Цели:
- Отрабатывать умения и навыки в определении падежа склонения имен существительных.
- Отрабатывать и закреплять орфографическую зоркость.
- Закреплять синтаксические знания.
- Совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь.
- Развивать любознательность, наблюдательность учащихся, учить их делать выводы обобщения.
- Расширить представления детей о пользе, которую леса приносят человеку, о необходимости охраны растительного мира нашей Родины.
Ход урока
1. Вступительная беседа.
Сегодня на уроке мы продолжаем работу с именами существительными, конечно, закрепляем и повторяем ранее изученный материал. Но у нашего урока есть еще одна цель. Какая?
(1 ученик читает):
Люди попросту не знают, -
Вот попробуй, объясни, -
Почему же не линяют
От воды в реке лини?
Нет, не зря все так назвали -
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми.
Мне хочется научить вас быть любознательными и наблюдательными людьми. Чтобы вы умели удивляться всему новому и интересному, иногда и уже хорошо знакомому. Девиз нашего урока: “Удивительное рядом.” Сейчас и узнаем о чем удивительном пойдет речь.
2. Словарная работа.
(На доске записаны слова в 2 столбика.)
лист…я снежная пр…хлада разноцветные зел…н… приятная ша…ка ли…кая
(Дети читают слова, записывают их в 2 столбика, проверяем орфограммы.)
- По какому признаку я записала слова в 2 столбика?
- Прочитайте слова 1 столбика и докажите, что это имена существительные. Какое слово лишнее? (листья - мн. ч.)
- Что общего у оставшихся слов? (ж. р., ед. ч.)
- Раздели эти слова на 2 группы. (1 скл., 2 скл.)
- Прочитайте слова 2 столбика и докажите, что это имена прилагательные.
- Какое слово лишнее? (разноцветные- сложное слово)
- Прочитайте пары слов. Что заметили? Образуйте словосочетания.
- Стрелкой укажите пару.
- Почему к слову листья не подобрали прилагательное липкая?
- А теперь подумайте, где и когда можно встретить разноцветные листья, снежную шапку, приятную прохладу и липкую зелень?
- Сегодня мы будем искать удивительное в русском лесу.
3. Лес так хотел привлечь к себе ваше внимание, что решил сам о себе немного рассказать и прислал вам письмо.
(1 ученик зачитывает письмо.)
Я ваш зеленый друг. Я помогаю получать высокие урожаи хлеба. Лес- это бумага, книжки с картинками, тетради для учеников, это двери в новых домах, мебель в ваших квартирах. Но лес дает человеку не только все необходимое для жизни: пищу, жилище, одежду. Лес помогает сохранить здоровье. Это - любимое место отдыха детей и взрослых. Прогулки в лес радуют людей, приносят им эстетическое удовольствие.
- Как вы понимаете выражение “эстетическое удовольствие”?
- С.И. Ожегов в своем словаре определил эстетику - как красоту.
- Какую красоту можно увидеть в лесу, чтобы получить удовольствие?
4. Практическая работа.
Представьте, что вы в русском лесу. К названию какого дерева очень часто добавляют тоже прилагательное?
Ответ найдем в стихотворении (на доске записано стихотворение)
Деревьев разных не сочтешь -
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей?
(В. Алексеев)
- Какой березка является для автора?
- Значит и для нас он родня. А мы с вами русские люди. Березку называют гордостью русских лесов.
- А являются ли родственными слова, которые я подчеркнула?
- Как я изменила слово? (число, падеж)
- Измените по падежам слово березка. Проверка работы.
- Как называется изменение имен существительных по падежам?
Продолжаем свое путешествие по русскому лесу.
(Дети записывают под диктовку предложение.)
Молоденькие осинки выстроились на лесной поляне.
- Поставьте знак ударения. Прочитайте слова с безударными гласными орфографически правильно.
- Найдите слова с приставками и предлогами. Как отличить приставку от предлога?
- Выполните синтаксический разбор предложения, укажите падеж имен существительных.
- Проверяем выполнение работы.
- С новой строки выпишите слово осинка. Продолжи ряд слов.
(Учитель читает текст, а дети выписывают родственные слова.)
Как хороша, как красива осина! Особенно хорош осиновый лес в осенние ясные дни. Цветным чистым ковром расстилаются в осиннике опавшие листья. Там и тут видны под деревьями шапки поздних грибов-подосиновиков.
(В тетрадях учеников появляется запись: Осинка, осина, осиновый, осинник, подосиновик.)
- Произошло словообразование или словоизменение? Докажите, разобрав слова по составу.
- Укажите склонение имен существительных.
- Есть еще одно дерево, без которого трудно представить русский лес. Особенно сейчас, перед Новым годом, мы часто говорим о нем. Какое это дерево?
(На доске записан текст)
Высокая (елка) росла в дремучем лесу. Около (елка) бегали зайцы, ежи, волки. Над (елка) летали синицы, сороки, свиристели.
- Какое задание можно выполнить с этим текстом? Запишите текст,
- Поставьте существительное в скобках в нужном падеже. Укажите падеж. (После выполнения работа проверяется.)
- Составьте свое предложение со словом елка, употребив его в другом падеже.
5. Заключительная часть.
- Сегодня мы узнали, что лес человеку дает очень многое. Но мы не должны только брать. Иногда мы оказываемся перед лесом в долгу. О каком долге я говорю?
- Однажды писатель Виталий Бианки получил телеграмму из леса. Давайте обсудим ее.
“Мы - первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!
Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень.”
(Дети обсуждают телеграмму.)
Для того, чтобы стать лесу настоящим другом, нужно всегда помнить следующие правила.
6. Обобщение.
(1 ученик читает стихотворение.)
Нет, ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода – водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану – присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь, кажется иной, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
- Какие удивительные картины можно увидеть в русском лесу?
- Что даёт человеку лес?
- Записываем предложение.
Как хорошо, что на свете есть леса!
- Какое это предложение по интонации и по цели высказывания?
- Докажите это суждение.
- Смогла ли я вас удивить?