Урок по окружающему миру "Разнообразие растений и животных".

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • дифференцировать понятие “живая природа” и понятия “ растения” и “животные”;
  • вывести учащихся на самостоятельную классификацию объектов живой природы;
  • развивать познавательные способности, коммуникативные навыки общения, умение увидеть новое в знакомом, делать выводы;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • Дмитриева Н.Я., Казакова А. Н. Учебник “Мы и окружающий мир”;
  • коллекция насекомых и пауков;
  • коллекция растительного мира;
  • аудио-энциклопедия, видеофильм;
  • фотографии, рисунки с изображением различных растений и животных.

Ход урока

I.

1. Организационный момент.

/ Песня “До чего же хочется на жирафе покататься” /

2. Загадки.

1. Летит - воет, сядет – землю роет. /жук/

2. Стоят столбы белы,

3. На них шапки зелены. /берёза/

4. Не по рыбам, а сети ставит. /паук/

5. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. /сова/

6.

Он высокий, он огромный
Он похож на кран подъёмный,
Только этот кран живой,
Тот из вас лишь будет прав,
Кто ответить нам…/ жираф/

7. Животное с двумя горбами на спине. / верблюд/

8.

Стоят в поле сестрички -
Жёлтый глазок, белые сестрички. /ромашка/

9. Длина, а не нитка, зла, а не ведьма, черна, а не ворон. /змея/

- О чем может пойти речь?

Ответы детей. /о природе/

-По каким признакам мы определяем объекты живой природы?

- Это всё, что дышит, питается, размножается, растёт.

- А какие условия необходимы на Земле для жизни?

- Для жизни необходимы: воздух, свет, солнечное тепло и вода.

3. Выстраивание таблицы.

Природа

Неживая природа

Живая природа

Животные Растения
(Фауна) (Флора)

4. Есть на нашей Земле два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут-то на одной территории, и все у них общее: земля, реки, моря. Называются эти царства так: Царство Растений и Царство Животных.

- Чем же растения отличаются от животных?

- Они разные. У них разный внешний вид. Растения не двигаются, только раскачиваются, а животные ходят.

- Много важного вы сейчас назвали. Но есть главное отличие растений от животных.

Показ картинки с изображением актинии.

- Это животное или растение?

- Это такое животное, живёт в море. (Дети ищут картинку в учебнике, с. 21)

Внешний вид, способ передвижения (обитатели водоемов - актинии, губки сидят на одном месте), способ питания. Зеленым растениям нет нужды с утра до вечера рыскать в поисках пищи, как это делают животные. Находясь на одном месте , растения могут неплохо прокормить себя. С помощью корней они добывают питательные вещества из земли. Помогают им в питании зеленые листья, впитывая солнечные лучи, листья вырабатывают питательные вещества. Животные питательные вещества вырабатывать не могут. Они перерабатывают вещества, созданные растениями.

- Ребята! Как вы думаете, сколько на земле животных?

- Очень много. Они везде!

5. Игра “Четыре стихии”

Водящий кидает им мяч, называя одну из стихий (вода, огонь, воздух, земля). Игрок должен поймать мяч и кинуть его водящему, называя животное, обитающее в этой стихии. Если названа стихия “огонь”, то ловить мяч нельзя. Побеждает тот, кто не ошибется.

II.

Физкультминутка.

1. Ребята, вы принесли рисунки животных! Значит, давайте их внимательно рассмотрим. Расскажите, пожалуйста, почему каждый из вас выбрал именно то животное, которое у вас нарисовано? (Моё любимое животное тигр, т. к. он очень вынослив и быстр, а из птиц люблю альбатроса за его величественный размах крыльев, а фламинго, за его нежный розовый окрас перьев.) На доске детские рисунки.

2. О некоторых способностях интересных животных:

Гепард – самый быстрый,

Павиан – самый дальнозоркий,

Дельфины – лучшие ученики,

Тупики – птицы, всегда живущие стаями,

Фламинго – очень экзотичны. И т. д.

3. А теперь, дети, вспомните, в каких песнях упоминаются названия животных.

а)

От улыбки станет всем светлей,
И слону и даже маленькой улитке.

б) Жил да был чёрный кот за углом.

в)

Ах, здравствуйте, горы вот такой ширины.
Ах, здравствуйте, реки вот такой ширины.
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зелёный попугай. (и т. д.)

4. Большинство животных живет в природе независимо от человека, они сами добывают пищу, строят себе жилища.

- Чем они питаются? /Лиса ловит мышей, ежей; волк охотится на зайца; медведь питается ягодами, ест все, что можно есть/.

