Цели:
- Образовательные: закрепить знание таблицы умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6; знания об увеличении чисел на несколько единиц и в несколько раз, о порядке выполнения действий, отработка умения решать задачи, связанные с кратным отношением, продолжить работу по формированию вычислительных навыков.
- Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать предложенные задачи и выделять главное, логически строить план решения, развитие самостоятельности, умения преодолевать трудности.
- Воспитательные: продолжение работы по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата, воспитанию внимания, самоконтроля, аккуратности, интереса к предмету, воспитанию бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование:
- Наглядные пособия – иллюстрации зайчонка, поросят, макет домика, индивидуальные карточки с заданиями, рисунок реки с камнями, на обороте которых записаны задачи;
- магнитофонная запись с медленной и ритмичной музыкой;
- рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сейчас у нас урок математики. Встали все прямо, улыбнулись мне, гостям, друг-другу. Настроились на работу, садитесь.
II. Сообщение темы и целей урока.
- На прошлых уроках мы с вами ознакомились с умножением чисел на 2, 3, 4, 5, 6, научились решать задачи, которые решаются нахождением произведения или частного.
Сегодня мы закрепим эти знания, повторим порядок действий в выражениях со скобками и без них, будим развивать навыки устного и письменного счета.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок-сказка. Итак, сказка начинается.
- На лесной полянке, в домике под соломенной крышей, жили три дружных маленьких поросенка. Каждый из них занимался своим делом. Поросенок Топ стряпал обеды. Поросенок Шлёп работал в огороде. Но, а самый младший - поросенок Плюх, тоже разумеется, был занят. Целыми днями он носился по саду, и забирался во все лужи.
Но сегодня вы поросенка Плюха на улице не увидите. Он тяжело заболел. Старый ёж сказал, что вылечить Плюха могут только жёлуди, которые растут далеко на старом дубе. Поросята не могут за ними сходить, т.к. не могут оставить Плюха одного, за ним нужен уход.
- Поросята просят вас, ребята, сходить за жёлудями. Поможем им?
Путь будет трудным. Не испугаемся трудностей?
- А что нам нужно взять с собой в дорогу?
- Тогда вперед!
III. Устный счёт.
- Не успели мы выйти на дорогу, как повстречали старого приятеля поросят – зайчонка.
- Ребята, скажите, из каких геометрических фигур он состоит?
- Чем отличается квадрат от других фигур?
- Сколько здесь треугольников? (12)
- Сколько квадратов? (4)
(Дети по 1 выходят к доске, показывают).
- Вы согласны? (Дети веерами показывают). И перед тем, как начать считать, откроем гостям секрет - какие действия прячет предлог на, какие предлог в?
- Теперь скажите, на сколько треугольников больше, чем квадратов?
12 – 3 = 9.
- На 9. Как вы узнали?
- А во сколько раз квадратов меньше, чем треугольников?
12 : 4 = 3 (в три раза)
- Как узнали?
- Молодцы.
У зайчонка прохудилась крыша в доме, нужно её починить. Поможем ему? Чтобы починить крышу, нужно быстрее расставить стрелки.
С каждого ряда по 1 ученику. Затем проверка с помощью вееров.
- Молодцы, помогли зайчонку, он вас благодарит. (Оценивание ответов)
IV. Закрепление изученного материала.
Решение задачи.
- А вот мы и подошли к реке. Река бурная, течение реки быстрое. Перейти через реку трудно. Но нам помогут камни – валуны, которые выступают из реки. Нужно решить задачи, которые записаны на камнях.
- Итак, читаем задачу.
“6 метров ленты стоят 18 рублей. Сколько стоят 9 метров такой ленты?”
- Что известно в задаче?
- Что нам нужно узнать? Можем ли сразу узнать? Почему? Объясните. Каким действием узнаем? Теперь можем ответить на вопрос задачи?
(Ребята пишут в тетрадях. Один ученик идет к закрытой доске, выполняет задание. Затем проверка с помощью веера).
6м. - 18 р.
1) 18 : 6 = 3( р.) - стоит 1 метр
9м - ? р.
2) 3 х 9 = 27 (р.) – стоят 9 метров.
Ответ: 27 рублей стоят 9 метров.
Оценивание. Молодцы.
V. Физкультминутка.
- Ребята, а как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы не болеть? И как вы думаете, почему заболел поросенок?
(Закалять организм, делать зарядку, следить за своим здоровьем).
- Давайте сейчас встанем, и вместе с поросятками сделаем упражнения, для того, чтобы быть здоровыми.
VI. Решение задачи.
- Итак, отдохнули, молодцы, набрались сил, идем дальше.
- У нас есть ещё один камень. Прочитаем задачу № 4 стр. 65.
“Масса кабачка 2 кг.; а масса тыквы в 6 раз больше. Чему равна масса кабачка и тыквы вместе?”
- О чём говорится в задаче?
- Что сказано о массе кабачка?
- Что сказано о массе тыкве?
- Прочитайте вопрос задачи. Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Каким действием узнаем массу тыквы? Обоснуйте.
- Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?
1 ученик к доске – пишет краткую запись. Далее идёт работа в тетради. Дети самостоятельно решают задачу.
- Итак, решили?
- Что узнали 1-м действием? 2-м действием? Проверили, молодцы.
Упражнения для коррекции зрения, для пальчиков.
VII. Решение примеров. Дифференцированное задание.
- Не успели перейти через реку, как нас встретил лис Цап. Он шел с рыбалки, и так много наловил, что не может никак унести. И дорогу показать не хочет, пока мы не поможем ему. Ну что, ребята, поможем?
- Давайте сначала вспомним порядок действий в выражениях со скобками и без них.
- Если выражение со скобками, как будем решать? (Дети рассказывают правила стр.44)
Примеры записаны на рыбках. Для детей с сильными возможностями – на больших рыбках. Для детей со средними возможностями – на маленьких рыбках.
Остальные дети пишут №3 на странице 65 учебника.
Для детей со слабыми возможностями – задания на карточках и на доске.
- Раскрасьте шары, обозначенные числами, делящимися на 2 без остатка в красный цвет, делящимися на 5 - в синий.
- Молодцы, собрали всех рыбок.
VIII. Итог урока.
- И вот мы у дуба. Какие красивые, спелые желуди на нем растут. Мы отдадим эти желуди поросятам, а они нам скажут “спасибо”. И поросенок Плюх обязательно выздоровит.
- Итак, что мы можем посоветовать поросятам, чтобы они не болели?
- Хорошо.
- А теперь скажите, что мы сегодня делали на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- Что чувствовали, когда делали задания?
- С каким настроением работали?
- Молодцы, работали хорошо.
Домашнее задание: №6 стр.65 и №4 стр.64 по вариантам. Повторить таблицу умножения.
- Урок окончен, встали все, улыбнулись, всем спасибо.