Цель урока:
Обобщить знания о природных ресурсах. Систематизировать знания о природных ресурсах, обеспечивающих производство. Подвести учащихся к выводу о необходимости экономичного использования природных ресурсов.
Обобщить и систематизировать знания об изменении ПК под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Ход урока
I Организационный момент
II Изучение нового материала
1. Просмотр видеофрагмента о природных ресурсах.
2. Беседа с учащимися, позволяющая выявить их знания, взгляды, отношение к проблеме использования природных ресурсов на основе просмотра видеофрагмента.
Предполагаемые вопросы для беседы:
- Что мы называем природными ресурсами?
- На какие группы можно разделить природные ресурсы? Назовите исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы.
- Сделайте выводы из факта, что 50 лет назад воду называли неисчерпаемым природным ресурсом, а сейчас повсеместно ощущается её дефицит.
- Чем отличается использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов?
- Какие ресурсы используются в производстве?
- Как вы думаете, что раньше стало ресурсом: сила ветра или энергия морских приливов? Как может использоваться в хозяйственной деятельности человека ветер?
- Чем земельные ресурсы отличаются от почвенных? Оцениваем ли мы рельеф как природный ресурс?
- Работа с географическими картами и картами атласа
по определению географии природных ресурсов на территории России. Вывод о неравномерном размещении природных ресурсов. - Беседа с учащимися: «Внимание! Проблема».
(об изменении Пк под влиянием хозяйственной деятельности человека). - - Баргузинский:
- - Астраханский
- - Кедровая падь;
- - Ильменский
- Водопады
- Пещеры
3. Работа на компьютере. Происхождение и размещение минеральных ресурсов (см. приложение №1).
4. Объяснение учителя - систематизация и обобщение знаний (см. приложение №2).
5. Работа с учебником. Анализ схемы «Природные ресурсы».
Ответы на вопросы в тексте параграфа:
Итог обсуждения представить в тетради в виде схемы:
Влияние человека на природу
Целенаправленно |
Непреднамеренно |
орошение или осушение земель, |
вырубка леса не ради древесины, а |
создание строительных площадок, |
для расширения площади пашни, |
охота и промысел диких животных, |
распашка склонов для увеличения |
сбор лекарственных растений, |
пашни приводит к усилению эрозии |
распашка территорий, создание |
и образованию оврагов; добыча |
водохранилищ, строительство |
полезных ископаемых приводит к |
каналов и т. п. |
нарушению естественного покрова |
и т. п. | |
Создание |
Меры по охране и преобразованию природы |
|||
Создание особо охраняемых территорий |
|||
Заповедники [биосферные, комплексные, специальные) участки территорий, навечно изъятые из хозяйственного |
Национальные парки охрана природы сочетается с использованием для массового туризма и отдыха) - «Лосиный остров» в Подмосковье |
Памятники природы (Достопримечательные природные объекты, подлежащие охране). |
Заказники (охраняемые объекты с менее строгим режимом) Разрешены виды хозяйственной деятельности, которые не наносят вреда охраняемым объектам). |
III Закрепление материала
Работа с компьютером.
Тест «Природные ресурсы и их использование» (см. приложение).
IV Домашнее задание:
§ 48. На контурной карте показать географию размещения основных особо охраняемых территорий России, знание которых предусмотрено программой.