- Кто из зверей делает запасы на зиму? /белки, ежи, кроты/

- Как называется жилище медведя? /берлога/

волка /логово / / лисы /нора/ белки /дупло/;

- Кто еще из зверей живет в норах? ( зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки)

- Кто из зверей меняет цвет шубки? (зайцы, лиса, белка)

- Кто из зверей меняет рога? (лось, олень)

- Что является общим для зверей? /4 ноги, шерсть/

III. Игра.

А сейчас предлагаю поиграть в игру “Зоопарк”.

- Кто был в зоопарке? /ответы детей/

“ЗОО” - в переводе “живое существо”.

Зоология – НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ЖИВОТНЫХ.

В нашем зоопарке много диких зверей, вы увидите их сами. (К доске приглашаются ученики, подготовившие сообщение).

/Рассказы детей о животных начинаются с загадки/.

1.

Мягко ходит по дорожкам,
С виду - как большая кошка,
Гибкая, усатая,
Шёрстка полосатая.
Хоть на кошку он похож-
Ты к нему не попадёшь:
В лапках сила велика-
Может завалить быка,
С этим зверем не до игр,
Очень уж опасен _____. (На доске появляется картина с изображением тигра).

Тигр – хищное млекопитающее. Тело у тигра вытянутое, гибкое, голова округлая, глаза голубые, хвост длинный, равномерно опушённый на всём протяжении, окраска поперечнополосатая. Распространены тигры в тропических и субтропических широтах. В пределах России небольшая групп тигров есть только на Дальнем Востоке. Добычей тигру служат кабаны, олени, косули, а также крокодилы, черепахи, рыбы, крабы. Тигр, несмотря на огромные размеры, обнаруживает крайнюю осторожность, ловкость, умение маскироваться. Тигр любит купаться и хорошо плавает.

2.

Белеют бивни, точно снег,
Животное сильнее всех.
Огромный, серый, с добрым нравом,
Идёт по джунглям величаво
И длинным носом, как рукой,
Поднять он может нас с тобой. (На доске картинка с изображением слона).

Слон – самое большое сухопутное животное на Земле. Нельзя не узнать этого добродушного гиганта с развесистыми ушами, могучими бивнями, смешным, похожим на верёвочку, хвостом и длинным сильным носом хоботом. Питается слон растительной пищей. Живут слоны стадами. Слоны бывают азиатские (индийские) и африканские.

3.

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет,
В рот малину собирает.
Любит рыбу, муравьёв,
Отгадайте, кто таков?

В каждом доме есть хозяин. Так и в лесу. Хозяином леса обычно называют самого крупного лесного зверя - медведя.

Живут медведи как в холодном так, так и в жарких странах (в Евразии, Америке и даже в Индии).

Любимое лакомство медведя - мёд. Не откажется он и от побегов растений, жёлудей, муравьёв, грибов да ягод. Однако медведь хищный зверь. Добычей его могут стать мелкие животные; лоси, олени и домашний скот.

Зимой медведи спят в берлогах, живя за счёт накопленного жира, а весной выходят из них изрядно похудевшие и оголодавшие. Наиболее опасны медведи; разбуженные посреди зимней спячки, не улёгшиеся спать медведи – шатуны, а также медведицы, охраняющие своих детёнышей- медвежат.

Белый (полярный) медведь считается самым сильным среди медведей. Несмотря на свой огромный вес, он крайне ловок, подвижен и хитёр. От него трудно уйти даже такому чуткому и быстроногому животному, как северный олень. А кроме того, белый отлично плавает и ныряет.

- Какие сказки о медведях вы знаете? /ответы детей/

4.

Серый, косматый, крадётся тенью,
По лесу бродит, глазами блестит,
Весь день иногда он томится бездельем,
Зато тёмной ночью хищник не спит.
Заблеет тревожно ягнёнок в сарае-
Голодным останется хищник опять.
На скотном дворе все животные знают:
Собаки всегда будут их охранять.

Волк – ещё один популярный герой сказок. Волк - опасный хищник. Внешне он похож на обыкновенную собаку и отличается от неё только хвостом. У собаки он зачастую поднят кверху, а у волка опущен. Волк умён, хитёр и мужествен.

Волки часто охотятся стаями, особенно зимой: один или несколько волков прячутся в засаде, а другие гонят добычу на них. Добычей волка могут стать любые, как мелкие, так и крупные животные: зайцы, олени, антилопы, коровы, лошади.

Однако волки не всегда приносят людям зло. Во- первых, они являются санитарами леса, убивая прежде всего слабых и больных животных, а во- вторых, известны случаи, когда волчицы вскармливали потерявшихся человеческих детей.

Длинная шея и длинные ноги,
Ходит животное это в тревоге,
Щиплет листочки. Заметен врагу,
Боится попасться он тигру и льву.

