоподдержка и взаимопомощь. |
Рефлексия
|
Предлагает вернуться к
кластеру и выделить те компоненты, которые уже
изучены (что знал и что узнал) Уточняет, что на последующих уроках продолжится работа с кластером и, возможно, появятся новые компоненты. Предлагает создать синквейн по теме. ?: 1. Что наиболее значимое для меня я сегодня узнал? 2. Где эти знания пригодятся мне в жизни?
Обращается к учащимся с просьбой оценить свою работу на уроке и поставить оценку себе в тетрадь |
Выделяют, проговаривают
вслух.
Работают самостоятельно в тетрадях, затем представляют синквейн. |
Рефлексивный анализ
деятельности, осознание плана действий, а
возможно и целей, последующих уроков по данной
теме.
Закрепление материала.
Осознание личностной значимости темы для учащихся.
Самоанализ своего участия в работе на уроке, самооценка. |
Домашнее задание.
|
Обязательная часть: П. 5 – в учебнике; Стр. 32, №3,4 –печатная тетрадь Дополнительная часть: 1. Обосновать рекламу, созданную металлу на уроке, используя справочную и научную литературу. 2. Вспомнить или отыскать в литературных произведениях строки с упоминанием элементов металлов, а также образные выражения, такие как “золотое сердце”, “железная воля” и т.д. |
Записывают задание в тетрадь | Реализация
дифференцированного подхода (задания
разноуровневые) Создание ситуации успеха – ребенок может реализовать себя в том или ином виде деятельности |