Жираф – у него есть голова, шея, туловище, ноги, хвост. На голове у жирафа два, а иногда и три рога, глаза, уши, рот; на ногах копыта; тело жирафа покрыто жёлтой шерстью с коричневыми пятнами; на шее у жирафа растёт короткая коричневая грива.

Долгое время люди считали жирафа совершенно безголосым животным. Но наблюдения говорят о другом. Жирафы умеют издавать звуки. И самые разнообразные. Они могут поворчать, а ещё он очень забавно фыркает носом.

Половина его роста – длинная, до 3-х метров шея. В шее у жирафа всего 7 позвонков. Необыкновенно длинный у жирафа язык: чтобы поедать листья с самых высоких деревьев, животное может высунуть его на 45 см.

/ Песенка про жирафа/

- Вам понравилась игра в зоопарк?

- Какие животные вызвали у вас интерес?

- С какими животными тебе не хотелось бы встретиться в лесу?

- Как ты думаешь, дикие звери нуждаются в нашей помощи, как домашние животные?

- Почему нельзя заводить диких зверей в квартире?

IV.

1. Сюжет видеофильма “Животные в тропических лесах Южной Америки” отрывок.

2. Продолжаем разговор о тропическом лесе, рассматривая рисунок в учебнике на стр. 25.

Звучит музыка птиц. /голоса птиц/

- Дети, а что вы знаете о птицах?

  • Птицы – единственные животные с перьями и клювом.
  • Птицы вьют гнезда и выводят птенцов.
  • Большинство птиц, умеют летают.
  • Не летают киви, пингвины и страусы.
  • На земле более 9 тысяч различных видов птиц.

- А теперь ответьте на вопросы:

Кто подражает человеческой речи? /попугай/

Какая птица является символом мудрости? /сова/

У кого самая длинная шея. /журавль/

Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой ./пингвин/

Какая птица “лает”? /самец белой куропатки/

4. Аудио-энциклопедия “Карта весёлого путешествия” (Отрывок о птицах).

5. Игра “Птицы”

“Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, то дайте мне знать. Можно топать или хлопать”.

Учитель:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

(Дети топают.)

Учитель: Что не правильно?

Дети: Мухи!

Учитель: А мухи кто?

Дети: Насекомые.

Учитель:

Прилетели птицы:

Голуби, куницы..

(Дети топают.)

Дети: Куницы – звери, млекопитающие.

Учитель:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки..

(Дети топают)

Дети: Комары-насекомые. И т. д.

Спасибо, ребята!

V.

1. Играем по написанию. /Одни красивые , яркие другие- неприметные. Одни- махонькие, другие- великаны. Но у всех есть общие признаки- шесть ног и членистое тело. Как бы с насечками: отсюда и название- насекомое./ Рисование бабочек .

2. Рассматриваем коллекцию насекомых.

- Можно ли паука назвать насекомым? / у паука 8 ног нет крыльев/

VI.

1 .Игра “Разбей на группы”

На доске вперемешку записаны названия деревьев, цветов, трав, животных. Ребята должны рассортировать в четыре группы (1-деревья, 2-цветы, 3-трава, 4-животные).

Например: (дуб, кролик, осина, тюльпан, медведь, астра, тополь, ландыш, сова, колокольчик, зверобой, сосна, лиана, пальма, бабочка, колибри, пума, змея, секвойя, обезьяна, чабрец, подорожник, крокодил, сом).

- Какие хвойные деревья вы знаете?

Ель. Острая вершина, к низу расширяется. Хвоинки, очень колючие, одиночные. Крона густая, дает сильную тень. Живет ель 300-500 лет. Из древесины делают бумагу, искусственный шелк.

Сосна. Любит свет. Хвоинки в паре. Меняются в сентябре. Сосна растет на любой почве. В сосновом бору целебный воздух. Древесина является хорошим строительным материалом.

- Назовите существенный признак, по которому вы определяете дерево?

- Длинный ствол.

2. Фрагмент фильма “Что такое? Кто такой?” (О животном и растительном мире.)

3. Подведение итогов.

  • Зачем надо любит природу?
  • Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
  • Чему вы удивились на уроке?
  • Оправдались ли ваши ожидания, которыми вы шли на урок?

Вывод: Мы являемся хозяевами нашей природы, и она кладовая солнца для нас с великими сокровищами жизни. Мало того, что сокровища надо охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна вода, следовательно, будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях ценные животные, значит, будем охранять их место обитания. А человеку нужна Родина, а охранять природу, значит, любит Родину.

Животный мир богат и разнообразен. Мы встречаем наших любимых зверей и птиц везде. Грустно было бы жить без них на нашей планете. Очень интересно наблюдать за ними, смотришь на животных и радуешься их существованию.